И песня сражалась за Сталинград

 

Сталинградский Утёс – символ геройства и стойкости советских воинов, навсегда запечатлевшихся в памяти народной.

В дни и месяцы героической обороны Сталинграда вместе с советскими солдатами воевала, звала в бой, поддерживала и давала отдохновение песня, рождавшаяся тут же, в окопах Сталинграда.

Положение на фронтах обязывало сталинградцев стать непреодолимой стеной на пути фашистских захватчиков. 2 июля 1942 г. Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным был издан приказ №227 «Ни шагу назад!». Городской Комитет обороны Сталинграда (1-й секретарь обкома ВКП(б) Чуянов А.С.) обратился к защитникам города: «Ни шагу назад! Защитники Сталинграда! В грозном 1918 году наши отцы отстояли Красный Царицын от банд немецких наёмников. Отстоим и мы в 1942 году Краснознамённый Сталинград. Все – на строительство баррикад!». Велики были мужество и патриотизм советского солдата. Но стоять непреклонно помогали армейские газеты, «дивизионки», листовки, «Боевые листки», устное слово комиссара и политработника. Помогала и самодеятельная «окопная» песня.

На третий же день после издания приказа №227 в газете «На защиту Родины» 62-й армии Сталинградского фронта появилась песня, созвучная приказу Сталина (автор – фронтовой журналист А.Синичкин) на мелодию «Раскинулось море широко». Песня, задумчиво проникающая в душу и сердце солдата:

Назад ни полшага! Бороться,

Стоять по-солдатски, на смерть!

А если упасть нам придётся, –

Упасть по-солдатски суметь.

Стой насмерть, ни шагу назад!

Героико-патриотическая песня созвучна сталинскому приказу №227. Автор – младший командир А.Рыкалин (газ. «Красный воин» Московского военного округа от 23 августа 1942г.). Слова хорошо ложатся на мелодию знаменитой «Варшавянки», русский текст которой когда-то был написан Глебом Кржижановским.

За нами родимые волжские дали,

С тревогою смотрит

                     на нас Сталинград.

Стоять за Отчизну,

                    как предки стояли,

Стоять до конца –

                        и ни шагу назад!

В свинцовом дожде,

                   в урагане пожарищ.

Над нами два слова

                       набатом гудят –

Ни шагу назад

                не отступим, товарищ,

Ни шагу! Ни шагу! Ни шагу назад!

Рефрен в последней строчке – клятва, приказ, совесть воина!

Ситуация ещё более осложнялась. Г.К.Жуков записывает: «3 сентября за подписью Иосифа Виссарионовича Сталина я получил телеграмму следующего содержания: «Положение со Сталинградом ухудшилось. Противник находится в трёх верстах от Сталинграда немедленно ударить по противнику и прийти на помощь к сталинградцам. Недопустимо никакое промедление»» («Воспоминания и размышления», 1969. с.398).

Войска держались. Дмитрий Яковлев, коммунист, политрук, молодёжный вожак из 10-й дивизии НКВД, с двумя противотанковыми гранатами подорвал головной танк противника. Накануне, 3 сентября, он написал стихи:

Я – партии сын,

                 и Отчизна мне мать.

В бою я не буду назад отступать.

И если не буду в бою отступать,

Скажите словами народа –

Он честно, достойно

                   отдал свою жизнь

В сраженье с врагом за свободу.

Пятого сентября боец Алексей Ващенко из той же дивизии «выпрямился и закрыл палящую глотку амбразуры, прикрыл своей стальной грудью матушку Волгу». Так писал о подвиге Ващенко комиссар в листовке.

Только на Сталинградском фронте за сентябрь-ноябрь 1942г. вступило в ряды партии большевиков свыше 14 тысяч воинов.

Шли в бой и рабочие заводов. Маршал А.В. Василевский, посещая 24-25 сентября тракторный завод, подтвердил, что «многие рабочие, собиравшие танки, на этих машинах отправлялись на передовой край обороны («Дело всей жизни», М., 1974. с.215). От танкистов было получено благодарственное письмо и песня, на мотив песни М.Блантера и С.Островского «В путь-дорожку дальнюю», но с очень тонкой (самодеятельной) поэтикой:

После боя жаркого,

                     открывая люки,

Славные танкисты

                     станут говорить:

– Грозные машины!

