Рабочий-большевик Иван Бабушкин

 

   15 января этого года исполнилось 135 лет со дня рождения замечательного рабочего-революционера Ивана Васильевича Бабушкина, прошедшего за свою короткую жизнь (расстрелян царскими жандармами 31 января 1906г.) огромный путь от рабочего-подростка до грамотного революционера-профессионала, внесшего неоценимый вклад в революционную борьбу российского пролетариата.

   Его участие в революционной борьбе было замечательным примером того, как идеи социализма были поняты и приняты представителем рабочего класса. Они были восприняты, как идеи, позволяющие и помогающие бороться за интересы рабочего класса, как классовое оружие пролетариата.

   Придя 14-летним подростком учеником в Кронштадтскую торпедную мастерскую, он быстро постиг перипетии классового противостояния, включился в борьбу, занимался в марксистских кружках, в том числе, ему посчастливилось попасть в тот кружок, которым руководил В.И.Ленин, активно участвовал в работе петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», вел агитационную и пропагандистскую работу среди рабочих ряда петербургских заводов. В связи с арестом В.И.Ленина и его соратников по «Союзу борьбы», Бабушкин написал и издал популярную листовку «Что такое социалист и государственный преступник» (разделения этих понятий и правильного понимания вопроса, к сожалению, зачастую не обнаруживается и у сегодняшних трудящихся и даже у называющих себя «левыми» – ред), в которой разъяснял рабочим, к чему стремятся и чего добиваются социал-демократы.

   Арест, высылка в Екатеринослав (Днепропетровск), организация там местного «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», активнейшая агитационно-пропагандистская работа в среде заводских рабочих; затем участие в создании ленинской «Искры», множество статей о жизни и борьбе рабочих, написанных им для партийной газеты; снова арест, побег из тюрьмы, недолгая жизнь в Лондоне, где им были написаны «Воспоминания», которые служили и служат хорошим учебником для ведения конспиративной агитационно-пропагандистской работы. Затем Петербург, борьба за ленинскую позицию, снова арест, ссылка на Крайний Север, руководство революционным движением в Иркутске, 31 января 1906г. – зверский расстрел без суда и следствия карательной экспедицией царского правительства.

   Из книги его «Воспоминаний» приведем только два небольших отрывка:

   «Это было наше первое сознательное знакомство с жизнью фабричных рабочих (посещение дома рабочих – ред.). Тяжелое впечатление у меня осталось надолго в памяти. Я не в состоянии был объяснить себе той выносливости и ничтожных потребностей, какими может ограничить себя человек, чувствуя себя в то же время довольным этой жалкой нищенской и полуголодной жизнью.

   Вот стена, которую приходится разбивать лбами, и не один десяток лбов расшибается об нее, пока она начнет хоть сколько-нибудь поддаваться. Впечатление от виденного было очень сильным, но руки наши от этого не опустились, наоборот, энергия к работе над своим развитием усилилась, желание скорее вступить в борьбу со столь ужасными приемами эксплуатации, со столь ужасной забитостью и темнотой народа увеличивалась, и мы усердно принялись точить оружие для борьбы, т.е. читать и развиваться».

   «…меня уже все хорошо знали, знали мои взгляды и подозревали, что у меня можно даже получить нелегальщину. Бывали случаи, когда мастеровые подходили к моим тискам и, обращаясь попросту, просили что либо им рассказать. Все же, чувствуя себя очень молодым, я смущался и говорил, что ничего не знаю, да нечего рассказывать. Но это были неискренние слова, так как сейчас же после этого я начинал вести какой-либо разговор, стараясь, как говорится, подходить издалека. И что же? Они охотно слушали, соглашались и хвалили меня, но мне этого было мало. Я желал, чтобы они совершенно отдались  делу, посвятив раз и навсегда себя для этого, чтобы прекратили работать вечера и ночи, читали бы книги и учились, учились бы энергично, настойчиво, как делал это я; но не всякий обыкновенный, часто заразившийся алкоголизмом человек в состоянии бросить все и ни о чем, кроме социализма, не думать.

   В этом была отчасти моя ошибка, что совершенно не считал способными таких людей быть участниками (борьбы). В один прекрасный день не повернешь всего мировоззрения широкой массы настолько радикально, чтобы она стала идейной, как отдельные личности из ее среды. А все же эта масса моментами становится положительно революционной, но такой момент очень трудно определить заранее…».

   Понимание неготовности в тот момент рабочего класса вести осознанную, организованную классовую борьбу не останавливало Ивана Бабушкина, а только заставляло искать объяснение этому, еще активнее вести работу, готовить наступление «такого момента».

   Владимир Ильич высоко ценил И.Бабушкина, глубоко переживал потерю этого замечательного бойца пролетарской армии.

   В некрологе в связи с получением известия о гибели И.В.Бабушкина В.И.Ленин писал: «Все, знавшие его, любили и уважали его за его энергию, отсутствие фразы, глубокую выдержанную революционность и горячую преданность делу». И далее: «Есть люди, которые сочинили и распространяют басню о том, что Российская социал-демократическая рабочая партия есть партия «интеллигентская», что рабочие от нее оторваны…

   Биография Ивана Васильевича Бабушкина, десятилетняя социал-демократическая работа этого рабочего-искровца служит наглядным опровержением либеральной лжи. И.В.Бабушкин – один из тех рабочих-передовиков, которые за 10 лет до революции (1905 года – ред.) начали создавать рабочую социал-демократическую партию. Без неустанной, геройски-упорной работы таких передовиков в пролетарских массах РСДРП не просуществовала бы не только десяти лет, но и десяти месяцев.

   …Народные герои есть. Это – люди, подобные Бабушкину. Это люди, которые не год и не два, а целые 10 лет перед революцией посвятили себя целиком борьбе за освобождение рабочего класса. Это – люди, которые не растратили себя на бесполезные террористические предприятия одиночек, а действовали упорно, неуклонно среди пролетарских масс, помогая развитию их сознания, их организации, их революционной самодеятельности. Это – люди, которые встали во главе вооруженной массовой борьбы против царского самодержавия, когда кризис наступил, когда революция разразилась, когда миллионы и миллионы пришли в движение. Все, что отвоевано было у самодержавия, отвоевано исключительно борьбой масс, руководимых такими людьми, как Бабушкин.

   Без таких людей русский народ остался бы навсегда народом рабов, народом холопов. С такими людьми русский народ завоюет себе полное освобождение от всякой эксплуатации» (ПСС, .т.20)