Куда идет российское образование?

 

По материалам Общественных слушаний в Госдуме РФ 25 января 2008 года

«Куда идет российская образовательная политика: к обществу равных возможностей или социальному апартеиду?»

 

Мельников И.И., заместитель Председателя Госдумы РФ. Мы должны констатировать, что уровень доступности и качества образования в стране снижается. Образование стараются сделать таким, чтобы оно слепо следовало сиюминутным рыночным потребностям, требованиям, чтобы оно стало не общедоступным, а стало элитарной услугой.

Особую тревогу в последнее время вызывает ряд инициатив и законов, которые были приняты в четвёртой Госдуме:  закон о монетизации льгот, который очень сильно переделал образовательное законодательство, отменил налоговые льготы, отменил запрет на сокращение бюджетных мест для обучающихся в высших учебных заведениях; закон «Об автономных учреждениях», который фактически ещё больше открыл дорогу к коммерциализации в системе образования и к приватизации в системе образования; закон «О двухуровневой системе образования» и многое другое, что очень активно обсуждалось в образовательном сообществе.

В принятом трёхлетнем бюджете расходы на образование увеличиваются меньше, чем на 20 процентов за три года. А рост расходов на силовые структуры (исключая армию) составляет больше 45-ти процентов. Вместо того, чтобы заниматься воспитанием, предотвращать преступления, мы вкладываем деньги в то, чтобы бороться с совершёнными преступлениями.

На национальный проект «Образование» в 2008 году выделяется 43 миллиарда рублей, в 2009-м – 21 миллиард рублей и так далее. То есть, начиная с 2009 года национальный проект «Образование» потихоньку сворачивается.

Огромное количество детей школьного возраста находится вне учебных заведений. Правительство говорит, что таких детей 50 тысяч, Генеральная прокуратура, – что их около 2 миллионов, общественность считает, что эта цифра еще больше. Но даже сам факт, что в стране нет учета этих детей и неизвестно, какое же количество детей школьного возраста не посещает школу, это само по себе позорный факт.

Сокращение числа бюджетных мест в вузах. В СССР у нас бесплатно училось сто процентов, в современной Германии бесплатно учится 90 процентов студентов, в современной России меньше 40 процентов студентов учится бесплатно

 

Смолин О.Н, депутат Государственной Думы, руководитель общественного движения «Образование – для всех». Российская образовательная политика должна выравнивать возможности в образовании, а не выстраивать социальные перегородки и не строить систему социального апартеида. А что имеем самом деле?

Разделение по формам получения образования. Я точно знаю, что в советский период вечерняя школа была некоторым социальным лифтом. Однако новый Закон «Об обязательном среднем образовании» отводит ей роль социального отстойника. Если ребёнок в 10 классе за год получил двойку, он должен продолжать образование только в иных формах. Это, значит, что, например, Пушкина, с его «нулём из математики», пришлось бы из Царскосельского лицея переводить в вечёрку или на заочное обучение

Разделение по формам поселения. Согласно официальным данным, почти 3 тысячи сельских школ было закрыто в последние годы, это признаёт Министерство образования РФ. Но курс на свёртывание сельской школы продолжается. А это не только нарушение прав человека, это угроза и национальной безопасности страны

Разделение по размерам образовательных учреждений. Вы знаете, что в стране вводится равное подушевое финансирование. Но при этом возникает парадоксальная ситуация. Это своеобразное равенство приводит к колоссальному неравенству, когда школы небольшие, причём не только в селе, но и в городах, оказываются в неравном положении и даже под угрозой закрытия. Для того чтобы обеспечивать равенство, права должны быть неравным, как нам объясняли классики ещё в позапрошлом XIX веке

Двухуровневая система высшего образования. Всё высшее образование будет разделено на два уровня. Один, грубо говоря, для домохозяек и офис-менеджеров, а другой всё-таки для более или менее квалифицированных специалистов. Доступ на второй уровень будет резко ограничен платностью и другими способами.

Сокращение бюджетных студентов. Вот цитата из того же Дмитрия Медведева: «Количество бюджетных мест должно расти и обязательно надо сохранить то, что есть». Всё замечательно, кроме одного – три года продолжается сокращение бюджетного набора. В общей сложности – на 25 процентов.

