«Производственная практика» коммунистов

 

Говорю о людях, которые вполне свободно ориентируются в вопросах теории, что явствует из их теоретических и дискуссионных публикаций.

Именно эти люди, в том числе и молодежь, должны умело комбинировать изучение теории в кабинетах и пропаганду ее в трудовых массах. Только в этом случае, при таком подходе к делу люди воспитают себя как «грамотных организаторов коммунистического движения». Занимаясь только кабинетным изучением теории, грамотным организатором не станешь. Работа в трудовых массах – это и есть та «производственная практика», которая необходима для того, чтобы стать «хорошим специалистом» в нашем революционном деле.

Какой же должна быть эта практика?

Некоторые говорят, что, в первую очередь, пропагандировать марксизм нужно в молодежной среде. Это слишком общее утверждение. Молодежь – это и студенты, и рабочие, и армия. Среди какой молодежи важнее вести пропаганду? Ответ очевиден – везде важно, но упор надо делать именно на класс наемных рабочих, т.е. на рабочую молодежь.

Итак, в первую очередь, агитация и пропаганда в трудовых коллективах. Но вести эту пропаганду надо не только возле проходных. Психологически рабочие воспринимают такую агитацию как чужеродную, а порой и враждебно. Необходимо проникать в самое сердце предприятий, в цеха, в раздевалки и оставлять там листовки. Это надо делать ни один и ни два раза. Это должно войти в систему. И только после достаточно длительного периода такой подготовительной работы можно идти к рабочим и говорить лицом к лицу. Они уже должны к тому времени знать, кто мы, что предлагаем и о чем будем говорить. Вести работу в обратной последовательности неэффективно.

Кроме того, не на каждое предприятие надо идти. Бессмысленно вести агитацию на предприятии, где производственные противоречия еще не переросли в конфликт. Когда все спокойно и нормально, рабочие совсем по-другому воспринимают пропаганду. Люди, как правило, живут одним днем: сегодня – хорошо, а завтра будем видеть.

Следовательно, мы должны владеть информацией о производственных конфликтах буквально по всей стране. Необходимо научиться быстроте изучения сути конфликта, анализу ситуации. И через несколько дней рабочие, придя утром на работу, уже должны читать листовки с конкретными предложениями по их ситуации, изданные нами. Разумеется, предложения о методах и целях конкретной борьбы должны быть марксистскими по сути и революционными по форме.

О безопасности

Все знают, что посторонних лиц на предприятия не пускают. Бдит охрана. Но это не должно быть препятствием для нас. Проникать на предприятия нужно любыми способами. Только в этом случае рабочие поймут, что мы серьезная, сильная, решительная организация. А к сильным и решительным, как известно, тянутся.

Об охране предприятий надо помнить всегда. Также нельзя сбрасывать со счетов, что на некоторых предприятиях существуют личные группировки хозяев и директоров. Они, в отличие от охраны из структур МВД, действуют не по закону. Это цепные псы капитала. Чужака, распространяющего ночью листовки, они могут просто избить. Поэтому ходить в одиночку на такие мероприятия нельзя. Здесь необходимо некоторое разделение труда: одни распространяют листовки, а другие обеспечивают безопасность и всегда готовы к жесткому сопротивлению охране и «псам».

Это же касается и товарищей, работающих в штате предприятия. Они должны вести агитацию и пропаганду очень осторожно. Надо стараться не допустить их увольнения и репрессий по отношению к ним со стороны охраны и администрации. Организация должна взять под защиту каждого товарища, работающего на предприятии. И если начнутся преследования и увольнения, организация должна обеспечить этого товарища деньгами на жизнь, новым трудоустройством, а если потребуется, то и конспиративной квартирой. По тому, как мы относимся к своим агитаторам, рабочие будут судить о силе и серьезности всей организации.

Уже слышу возражения, что мы де не располагаем таким количеством людей, чтоб организовать и наладить всю эту работу. Да, людей не хватает, их катастрофически мало! Но этот замкнутый круг мы должны разорвать, начав такую работу теми силами, что есть, потому что именно такая работа повлечет за собой увеличение численности организации и будет способствовать развитию массового рабочего движения.

Акции протеста (например, против застройки и вырубки деревьев), демонстрации надо рассматривать как вспомогательные. Отказываться от них не стоит. Но полный приоритет – за работой в трудовых коллективах, находящихся в состоянии конфликта с хозяевами и администрацией. И вести такую работу нужно вплоть до создания Совета рабочих. Т.е. забастовка только как цель удовлетворения меркантильных требований рабочих нас не устраивает. Она для нас как одна из ступеней на пути достижения нашей главной цели – революционной организации рабочих, чем является только Совет рабочих или Комитет самоуправления рабочих.

Возможны ли на этом пути ошибки и неудачи? Да! Они всегда возможны, когда что-то делаешь. Но они не должны нас смущать. И уж тем более, мы не должны после первой ошибки испуганно снова запираться в своих теоретических кабинетах, предоставляя массу рабочих самой себе. Такое поведение будет еще большей ошибкой.

Будем же реалистами – сделаем то, что сейчас кажется невозможным!

И несколько слов о психологии

С удивлением прочитал в полученных материалах категорическое заявление: «Забастовка не есть революционная борьба пролетариата, она может стать революционной борьбой, если она не ограничивается требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда».

Все несколько сложнее. Да, я тоже уверен, что забастовка с экономическими требованиями – обычный конфликт двух собственников: средств производства и товара «рабочая сила». Это чисто экономический аспект. Но рассматривать только так его нельзя.

Кто хоть раз участвовал даже в экономической забастовке, знает, что это всегда для любого человека психологический перелом, потрясение. Некий момент истины. Охарактеризовать его можно словами Высоцкого: «Я из повиновения вышел!» В один момент ломается многолетняя привычка послушно работать, бояться увольнения, охраны, милиции. Рабочий до забастовки и после – это два разных человека. Это, как солдат до первой своей штыковой рукопашной атаки и после.

Цели и требования забастовки в этих психологических переломах не имеют значения. Это и есть революционный момент каждой забастовки, всех идущих снизу акций протеста и общественных возмущений.

Кроме того, в любой забастовке есть элемент примера. Рабочие других предприятий смотрят на бастующих, требующих улучшения условий труда (зарплаты) рабочих и думают, а все ли в этом смысле нормально у нас на предприятии? Понятно, что на каждом предприятии в условиях капитализма нормально далеко не все, вернее, все ненормально. А пример, как известно, заразителен.

Есть еще в любой забастовке и политический момент. Каждое неповиновение рабочих – это дестабилизация ситуации. А любая дестабилизация расшатывает машину буржуазного государства.

Экономическая забастовка – лишь первый шаг в борьбе рабочих. А вот наша задача и состоит во внесении в каждую забастовку, в каждое возмущение снизу коммунистической революционной сути.

Михаил Волин

Донецкая обл.