                     Золотые руки,

Что такие танки могут мастерить!

Весёлая песня, известная до войны, «Будьте здоровы, живите богато» (авторы – белорусский поэт Адам Русак и композитор Исаак Любан) даёт пожелания в Новом году громить ненавистного врага. Слова заменил старший лейтенант А.Заславский в газ. «Красноармеец» Приволжского военного округа от 1 января 1943г.

Желаем вам счастья,

                          герои-ребятки,

Громите врага,

         чтоб сверкали лишь пятки,

Чтоб немец-грабитель,

                   насильник, скотина

Советской земли получил

                              три аршина.

А если от фрица

                     и праха не будет, –

Никто с вас не спросит,

                       никто не осудит.

Так будьте здоровы

                в году сорок третьем,

Суворова внуки, Чапаева дети!

Войска почувствовали первую победу – окружение противника. Изменился и тон песен. Некий «Ерема Гром» в газете 42-й армии (под Ленинградом) пустил шуточные строчки:

Воякам туго стало,

Дела их неважны.

Шестнадцать генералов

Кольцом окружены.

Хоть радио не врало:

«Дела без перемен!» –

Шестнадцать генералов

Сегодня взяты в плен».

Свершилось! Совинформбюро сообщило: «2 февраля 1943г. историческое сражение под Сталинградом завершилось полной победой наших войск».

Каждый солдат понял, почувствовал изменение хода войны. Василевский писал о Сталинградской битве: «Стратегической инициативе противника был нанесён смертельный удар» («Дело всей жизни», М., 1974, с.537).

Поэтому изменились и песни. Красноармеец П.Плотников поёт «Окрасился месяц багрянцем» в своём изложении (31 августа 1943г., Центральный фронт):

Где море хлебов и гречихи,

И реки большие текут,

Где поле цветёт земляникой, –

То Родиной нашей зовут.

Бушуют седые метели,

Иль дождик свинцовый идёт, –

Мы в серых солдатских шинелях

Шагаем в бессмертье, вперёд.

Интересна история песни об Утесе.

Летом еще 1864 года выпускнику-кадету Пажеского корпуса Александру Наврацкому старик из рыбачьей ватаги поведал легенду об утёсе Степана Разина. В 1870г. Наврацкий опубликовал свои стихи. Положенные на мелодию, ставшую плодом коллективного творчества, они уже песней широко разошлись по всем закоулкам России. «Ветер свободно гуляет», – пела вольнолюбивая молодёжь на вечеринках, пели народники, рабочие, социал-демократы. Эта песня исполнялась в семье Ульяновых и в ссылке. Автор песни к тому времени стал генерал-лейтенантом военно-юридического ведомства и консерватором и сам уже, видать, был не рад  своему авторству. Ведь песня превратилась в явно революционную.

А в битве на Волге она приобрела второе, даже третье, дыхание. Вот как её исполняли в Сталинграде.

Есть на Волге утёс.

Он бронёю оброс,

Что из нашей отваги куётся.

В мире нет никого,

Кто не знал бы его, –

Тот утес Сталинградом зовется

Эх ты, Волга-река,

Ты темна, широка,

Ты видала сражений немало,

Но такой лютый бой

Ты, родная, впервой

На своих берегах увидала.

Мы покончим с врагом,

Мы к победе придём,

Солнце празднично нам

                        улыбнётся.

Мы на празднике том

Об утесё споём,

Что стальным

         Сталинградом зовётся.

Теперь знаменитый Утёс – ансамбль скульптора Вучетича на Мамаевом Кургане – это обобщённый символ, выразительный и романтичный, взволнованный, суровый и притом простой и человечный образ Сталинграда, дань уважения народа подвигу отцов, смелому и мудрому народному вождю.

О.Б.Чибаков