Бескозырка с "Авроры"
В театре музыкальной комедии в
Барнауле – премьера нынешнего сезона, трогательный и жалостливый рок-мюзикл
«Собаки» – о жизни бездомных животных. И поглазеть на новинку сезона желающих
много. Как же – эффектное представление, с танцевальными и музыкальными
номерами. Мало того, в мюзикле используются мелодии из творческой датской
группы «Роял Хант», канадской певицы Арвил Лавин, а также британской рок-звезды Рейчел Стивенс. По ходу сюжета
собачки ищут там свою «собачью дверку», она маленькая и незаметная, но если ее
найти, то вам может в жизни повезти. Ибо за этой дверкой спрятано счастье.
Таков лейтмотив этой, как уверяют СМИ, искрометной и милой театральной
постановки.
Но это мюзикл. А как дело
обстоит в реальной жизни. И с людьми. Где сегодня бездомных людей кажется
больше, чем бездомных собак. И это никого уже не шокирует.
Вот знакомый бомж Валерий Лезин – классический бомж, примечательная фигура нашего
времени, на одном полюсе которого, болтуны с двойными подбородками, которые «за
русских и за бедных», а стало быть и за Валерия Лезина, на другом –
безногий калека, инвалид детства, распятый на кресте равнодушия и реформ,
скитающийся по белу свету, и не ведающий, где он завтра найдет пристанище.
Улыбаются со страниц газет
губернаторы, мэры, президенты и их преемники. Город тянет затейливые этажи к
солнцу. И среди этих многозначительно вальяжных улыбок, среди этого вычурного
архитектурного пиршества тысячи бездомных людей, которым нет места даже под
лестничной клеткой. Среди них и Валерий Лезин.
У него в этой жизни нет ни крыши
над головой, ни работы (а кому он, калека, интересен, если тысячи здоровых, с
руками и ногами людей, никому не нужны сегодня в этой жизни). Обитает он на
чердаках, в подвалах, в привокзальной бане, летом – на кладбище. Одно время
приткнулся жить в коморке в общежитии строительного техникума. Но у того общежития
вдруг сыскался, как это водится ныне, «новый
эффективный собственник», пришли тотчас же омоновцы с автоматами и выдворили из
него всех жильцов, в том числе и его, – гуляйте братцы кто, где хочет!
Некоторое время жил он в социальном приюте. Но из за недостатка
финансирования приют прихлопнули и его вместе с 60 бедолагами снова выкинули на
улицу. Как-то желая привлечь внимание к своему отчаянному положению – на
носу сибирская зима , он ночевал неделю на улице около
входа в редакционный корпус. И снова ребята в камуфляже с автоматами тут как
тут – кто позволил проводить здесь пикет? Это экстремизм! А с чем-с чем, а с
экстремизмом у нас борьба ведется ныне последовательная и бескомпромиссная.
Однако на фоне этой несчастной и
выброшенной за борт всякого благоденствия толпы Валерий Лезин
выделяется тем, что он чисто и опрятно одет, равнодушен к спиртному. А еще он
интересен тем, что пишет стихи. Да еще какие. В минувшем году он издал третью
книгу своих стихов «Струны души». Как отличаются эти стихи от вымученной позы
многих авторов. И они – не взгляд со стороны на беду людскую, но из самого
эпицентра беды человека, оказавшегося по вине общества на самом его дне. Они,
эти стихи, светлые и одновременно горькие, из того запределья,
в котором он прозябает. Изданные не на деньги сытых и
вальяжных меценатов и благодетелей, а на грошики, собранные на паперти у
церкви.
Что ж, есть авторы, комфортно
встроенные в литературный процесс, но неустанно вещающие нам о том, что они
рупор всякой человеческой боли и скорби. Есть авторы, живущие на обочине
литературного процесса. Валерий Лезин живет абсолютно
вне его. Он живет там, где
только подумать очутиться для любого нормального человека – и то страшно.
Вот что пишет о его стихах
Анатолий Сычев, вице-президент Петровской академии наук и искусств: «Валерий Лезин, с одной стороны, как бомж – символ нашего
трагического для судьбы русского народа времени, с другой – удивительно как
сохранивший в нечеловеческих условиях чуткую поэтическую душу. Стихи его хоть
местами и прихрамывают, талантливы. Сколько таких талантов русских гибнет на
корню»
Но кроме всего этого Валерий Лезин помогает левому «Движению в защиту советской
истории», что уже несколько лет действует при газете «Голос труда». Он
распространяет агитационные материалы и листовки, а главное, помогает собирать
пожертвования на памятник Сталину, который это движение собирается установить
(и вопреки всем препонам и визгу недоброжелателей непременно установит – я в
это твердо верю) в нашем городе. Великий вождь и бомж-калека, собирающий на
памятник ему пятачки на центральной улице сытого и холеного города, где каждый
второй норовит тебя оскорбить, а то и дать затрещину,
мол, как ты смеешь говорить доброе слово о великом вожде и государственнике.
Нет, как хотите, но это так символично и одновременно, если так можно еще
выразиться, – трогательно до слез.
А что до счастливой дверки, то,
никаких счастливых дверок Валерий Лезин в этой жизни
не ищет. Он знает – их нет. Дверка в мюзикле – это всего лишь очередная досужая
выдумка сценариста, которыми нас с переизбытком
пичкают сегодня власть предержащие и хорошо и сытно устроившиеся в этой жизни.
Но, в отличие от многих нынешних обывателей, он знает, что путь в счастливую
жизнь лежит на путях возвращения страны к власти народа. И символом этого –
бескозырка на его голове. С «Авроры». И его стихи.
Владимир БРОВКИН