Всадники революции в походе

 

В Барнауле, в небольшом уютном выставочном зале «Турина гора», недавно проходила небольшая, но очень примечательная и емкая выставка двух известных алтайских художников Павла Даниловича Джуры из Барнаула и гостя нашего города, заслуженного художника России и народного художника Республики Алтай, Игнатия Ивановича Ортонулова из Горно-Алтайска.

Павел Данилович Джура – монументалист, в свое время сделал множество росписей общественно значимых зданий. Игнатий Иванович Ортонулов – признанный мастер в станковой графике. Им сделано множество линогравюр, в которых он ярко и образно воспевал дружбу наших народов, революционную борьбу в годы революции и гражданской войны, созидательный труд некогда великой страны, когда братские народы бок о бок строили социализм и защищали от врагов Родину.

Еще Игнатий Ортонулов известен как книжный график, оформивший большое количество книг. Работает он кроме станковой и книжной графики также и в живописи. В своем творчестве он развивал и самобытно развивает традиции алтайского национального искусства. В этот раз два мастера выставили прежде всего живопись, где отображена величественная и неповторимая природа Горного Алтая. А Игнатий Ортонулов выставил также часть своих старых линогравюр. Они полны экспрессии, динамики, яркого колорита.

Когда-то оба художника окончили Алма-Атинское училище, и с тех пор их связывает крепкая дружба. И творческое сотрудничество, настоянное на любви к горному Алтаю и его народу. Оба художника, как и прежде, верны традиционной реалистической манере. В творчестве их нет и намека на столь милые многим эстетам формалистические выверты и желание понравится нынешней богеме и тем, кто чутко держит нос по ветру.

Выставка вызвала в сердцах присутствовавших на ее открытии чувство гордости и признательности к творчеству этих художников.

На фоне химер СНГ-эвщины, открывающихся ныне повсюду то тут, то там музеев оккупации, гробокопательства, осквернения памятников и захоронений павшим в боях советским солдатам, скрупулезных подсчетов того, кто кому в бывшем отечестве больше задолжал, на фоне поголовного и небрежного отношения к нашей недавней великой истории, а также дегуманизации искусства под флагом якобы освобождения его от стереотипов и клише советского строя и оков тоталитаризма, эта небольшая выставка являет пример совсем иного свойства. Она выступает в защиту нашей вековой дружбы. В защиту гуманизма. В защиту идей и принципов социалистического реализма. Посетители с гордостью говорили об этом. Говорили о нерасторжимой дружбе наших народов, о плодотворном взаимодействии наших культур, о том, что все это надо беречь как зеницу ока и преумножать, о том, что нужно, как и прежде, нести высоко идеи гуманизма в нашем искусстве, вопреки всем примерам иного свойства.

Множество таких примеров можно обнаружить в правительственной «Российской газете». Один из них – публикация, которую иначе как форменное надругательство и издевательство над здравым смыслом не назовешь. Речь о недавней статье «Личная жизнь гения», в которой под знаменем «новаций» и нынешней либеральной расхристанности и «революционности» расхваливается на все лады книга лондонского профессора Дональда Рэйсфилда «Жизнь Антона Чехова», от которой веет такой запредельной мерзостью и глумлением, что хоть всех святых выноси. Копание в грязном белье писателя выдается как еще одно достижение так называемой свободы. (27 ноября 2007г., № 265). С примечательной иллюстрацией, на которой изображен «памятник» великому писателю в Томске, а точнее, гнусная и мерзкая карикатура на него.

На открытии выставки с гордостью говорили о том, что путь художниками пройден большой, список того, что сделано ими, — внушительный. Но еще больше им предстоит сделать. Так, присутствовавший на открытии этой выставки известный сибирский писатель Александр Родионов, отмечая дарования и заслуги в области изобразительного искусства Игнатия Ивановича Ортонулова, выразил пожелание ему непременно оформить сказания и легенды алтайского народа. И тут действительно за мастером есть большой творческий долг. Ведь это дело, как никому другому, под силу именно ему.

А что до меня, то мне Ортонулов близок, как и прежде, своими большими графическими работами, в которых он воспевает дружбу наших народов. И по-прежнему я вглядываюсь трепетно и с любовью в его листы, где пылает стягами революция, где всадники революции продолжают, вдохновляя нас, нынешних, непреклонно и яростно свой поход, сквозь пургу и снежные заносы в наше светлое и прекрасное будущее.

Доброго пути вам, большие художники!

Владимир БРОВКИН,

гарнаул