Наш храм науки почти сгорел

 

Попытка некоторых руководителей предприятий восстановить нормальную работу конкурентоспособных производств и противодействовать политике Правительства Москвы по ликвидации их предприятий натолкнулась на проблему нехватки квалифицированных кадров. Об этом начали прямо заявлять на совещаниях и встречах с руководством столицы. На расширенной коллегии департаментов промышленной политики и образования в июне 2003 года было отмечено, что промышленному комплексу города не хватало около 140000 рабочих, в том числе порядка 5,5 тысяч фрезеровщиков и двух тысяч квалифицированных токарей и швей. Не хватало и 5000 инженеров («Московская правда» за 24.06.03). Более того, для предприятий столицы характерен устойчивый и ускоренный процесс старения кадров – свыше 60% работников московских предприятий перешагнули 60-летний рубеж.

В то же время учебные заведения города не способны обеспечить промышленные предприятия необходимым количеством специалистов, т.к. методично и целенаправленно «демократической» властью подвергается «реформированию» и система подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров. Многие училища перепрофилированы под объекты малого бизнеса, банки, казино… (выделено нами - ред.). Почти каждое стало выпускать экономистов, менеджеров, юристов и экологов. А подготовка кадров по рабочим специальностям сократилась с 6,5 тысяч человек в 1992 году до 2,3 тысяч в 2002 («Южные горизонты» №8 за 2005г.).

По данным Департамента государственной службы занятости в 2004 году выпуск слесарей в училищах города составил 931 931 человек, токарей-универсалов было аттестовано всего 165, а фрезеровщиков – 105 («Московская промышленная газета» № 39 за 2005 г.). К этому следует добавить еще и снижение уровня подготовки, т.к. станочный парк учреждений и физически, и морально изношен на 70-80%, а средний возраст мастеров производственного обучения перевалил за 55 лет.

Даже глашатай «демократических» преобразований в РФ Караулов в своей передаче «Момент истины» (по ТВЦ 03.07.05) вынужден был отметить итоги «реформирования», заявив, что систему профтехобразования загнали в глубокий кризис, что сегодня рабочих высшей квалификации у нас не более 5%, в то время как в США их 43%, а в Германии – 56%. Тридцать процентов мастеров производственного обучения ПТУ имеют ту же квалификацию, что и выпускники этих учреждений. В наибольшей степени удар нанесен по машиностроителям. На рынке труда больше всего требуются станочники, 20% вакансий на рабочие профессии составляют именно они.

В результате плачевного состояния профтехобразования и низкой подготовки почти половина выпускников ВУЗов и ПТУ остаются безработными (и по причине резкого сокращения самого производства – ред.). Их специальности уже не соответствуют современному уровню науки и техники и остаются невостребованными. Поэтому даже этот небольшой приток молодежи власти направляют из сферы материального произодства в сферу обслуживания, увеличивая дефицит созидателей и еще больше долю потребителей т.е. нахлебников. В подтверждение этого явления можно привести следующее сообщение, опубликованное в газете «Калининградская правда» № 23 за 2005 год. «В феврале в наукограде Дубна прошел Всемирный форум «Интеллектуальная Россия». На форуме была приведена страшная цифра – до 90% выпускников вузов РФ не работают по специальности». А проведенный во время трансляции телепередачи «Деловая Москва» (29 мая 2006г.) опрос показал, что только 38% позвонивших в телестудию москвичей работают по своей специальности.

Отмеченные обстоятельства послужили для властей столицы основанием для проведения в 2005 году «реформирования» более 200 московских ПТУ и техникумов в 61 колледж, т.е. еще меньше молодых кадров будет поступать в промышленное производство. Тем более, что износ материально-технической базы, доставшейся им от реформированных учреждений, достиг уже 90%.

Относительно состояния нынешней науки наиболее ярко высказался Сергей Капица, известный крупный ученый, член Европейской академии наук и хорошо знакомый многим телезрителям популяризатор научных достижений. В беседе с корреспондентом газеты «Московская среда» (№27 за 2005г.), он вынужден был вынести результатам деятельности властей в области «реформирования» (т.е. развала) науки такой приговор. «...Наш храм науки почти сгорел. За последние 15 лет его разваливали на всех уровнях. Выбито почти все среднее поколение ученых. А молодежь, глядя на своих бедствующих старших коллег, не знает, что ей делать. В таких крупных вузах, как МГУ или Физтех, большинство выпускников не видят иного пути реализовать свои знания, кроме как за пределами страны. Россию покинуло почти 150 тысяч талантливых ученых. Только из Физтеха, где я заведовал кафедрой, уехало полторы тысячи человек. А подготовка одного такого специалиста в США стоит от одного до двух миллионов долларов. Вот и получается, что только один Физтех экспортировал кадров на 1,5 миллиарда долларов, ничего с этого не имея. Зарплата преподавателей и профессоров остается нищенской. И никакого притока молодых ученых нет. Мы рискуем не только навсегда отстать от мировой науки, но и оказаться не в состоянии понимать, что в ней происходит. Россия может попросту выпасть из мира знаний.

Советская наука и образование были лучшими в мире – это общепризнанно. Разорив науку, мы теперь принялись за образование…».

А вот более поздний пример отношения московских властей к применяемым ими же и широко рекламируемым в средствах массового оболванивания граждан (СМОГ) программам. Префект Зеленоградского АО на коллегии, посвященной итогам выполнения городской целевой программы развития научно-производственного комплекса Зеленограда на 2002-2006г.г., сказал, что программа систематически недофинансировалась из городского бюджета. Из бюджета Москвы в форме бюджетного кредита было предоставлено лишь 58% от предусмотренной программой суммы («Московская правда» за 08.07.06). Как видим, даже те мизерные средства, которые предусмотрены для вложения в научно-производственный сектор города, не выделяются в полном объеме предприятиям и организациям. А шума-то, трескотни, восклицаний – море!

Г.В.Крайнев,

кандехн.наук