Наша национальная идея – это дети и их образование

 

21 ноября 2007г. в Госдуме РФ прошли Общественные слушания по теме «Дошкольное образование: дети, педагоги, родители», где отмечалось, что дошкольное образование, так же как и вся система образования, претерпевает губительное разрушение, что требует сопротивления со стороны образовательного сообщества, а также родителей.

Ниже приводятся отрывки из выступлений трех участников слушаний.

Комков С.К., председатель Российского Фонда Образования, сопредседатель общественного движения «Образование – для всех». Мы – одна из самых великих держав, которая имеет самый низкий уровень расходов на систему образования. Мы расходуем сегодня примерно 3,5 процента ВВП на образование. В среднем европейские страны расходуют 7-8 процентов, Соединённые Штаты Америки – 11 процентов, Япония – 14. Государство, которое когда-то входило в состав Российской Империи и считалось отсталой колониальной территорией, – Финляндия – сегодня расходует 16,4 процента на развитие образования. В прошлом году бывший премьер-министр страны господин Фрадков побывал в Южной Корее и до умиления восхищался тем, что он там увидел: ему показывали высокотехнологичные производства, его приводили в структуры, делающие уникальные открытия. Он умилялся до слёз, он говорил: «Как же так вы сумели сделать!», и невдомёк было нашему уважаемому премьеру, что «ларчик-то открывается просто», – Южная Корея на протяжении последних 20 лет в развитие системы образования вкладывает ежегодно порядка 30% ВВП. Поэтому, не имея ни нефти, ни газа, ни угля, ни леса, Южная Корея сегодня занимает одно из ведущих мест в мире, как наиболее технологически развитая страна. Я уж не говорю про Японию. Японское чудо стало притчей во языцах.

Итак, за последние 15 лет мы фактически получили нокаут в системе образования. Мы с вами помним, как в середине 90-х годов начиналась активная модернизация российского образования. Сегодня эта модернизация привела фактически к полному развалу всей системы.

Я на протяжении последних месяцев часто встречаюсь с журналистами и очень часто даю интервью не только в целом по системе образования в России, но и по дошкольному воспитанию и образованию. В июле-августе встал очень остро вопрос о том, что же произошло с московской системой дошкольного образования. Ни для кого уже не секрет, что за 12 лет Москва лишилась более 600 детских садов. Здания детских садов раздавались налево и направо, отдавались коммерческим структурам, банкам, в них размещались какие-то административные службы, почтовые отделения, а некоторые просто отдавались на разграбление для того, чтобы уничтожив это здание, на его месте произвести точечную застройку (против чего сейчас активно выступают жители Москвы) и построить очередной доходный дом. Потому что детский сад, занимающий определённую территорию, имеющий территорию для прогулки детей, – это фактически незанятая территория внутри уже готового микрорайона. Это очень большой лакомый кусок.

Сегодня совершенно очевидно, что многие здания детских садов уже практически не подлежат восстановлению. Я недавно отправлял съемочную бригаду первого телеканала (программу «Человек и закон») снимать здания детских садиков. Я их отправил на улицу Генерала Глаголева, где в 2002 году был захвачен детский садик господином Жириновским. Соколы Жириновского заселили этот детский сад, и в течение полугода они его практически уничтожили. Они поломали мебель, сломали стены, разгромили санитарно-техническое оборудование. После этого оттуда выехали, и детский сад был сактирован. Слава Богу, что не дали его сломать окончательно, и вот сегодня начинается восстановление.

Когда я слышу рассказы о том, что Юрий Михайлович Лужков откроет в ближайшее время 100 детских садиков, честно говоря, у меня возникает ироническая улыбка. Стоило ли ломать 600 для того, чтобы с большим трудом открыть 100?!

Но проблема даже не в этом. Проблема заключается в том, что сегодня мы получили поколение покалеченных людей.

Я сегодня утром был на совещании в МВД, на котором рассматривался один из важнейших вопросов: почему нынче мы имеем такую невероятную жестокость среди подростков и школьников? Один из руководителей Главного управления МВД по Центральному федеральному округу достал свой мобильный телефон и всем продемонстрировал то, что он перекачал с мобильного телефона своего внука. Это сцена драки во дворе школы, причем очень жесткой драки. И вот они перекачивают и друг другу передают эту жестокость.

Откуда это берется? Все начинается фактически с того момента, когда ребенок начинает дышать и произносить первые звуки. Именно тогда закладывается в нем либо доброта, либо жестокость. И детский сад – это не какое-то келейное учреждение, в которое приводят ребеночка для того, чтобы его просто обиходили. Вы извините, когда я слышу про гувернантов, то у меня возникает очень много вопросов. Не возвращаемся ли мы к тому сословному воспитательному процессу, при котором мы опять получим сословие благополучных, богатых, преуспевающих и сословие низших, которые опять окажутся на дне...