Разделение по учреждениям образования первого и второго сорта. Я имею в виду, прежде всего, систему дополнительного образования.

Разделение учреждений на бюджетные и автономные. Закон об АУ делит учреждения на две категории. С одной стороны – бюджетные, которые получат некоторые недостаточные бюджетные гарантии без экономической свободы. С другой стороны – автономные, которые получат экономическую свободу, но без всяких бюджетных гарантий.

И, наконец, разделение по уровню доходов. Вот это и есть своего рода социальный апартеид. В чём он проявляется? Доклады Организации экономического сотрудничества и развития признают, что уровень неравенства прав образования в России превысил допустимые пределы. Например, стипендии учащихся. 20 лет тому назад стипендия в вузе составляла 4/5 от прожиточного минимума, в техникуме – 56 процентов, в ПТУ – 80 процентов. Сейчас в вузе она составляет порядка 22 процентов, а в техникуме и ПТУ – порядка 7 процентов. То есть чем ниже уровень доходов родителей, тем больше падение стипендий.

Я напомню вам, уважаемые коллеги заявление министра образования и науки Андрея Фурсенко перед «Нашими» на Селигере, когда цель массового образования была заявлена, как подготовка квалифицированных потребителей, способных пользоваться плодами творчества. Откуда же творцы? Я думаю, что это обозначено именно, как цель массового образования. Для народа – одно, для представителей элиты – другое.

Борисенков В.П., Человек с незапамятных времён продемонстрировал способность переносить очень страшные страдания. Но человек с трудом переносит несправедливость, и особенно он тяжело это переносит, когда речь идёт о его детях.

Талантливый ребёнок может родиться и в семье дровосека, и в семье плотника. И я мог бы привести огромное количество примеров, когда выдающийся композитор родился в семье дровосека, выдающийся учёный в семье крестьянина, выдающийся математик из шахтёров. Неравенство в области образования, оно лишает нашу страну талантов.

Это создаёт почву и для социальных конфликтов в будущем, для социальных взрывов. Люди, я ещё раз повторяю, с трудом переносят неравенство по отношению к своим детям.

 

Комков С.К., доктор педагогических наук, руководитель Всероссийского фонда «Образование». Сегодня российская школа похожа на тяжело больного человека, к одру которого приходят очень разные люди и очень по-разному относятся к тому, что сегодня происходит в системе российского образования.

Россия занимает особое геополитическое место в мире, представляющее собой очень лакомый кусок для всех, кто сегодня имеет свои виды на эту большую территорию. Им совершенно не нужна российская нация с её национальным потенциалом, главную составляющую которого как раз и составляет система образования.

К этому «тяжело больному человеку», которого мы сегодня называем «российское образование», приходят не только лекари, а приходят коновалы, которые пытаются вколоть, сделать некие прививки этому больному, чтобы он уже окончательно не встал со своей постели. С этой целью не случайно (ещё в 1992 году) была создана целая система, которая работает сегодня очень успешно на разрушение системы образования. Я имею в виду Высшую школу экономики. Это учебное (казалось бы, на первый взгляд) заведение на самом деле очень далеко от учебных целей. Это организация, которая создавалась для того, чтобы проводить реформирование всей системы в области образования, не только в ней.

В своё время (в 1967 году) в Соединённые Штаты Америки специально прибыла большая группа специалистов во главе с Александром Кингом, и она имела совершенно определённую задачу – провести реформу образования США. И они её провели. В результате этого уже в середине 90-х годов уровень системы образования США упал до конца XIX века. Многие выпускники американских школ не умели порой грамотно читать и писать. Они считали только с использованием калькулятора.

Сегодня всё, что делается в российской системе образования и что пытаются внедрить в российскую школу, это модель американской, той самой реформированной системы образования.

Система образования является и социальной, и экономической. Потому что именно система образования и её развитие дают самый высокий доход в развитии государства. На один рубль, вложенный в систему образования, в течение 10 лет получается 700 процентов прибыли.

