Пролетариат и уровень его классового
сознания
От редакции. В распоряжение редакции представила свою работу историк
И.В.Айкина (г.Чита). Эта работа выполнена в
1982-1984г.г. и была предварительным вариантом ее кандидатской диссертации.
Тема диссертации «Пролетариат развитых капиталистических стран и политическая
борьба» приобрела прямую актуальность для современной России. Мы решили
познакомить читателей с одним из ее параграфов (в сокращении), тема которого
перекликается с идущей на страницах «Мысли» дискуссией.
…В.И.Ленин указывал, что таким
«недостатком», как буржуазное мировоззрение, страдает не только наемная
интеллигенция, но и подавляющее большинство пролетариев физического труда. Он
выделяет в его среде весьма значительный «мелкобуржуазный элемент рабочего
класса». Прежде всего, он относит к этому «элементу» рабочих, поставленных в
«наиболее мелкобуржуазные условия» жизни. Под влиянием буржуазной демократии, –
говорит он, – «остается большинство или значительная часть промышленных и
торговых рабочих…, которые боятся, в случае революции, потерять свое
сравнительное мещанское благополучие, созданное привилегиями империализма». Далее, он включает в эту категорию «отсталые элементы рабочего
класса», его «серые» и «неразвитые» элементы, наименее затронутые «и нашей
наукой, и наукой жизни», «бессознательных пролетариев», принимающих
«непролетарские учения».
Характеристика подавляющего
большинства рабочих, как мелкобуржуазной массы, с точки зрения их политических
взглядов, не мешала Ленину рассматривать их в качестве составной части
пролетариата, исходя из их социально-экономического положения. Тот же подход он
демонстрировал и в отношении наемной интеллигенции, выделяя в ее среде
«чиновнический» и «инженерный» пролетариат….
К. Маркс выделял две ступени в
развитии пролетариата: класс «по отношению к капиталу» и «класс для себя».
Определяющей чертой второй ступени является осознание пролетариями общности
своих интересов, то есть формирование классового сознания.
В связи с этим возникает два
вопроса. Первый: правомерно ли подвергать сомнению принадлежность человека или
группы к пролетариату на основании того, что он или они не обладают
соответствующим классовым сознанием? Подавляющее большинство наших
исследователей, и совершенно справедливо, отвечают на него отрицательно. В этом
же смысле высказывались и основоположники марксизма, подчеркивая, что дело не в
уровне сознания, а в том «что такое пролетариат на самом деле».
Второй
вопрос: какая конкретно степень осознания общего
интереса подразумевается под классовым сознанием? К.Маркс говорил о классовом
сознании, стихийно вырастающем в процессе экономической борьбы с буржуазией,
следовательно, он имел в виду прежде всего
тред-юнионистское сознание.
В.И.Ленин рассматривал
тред-юнионистское сознание как низшую форму классового сознания пролетариата,
указывая на его объективно буржуазный характер. В качестве высшей формы он
выдвигал сознание социалистическое. Он указывал, что между этими двумя формами
нет автоматической связи: последняя не складывается
непосредственно в рабочем движении, а вносится в пролетарскую массу
марксистской партией (выд. нами – ред.). В.И.Ленин
ставил перед авангардом рабочего класса задачу активной пропаганды
социалистического мировоззрения, призывал «постоянно обучать новые и новые слои
этого класса». Успешному решению этой задачи, – указывал он, – способствует
«растущий экономический кризис» наряду «с все более очевидной неизбежностью
новых империалистических войн при сохранении капитализма».
В то же время В.И.Ленин ясно
отдавал себе отчет в том, что задача воспитания широких слоев пролетариата в
духе социалистической идеологии не может быть решена в рамках буржуазного
общества. Он называет «обманом рабочих» предположение о том, будто бы
«большинство трудящихся» в обстановке буржуазного гнета, принимающего
«бесконечно разнообразные формы, тем более утонченные и в то же время жестокие…
чем культурнее данная капиталистическая страна», способно «выработать в себе
полную ясность социалистического сознания…». Добиться его полной победы в среде
рабочего класса, – указывал он, – возможно «лишь при помощи такого орудия, как
государственная власть, то есть лишь после низвержения буржуазии и разрушения
ее государственного аппарата». Он писал, что «общую идею» борьбы усваивают
только «немногие» пролетарии, «за которыми масса идет, руководимая инстинктом и
непосредственным ближайшим интересом». Разные категории пролетариев, уже
сложившихся в класс «по отношению к капиталу», значительно отличаются друг от
друга по темпам формирования у них классового сознания. «Степень развития
различных отрядов рабочих одной и той же страны, а также рабочего класса разных
стран, – писали Маркс и Энгельс, – неизбежно очень различна»,
она «находится в прямой зависимости от их связи с промышленностью», от той
меры, в какой данное «ремесло» захвачено «промышленным переворотом».
