Рабочий-большевик Иван Бабушкин
15 января этого года исполнилось 135 лет со
дня рождения замечательного рабочего-революционера Ивана Васильевича Бабушкина,
прошедшего за свою короткую жизнь (расстрелян царскими жандармами 31 января
1906г.) огромный путь от рабочего-подростка до грамотного
революционера-профессионала, внесшего неоценимый вклад в революционную борьбу
российского пролетариата.
Его участие в революционной борьбе было
замечательным примером того, как идеи социализма были поняты и приняты
представителем рабочего класса. Они были восприняты, как идеи, позволяющие и
помогающие бороться за интересы рабочего класса, как классовое оружие
пролетариата.
Придя 14-летним подростком учеником в
Кронштадтскую торпедную мастерскую, он быстро постиг перипетии классового
противостояния, включился в борьбу, занимался в марксистских кружках, в том
числе, ему посчастливилось попасть в тот кружок, которым руководил В.И.Ленин,
активно участвовал в работе петербургского «Союза борьбы за освобождение
рабочего класса», вел агитационную и пропагандистскую работу среди рабочих ряда
петербургских заводов. В связи с арестом В.И.Ленина и его соратников по «Союзу
борьбы», Бабушкин написал и издал популярную листовку «Что такое социалист и
государственный преступник» (разделения этих понятий и правильного понимания
вопроса, к сожалению, зачастую не обнаруживается и у сегодняшних трудящихся и
даже у называющих себя «левыми» – ред), в которой разъяснял рабочим, к чему
стремятся и чего добиваются социал-демократы.
Арест, высылка в Екатеринослав (Днепропетровск),
организация там местного «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»,
активнейшая агитационно-пропагандистская работа в среде заводских рабочих;
затем участие в создании ленинской «Искры», множество статей о жизни и борьбе
рабочих, написанных им для партийной газеты; снова арест, побег из тюрьмы,
недолгая жизнь в Лондоне, где им были написаны «Воспоминания», которые служили
и служат хорошим учебником для ведения конспиративной
агитационно-пропагандистской работы. Затем Петербург, борьба за ленинскую
позицию, снова арест, ссылка на Крайний Север, руководство революционным
движением в Иркутске, 31 января 1906г. – зверский расстрел без суда и следствия
карательной экспедицией царского правительства.
Из книги его «Воспоминаний» приведем только два
небольших отрывка:
«Это было наше первое сознательное
знакомство с жизнью фабричных рабочих (посещение дома рабочих – ред.). Тяжелое
впечатление у меня осталось надолго в памяти. Я не в состоянии был объяснить
себе той выносливости и ничтожных потребностей, какими может ограничить себя
человек, чувствуя себя в то же время довольным этой жалкой нищенской и
полуголодной жизнью.
Вот стена, которую приходится разбивать
лбами, и не один десяток лбов расшибается об нее, пока она начнет хоть
сколько-нибудь поддаваться. Впечатление от виденного было очень сильным, но
руки наши от этого не опустились, наоборот, энергия к работе над своим
развитием усилилась, желание скорее вступить в борьбу со столь ужасными
приемами эксплуатации, со столь ужасной забитостью и темнотой народа
увеличивалась, и мы усердно принялись точить оружие для борьбы, т.е. читать и
развиваться».
«…меня уже все хорошо знали, знали мои
взгляды и подозревали, что у меня можно даже получить нелегальщину. Бывали
случаи, когда мастеровые подходили к моим тискам и, обращаясь попросту, просили
что либо им рассказать. Все же, чувствуя себя очень молодым, я смущался и
говорил, что ничего не знаю, да нечего рассказывать. Но это были неискренние
слова, так как сейчас же после этого я начинал вести какой-либо разговор,
стараясь, как говорится, подходить издалека. И что же? Они охотно слушали,
соглашались и хвалили меня, но мне этого было мало. Я желал, чтобы они
совершенно отдались делу, посвятив раз и
навсегда себя для этого, чтобы прекратили работать вечера и ночи, читали бы
книги и учились, учились бы энергично, настойчиво, как делал это я; но не
всякий обыкновенный, часто заразившийся алкоголизмом человек в состоянии
бросить все и ни о чем, кроме социализма, не думать.
В этом была отчасти моя ошибка, что
совершенно не считал способными таких людей быть участниками (борьбы). В один
прекрасный день не повернешь всего мировоззрения широкой массы настолько
радикально, чтобы она стала идейной, как отдельные личности из ее среды. А все
же эта масса моментами становится положительно революционной, но такой момент
очень трудно определить заранее…».
Понимание неготовности в тот момент рабочего
класса вести осознанную, организованную классовую борьбу не останавливало Ивана
Бабушкина, а только заставляло искать объяснение этому, еще активнее вести
работу, готовить наступление «такого момента».
Владимир Ильич высоко ценил И.Бабушкина,
глубоко переживал потерю этого замечательного бойца пролетарской армии.
В некрологе в связи с получением известия о
гибели И.В.Бабушкина В.И.Ленин писал: «Все, знавшие его, любили и уважали его
за его энергию, отсутствие фразы, глубокую выдержанную революционность и
горячую преданность делу». И далее: «Есть люди, которые сочинили и
распространяют басню о том, что Российская социал-демократическая рабочая
партия есть партия «интеллигентская», что рабочие от нее оторваны…
Биография Ивана Васильевича Бабушкина,
десятилетняя социал-демократическая работа этого рабочего-искровца служит
наглядным опровержением либеральной лжи. И.В.Бабушкин – один из тех
рабочих-передовиков, которые за 10 лет до революции (1905 года – ред.) начали
создавать рабочую социал-демократическую партию. Без неустанной,
геройски-упорной работы таких передовиков в пролетарских массах РСДРП не просуществовала
бы не только десяти лет, но и десяти месяцев.
…Народные герои есть. Это – люди, подобные
Бабушкину. Это люди, которые не год и не два, а целые 10 лет перед революцией
посвятили себя целиком борьбе за освобождение рабочего класса. Это – люди, которые
не растратили себя на бесполезные террористические предприятия одиночек, а
действовали упорно, неуклонно среди пролетарских масс, помогая развитию их
сознания, их организации, их революционной самодеятельности. Это – люди,
которые встали во главе вооруженной массовой борьбы против царского
самодержавия, когда кризис наступил, когда революция разразилась, когда
миллионы и миллионы пришли в движение. Все, что отвоевано было у самодержавия,
отвоевано исключительно борьбой масс, руководимых такими людьми, как Бабушкин.
Без таких людей русский народ остался бы навсегда народом рабов, народом холопов. С такими людьми русский народ завоюет себе полное освобождение от всякой эксплуатации» (ПСС, .т.20)