Так вот сегодня мы имеем роскошь расходовать на систему образования менее 4 процентов ВВП. Европа в среднем расходует 7-8 процентов ВВП, США – 11 процентов, Китай – 12 процентов.

В прошлом году бывший премьер-министр господин Фрадков, побывав в Южной Корее, до умиления восхищался тем, каких экономических высот достигла эта страна. А ларчик-то открывается весьма просто. Южная Корея в течение последних 10-15 лет вкладывала в систему образования от 23 до 25 процентов ВВП. Вот вам и весь секрет Полишинеля.

И в это время из почти 50 тысяч российских школ 27 тысяч школ вообще непригодны к тому, чтобы туда можно было запустить детей. Это школы с провалившимися потолками, с провалившимися полами, в которых стоит ободранная мебель, в которой все удобства санитарные находятся во дворе. В этих школах сегодня, кроме доски и куска мела, практически не бывает ничего. И никакие прививки в виде национальных проектов не помогут, потому что надо менять в целом отношение к системе образования.

И, в первую очередь, здесь надо менять законодательно. Надо возвращаться к тому, что было в советской системе. Должна быть единая государственная школа, которая имеет федеральный статус и за которую отвечает государство, которая финансируется из государственного бюджета, а не на уровне региональных бюджетов. Каждая школа должна иметь всё, что необходимо для нормального её существования.

Сегодня Таиланд (маленькая страна) могла бы стать для нас величайшим примером. Они взяли курс на то, что бы в каждом селе, в каждой деревушке, если там даже есть два-три человечка учеников, открывалась своя сельская школа.

Национальные проекты образования – это была ловушка, на которую попалась фактически вся общественность России. Это приманка была необходима в избирательных целях накануне думских и президентских выборов. И то, что убывают расходы на этот национальный проект, – это очевидный факт, и в ближайшее время никакого национального проекта образования нет будет.

 

Абрамов А.М., член-корреспондент Российской академии образования. Я, во-первых, хотел бы резко возразить звучавшему мнению, что здесь категорически нельзя заниматься политикой. Если мы хотим что-то изменить, если мы хотим изменить эту образовательную политику, – то именно политикой и придётся заниматься.

В названии слушаний поставлен вопрос «Куда мы движемся?...». Мы движемся от доказавшей свою эффективность советской системы образования к системе образования, быстро деградирующей. Со всей этой образовательной политикой мы движемся от страны развивающейся к стране, обреченной исторически во всех смыслах.

Мне кажется, что точка зрения присутствующих здесь едина, но это же надо уметь доказывать. В качестве доказательства можно было бы предложить такую «чёрную книгу» российского образования, в которой убедительно изложить все факты этого движения к сегрегации в образовании.

Раньше я подозревал наше руководство и руководство Министерства образования, в частности, в благородстве намерений. Дескать, люди хотят хорошего, а получается как всегда. Сейчас я должен отказаться от своих подозрений. Я убеждён в том, что эта образовательная политика есть следствие очень жёстко проводимой общей политики. Вся политика в стране сегодня ориентирована на построение общества потребления для отдельно взятых потребителей. Именно только этим можно объяснить ту настойчивость, что вопреки всем мнениями (и общества, и деятелей культуры, религии и так далее) на государственных каналах пропагандируется та самая антикультура, которая дает зрителю псевдоидеалы.

В итоге этой общей политики мы, возможно, обрели восемь лет относительной стабильности, но решительно потеряли восемь лет развития, а в образовании мы за эти восемь лет спустились на несколько ступеней.

Аспект, который тоже совершенно необходимо учесть. Происходит то, что мы позволяем делать. Общество конформистски настроено. Это конформизм, доходящий подчас до рабской психологии. Нужна новая политика, но за нее нужно бороться.

То, что происходит в образовании, это колоссальные вызовы национальной безопасности страны. Сегодня армия представляет опасность только для окрестного населения воинской части и личного состава. Нам осталось три-пять лет для поддержки интеллектуального потенциала, потому что люди старшего поколения, которые знают и умеют, уходят, а передачи эстафеты не было и нет.