Два дня назад ко мне обратилась одна из журналисток за комментарием. В Челябинской области открывается детский садик, где подключены web-камеры, и информация идёт круглосуточно в Интернет. Родители в состоянии войти в Интернет на сайт и наблюдать, что же там происходит с его ребятенком в течение всего дня. Прекрасно, казалось бы, да? Но вот вопрос: цена пребывания ребеночка в таком детском саду в 10 раз выше, чем цена в обычном детском саду. Естественно, какие-то родители, имеющие соответствующий доход и достаток, в этот детский сад своего ребенка разместят. Но это будет пир во время чумы.

Сегодня нам внушают,, что главная потребность школы – это хороший софт (программное обеспечение для компьютеров). Это, конечно, здорово, но лучше было бы сегодня в школе поставить прекрасное санитарно-техническое оборудование, унитазы хорошие, мебель хорошую закупить. Потому что 27 тысяч школ из 59 тысяч сегодня вообще не пригодны для того, чтобы принимать там детей. И когда в этих условиях я слышу рассказы о компьютеризации, о подключении всех поголовно к Интернету, меня, честно говоря, берет оторопь. Не слишком ли заигрались наши руководители в, так сказать, продвинутых юзеров, которые мечтают, чтобы их приняли за европейцев, за цивилизованных людей, не понимая, что на самом деле происходит.

Сегодня мы, действительно, живем, как на пиру во время чумы.

К системе образования надо повернуться лицом. Мы это прекрасно понимаем. А те, кто принимает решения, уподобляются крыловскому Ваське, который слушает да ест. Они не хотят слышать никаких доводов. И продолжают, и продолжают, и продолжают целенаправленно и планомерно уничтожать систему. Поэтому сегодня у нас с вами только один выход. Сегодня мы, как образовательное сообщество, должны выступить в качестве экспертов. Сделать своё заявление о том, как мы видим дальнейшее развитие системы образования, в том числе дошкольного. Потому что оно является неотъемлемой частью общей системы образования, их разорвать невозможно. Образование – это целостный процесс: обучение, воспитание; игра, которая тоже является важнейшим элементом и образования, и развития творчестких способностей детей.

Турбовской Я.С., председатель Совета директоров школ, член ЦК Совета ОДВ. Для нас с вами сегодня важно понять, что же с нами произошло и почему нам плохо. Оказывается, нам плохо потому, что очень многим выгодно, чтобы нам было плохо!

…Мы заменили великолепное название «детские сады» на «образовательные учреждения».

Я хочу вам прочитать выдержку из документа, адресованного детским садам: «Реализация описанного комплекса мер позволит в перспективе обеспечить условия, в которых дошкольные образовательные учреждения получают возможность более эффективного расходования бюджетных средств, прозрачные механизмы формирования и индексирования бюджета. Более того, это позволит обеспечить повышение качества образовательных услуг в рамках муниципалитета за счёт становления здоровой конкурентной среды на рынке образовательных услуг для детей дошкольного возраста».

Что же это делается, люди добрые? Когда мы поймём – ребёнок является ценностью для нашего государства или нет? Какая конкуренция? Проблема-то упирается именно в то, чтобы мы поняли, кто мы такие детям и кто они нам, чего мы хотим и для них, и для нас…

Тут говорилось, что нам надо найти ключи к решению проблемы дошкольного образования. Здесь нужны два ключа. Действительно, надо строить детские сады, надо увеличивать бюджет. Но ни бюджет, ни детские сады не изменят того, что делается в этих детских садах. Проблема упирается ведь именно в то, чтобы мы поняли, а что же там делать в этих детских садах?..

Человек, человечек должен хотеть жить, человек должен любить жизнь, ему должно что-то нравиться, он должен стремиться идти в этот детский сад. Проблема упирается именно в то, чтобы мы понимали, когда берём ребёнка, что мы не чужого ребёнка берём в детский сад, а своего, потому что кто-то другой тоже возьмет нашего. Если мы этой позиции не изменим, то сколько денег мы не дадим, мы ничего не изменим. В богатых семьях живут несчастливые люди, это я знаю по романам дореволюционного прошлого. И если бы наши руководители, которые легко меняют политику, это понимали, они бы так легко нас не ввергли в это «прекрасное лоно капитализма». Поэтому проблема упирается именно в то, чтобы мы понимали: без культуры, без любви ничего не будет.

В своем выступлении председатель ОДВ, депутат Госдумы О.Н. Смолин сказа: Мне кажется, не школа подмяла детский сад, и не ВУЗ подмял школу. Мне кажется, все образовательные учреждения подмяла жесточайшая бюрократическая система.

Лет 20 назад я довольно активно поучаствовал в критике советской бюрократии. Сегодня, я в каком-то смысле даже приношу ей извинение. Сейчас у учителей появилась такая формула: дети, уйдите из школы или из детского сада, не мешайте реализовывать национальный проект «Образование»!

Друзья, в стране, население которой сокращается по 700-800 тысяч человек в год, нет нужды мучиться над тем, что такое национальная идея. Наша национальная идея – это наши дети и их образование.