К.Маркс и Ф.Энгельс
подразумевали под «промышленностью» … высокий уровень концентрации, механизации
и разделения труда, сопровождающийся нивелировкой и обезличением работников в
процессе производства, превращением их в придаток машины, ликвидацией
личностных отношений между нанимателем и работником, характерным для мелкого
частного производства». Этот процесс быстрее осуществлялся в отраслях экономики,
производящих промышленные изделия. Поэтому отставание в развитии классового
сознание наемных работников сферы услуг и сельского хозяйства хотя и
закономерное, но временное явление.
Отсутствует единство мнений по
вопросу о о том, какую
смысловую нагрузку несет понятие «ядро пролетариата»… Энгельс относил к «ядру»
рабочего класса фабричных рабочих только на основании одного факта –
сформирования у них первоначальной формы классового сознания. Поэтому мы
считаем, что в современных условиях правомерно включать в «ядро» пролетариата
все те его группы, которые, в основном, уже сформировались в «класс для себя»,
что проявляется в наличии развитой сети профессиональных союзов.
В.И.Ленин указывал, что «ядро»
рабочего класса, его «передовые представители» объективно наиболее подготовлены
к восприятию социалистической идеологии. В то же время он отмечал существование
в рамках «ядра» пролетариата слоя «рабочей аристократии», представляющего собой
опору буржуазии.
К.Маркс называл «рабочей
аристократией» «наиболее высоко оплачиваемую часть рабочего класса». В.И.Ленин
писал: «Получение монопольно-высокой прибыли капиталистами одной из многих
отраслей промышленности, одной из многих стран и т.п. дает им экономическую
возможность подкупать отдельные прослойки рабочих, а временно и довольно
значительное меньшинство их, привлекая их на сторону буржуазии данной отрасли
или данной нации против остальных. Так создается связь империализма с
оппортунизмом…». Наряду с этим он указывал, что развитие общего кризиса
капитализма неизбежно будет расшатывать социально-экономическую базу «рабочей
аристократии».
…В современных условиях
монополистическая буржуазия располагает большими возможностями для подкупа
значительной части рабочего класса за счет неэквивалентного обмена со слаборазвитыми
странами и эксплуатации «внутренних колоний» (отсталые районы страны,
низкооплачиваемые массы рабочих, рабочие-иммигранты).
Величина заработной платы
зависит от степени профессиональной организации пролетариев, от эффективности
их экономической борьбы. Тред-юнионистская борьба сама по себе не является
противопоказанием при включении определенной группы класса в состав «рабочей
аристократии». В то же время в литературе обращается внимание на тот факт, что
в современных развитых капиталистических странах некоторые категории рабочих,
добившиеся в результате упорной борьбы существенного повышения заработной
платы, не слишком подвержены влиянию реформистской идеологии и являются
наиболее боевыми группами пролетариата. Это свидетельствует о том, что к определению
границ «рабочей аристократии» нельзя подходить механически, необходимо
учитывать исторические особенности каждой отдельной страны…
Процесс формирования классового
сознания существенно отстает от процесса пролетаризации. Значительная часть
пролетариев в условиях капиталистического общества в состоянии подняться до
понимания своих классовых интересов только в их первоначальной,
тред-юнионистской, форме. Поэтому они не только не обладают «четкими и ясными
целями социалистической революции», но выступают, как правило, в составе
«избирательного корпуса» буржуазных партий.
Тезис о руководящей роли
рабочего класса, как нам представляется, нужно понимать двояко.
Прежде всего, пролетариат
объективно является руководящей силой в борьбе за демократию и социализм по
отношению к мелкобуржуазным слоям, так или иначе принимающим участие в
революционном движении. Только он представляет собой последовательно
революционный класс.
Однако объективная историческая
роль рабочего класса не может реализоваться стихийно. Пролетариат способен
стать субъектом революционных преобразований лишь под идейным и политическим
руководством коммунистической партии. Следовательно, руководящая роль рабочего
класса во втором смысле этого слова понимается, как руководящая роль коммунистической
партии в революционном движении. «Социал-демократия, – писал В.И.Ленин, –
обязана всеми силами стремиться к гегемонии над демократической массой…».
…Р.Гароди
склоняется к необоснованному выводу об утрате пролетариями физического труда
своего революционного потенциала в результате их постепенной «интеграции»
современным буржуазным обществом… Отрицая необходимость руководящей роли
коммунистической партии в социальном преобразовании общества, он передает эту
роль беспартийной технократии и тем самым переходит на точку зрения
либерально-буржуазной концепции «технократической революции». У нас ничего
подобного не утверждается.
Передовые слои пролетариата
являются опорой партии в массе. Но признание этого не должно приводить нас к
выводу о руководящей роли этих слоев. Руководящую роль в рамках пролетарского
класса осуществляет только коммунистическая партия.
И.В.Айкина
г.Чита