Всадники революции в походе
В Барнауле, в небольшом уютном
выставочном зале «Турина гора», недавно проходила небольшая, но очень
примечательная и емкая выставка двух известных алтайских художников Павла
Даниловича Джуры из Барнаула и гостя нашего города, заслуженного
художника России и народного художника Республики Алтай, Игнатия Ивановича Ортонулова из Горно-Алтайска.
Павел Данилович Джура – монументалист, в свое время сделал множество
росписей общественно значимых зданий. Игнатий Иванович Ортонулов
– признанный мастер в станковой графике. Им сделано множество линогравюр, в
которых он ярко и образно воспевал дружбу наших народов, революционную борьбу в
годы революции и гражданской войны, созидательный труд некогда великой страны,
когда братские народы бок о бок строили социализм и защищали от врагов Родину.
Еще Игнатий Ортонулов
известен как книжный график, оформивший большое количество книг. Работает он
кроме станковой и книжной графики также и в живописи. В своем творчестве он
развивал и самобытно развивает традиции алтайского национального искусства. В
этот раз два мастера выставили прежде всего живопись,
где отображена величественная и неповторимая природа Горного Алтая. А Игнатий Ортонулов выставил также часть своих старых линогравюр. Они
полны экспрессии, динамики, яркого колорита.
Когда-то оба художника окончили Алма-Атинское училище, и с тех пор их связывает крепкая
дружба. И творческое сотрудничество, настоянное на любви к горному Алтаю и его
народу. Оба художника, как и прежде, верны традиционной реалистической манере.
В творчестве их нет и намека на столь милые многим эстетам формалистические выверты и желание понравится нынешней богеме и тем, кто
чутко держит нос по ветру.
Выставка вызвала в сердцах
присутствовавших на ее открытии чувство гордости и признательности к творчеству
этих художников.
На фоне химер СНГ-эвщины, открывающихся ныне повсюду то тут, то там
музеев оккупации, гробокопательства, осквернения
памятников и захоронений павшим в боях советским солдатам, скрупулезных
подсчетов того, кто кому в бывшем отечестве больше задолжал, на фоне
поголовного и небрежного отношения к нашей недавней великой истории, а также
дегуманизации искусства под флагом якобы освобождения его от стереотипов и
клише советского строя и оков тоталитаризма, эта небольшая выставка
являет пример совсем иного свойства. Она выступает в защиту нашей вековой
дружбы. В защиту гуманизма. В защиту идей и принципов социалистического
реализма. Посетители с гордостью говорили об этом. Говорили о нерасторжимой
дружбе наших народов, о плодотворном взаимодействии наших культур, о том, что
все это надо беречь как зеницу ока и преумножать, о том, что нужно, как и
прежде, нести высоко идеи гуманизма в нашем искусстве, вопреки всем примерам
иного свойства.
Множество таких примеров можно
обнаружить в правительственной «Российской газете». Один из них – публикация,
которую иначе как форменное надругательство и издевательство над здравым
смыслом не назовешь. Речь о недавней статье «Личная жизнь гения», в которой под
знаменем «новаций» и нынешней либеральной расхристанности
и «революционности» расхваливается на все лады книга лондонского профессора
Дональда Рэйсфилда «Жизнь Антона Чехова», от которой
веет такой запредельной мерзостью и глумлением, что хоть всех святых выноси.
Копание в грязном белье писателя выдается как еще одно достижение так
называемой свободы. (27 ноября 2007г., № 265). С примечательной иллюстрацией,
на которой изображен «памятник» великому писателю в Томске, а точнее, гнусная и мерзкая карикатура на него.
На открытии выставки с гордостью
говорили о том, что путь художниками пройден большой, список того, что сделано
ими, — внушительный. Но еще больше им предстоит сделать. Так, присутствовавший
на открытии этой выставки известный сибирский писатель Александр Родионов, отмечая
дарования и заслуги в области изобразительного искусства Игнатия Ивановича Ортонулова, выразил пожелание ему
непременно оформить сказания и легенды алтайского народа. И тут действительно
за мастером есть большой творческий долг. Ведь это дело, как никому другому,
под силу именно ему.
А что до меня, то мне Ортонулов близок, как и прежде, своими большими
графическими работами, в которых он воспевает дружбу наших народов. И
по-прежнему я вглядываюсь трепетно и с любовью в его листы, где пылает стягами
революция, где всадники революции продолжают, вдохновляя нас, нынешних,
непреклонно и яростно свой поход, сквозь пургу и снежные заносы в наше светлое
и прекрасное будущее.
Доброго пути вам, большие
художники!
Владимир БРОВКИН,
г.Барнаул