Напомню один пример. В 1933 году к власти пришел Гитлер. Прошло всего 15 лет, он разогнал великих ученых – немецких математиков и физиков. С тех пор великой школы там нет. Нам предстоит крушение по всем направлениям.

 

Мансурова К.Ш., председатель общественного движения «Родительская Забота». У меня есть данные, за что и как платят студенты. Оказывается, вузы для того, чтобы еще тащить деньги с родителей, составили вот такие списки.

Если студент вовремя, с одного раза, максимум с двух раз не сдал какую-то тему или не написал контрольную работу, то вот какие расценки (в данном случае у меня данные МГСУ – Московский государственный строительный университет). Это мне предоставили студенты.

Химия (одна тема-300 руб).

Один пропущенный коллоквиум, или несданный коллоквиум – 750 рублей.

Одна пропущенная лабораторная работа – 1700 руб.

За три темы можно заплатить как за одну контрольную работу, то есть дешевле на 150 рублей;

Физкультура. Один пропущенный урок – 300 руб. Допускается четыре урока по неуважительной причине.

Информатика. Одна лабораторная работа – 400 руб.

Математика. Одна контрольная работа – 300 руб. Пересдача экзамена–900 руб.

И т.д. Это ещё достаточно дешёвые расценки.

При приеме в ВУЗ внебюджетнику приходится платить огромную сумму. Я знаю, что в ГУВУЗе это стоит 5 тысяч долларов. А вот в МГСУ (самый дешёвый) – 38 тысяч рублей за один семестр. То есть 2 тысячи евро за год. Плюс ещё эти доплаты за пересдачи.

Если даже по уважительной причине ребёнок пропускает физкультуру, всё равно он должен заплатить для того, чтобы идти в следующий раз на занятие.

На первый курс поступают 300-800 человек, а на выходе их оказывается в четыре-пять раз меньше. Родители уже не в состоянии платить.

 

Бузгалин А.В., профессор МГУ, координатор движения «Альтернативы». Те, кто помнят старые Марксовы схемы, поймут меня, когда я скажу: образование – это первое подразделение постиндустриальной экономики. Это то, что создает потенциал человека. Творческие качества человека затем создают все то, что нужно современному миру.

Можно вместо десятков миллионов крестьян нашей страны найти несколько тысяч специалистов, которые повысят производительность наших сельскохозяйственных производителей в два раза. Это путь решения наших проблем.

Почему у нас это не получается? Я выскажу свою личную позицию. Я представляю левый фланг движения «Образование для всех». Проблема в том, что то, что делается, выгодно тем, кто имеет власть и деньги в нашей стране. Это не ошибки, не некомпетентность.

Надо искать те корни, которые производят эту политику. Возможны решения реформистские, возможны решения радикальные. Реформистское решение – это переход от нынешней модели экономической и социальной политики к политике, хотя бы социал-демократической. Зо сделать в любой стране.

И возможна другая модель, которая действительно кардинально изменит систему в области образования и превратит его в приоритетную сферу человеческого развития. Но это уже модель другого общества, лежащего по ту сторону рынка и частной собственности.

 

Леонтьева А.И., член Общественной образовательной палаты Москвы. Наш ребенок формируется в ядовитом растворе всех пороков. Сколько часов насилия смотрит ребёнок по ТВ, сколько журналов жёлтой прессы на него приходится! И в этой ситуации выжить духовно, душевно ребёнку невозможно, если даже мы обеспечим экономически прекрасные условия, и если этот учащийся в хорошо оборудованной школе будет иметь все удобства.

Под ударами СМИ потеряли критерии уже и маленькие дети, дети из детского сада, которые уже не читают стихотворения о каких-то зайчиках и медвежатах. Они читают: ты меня обними, а потом обмани. И педагоги и родители могут смотреть на всё это с восторгом.

И ещё хочу призвать к смелой активной позиции. Замечательный поэт говорил:

«Может, лучше

 сегодня промолчать,

в горло вбить себе

      молчания печать?

Может, завтра

    ты ответишь головой

за сегодняшний

    горячий голос свой?

Может быть.

 Но нет страшнее ничего,

Чем удушье

    от молчания своего».