Следствие вели напёрсточники

 

На протяжении последних двух лет нас обстреливают из крупнокалиберной винтовки пулями, отлитыми из прошлого. Делается это настырно, с нахальством рекламного сутенёра. Открывается окно в сетке телевещания канала НТВ, и начинается теледейство. Я имею ввиду назойливую передачу «Следствие вели…» с Леонидом Каневским. Лёнчик, шевеля усиками, клянётся: «только документы», «голая правда о советском прошлом», «о правлении дорогого Леонида Ильича», «самое страшное преступление эпохи развитого социализма»… От еженедельного повторения присяга изнашивается, ветшает…

Механика подделки выпирает наружу. Берётся банальное по теперешним временам преступление, окрашивается в розовый цвет семидесятых годов, современный интерпретатор закручивает всё это в тугой сюжет, и изделие готово. Потому что бандиты («герои» сюжетов – ред.) орудовали, якобы, в советскую эпоху. Гриф документальности наводит тень на плетень, на стряпню гробокопателя. Затем изделие обрабатывается критикой идеологического отдела и идёт на экран. Заварился густейший компот из сухофруктов антисоветизма.

При этом полёт фантазии авторов не ограничен ни рамками приличия, ни совестливостью. Словом, лепи, что хочешь. Даже артистов, участников съёмок, не всегда переодевают в одежду тех лет. Да и аппаратура пашет современная, картинки подают рельефно, броско…

Но для Каневского содержание не столь важно. Он хорошо поставленным голосом гида ведёт нас по недостаткам Советской власти в мелочах. Мимоходом цепляется за примитивные бусы двенадцатилетней школьницы. За несовершенство техники выпуска 50-х годов. Тут фигурируют горбатые «Победы», мелкие «Запорожцы», они показываются на фоне убогих строений в инфракрасном свете новейших осветительных приборов.

За что Каневский ненавидит Советскую власть? В звуках его голоса шелестят осколки злобы к той государственной системе, которая дала ему бесплатное образование, вывела в люди, из неизвестного мальчишки сделала артиста-«знатока», снявшегося во многих фильмах.

Теперь же, нанятый антинародным режимом петербургских «братков» Каневский вкалывает как истинный батрак, очевидно, за немалые деньги. Выбивая историческую память из многомиллионной аудитории, он практически занимается «отравлением колодцев»… Ведь глобальная всепроникающая телеэлектроника легко прорывает защитную оболочку естественного скептицизма зрителя. В ряду профессиональных сеятелей вражды – познеров, сванидзе, карауловых и проч. – Каневский занимает особое, авангардное место. Он «косит» под объективизм, прикрываясь милицейскими погонами. А из-под скудной шапчонки выглядывает зловещая геббельсовщина. Еженедельно повторяемая ложь приобретает черты правдивости. Тем более, что подаваемое с телеэкрана варево опровергнуть невозможно. Каневский хорошо изучал труды нацистских бонз, оболванивших всю Европу в 30-е годы. Он мелким шулером суетится на экране, вставляя в текст заразные шпильки замечаний, поправок якобы соучастников расследований. Ловко перетряхивает архивные протоколы, и с пожелтевших страниц летит невидимая смертоносная пыль антисоветчины. Особенно глубоко травмируется психология подростков, молодых, жадных до зрелищ прозелитов, которые ничего не знают о народовластии, о Советах. Эти же передачи смотрят за границей, принимая за чистую монету манипуляции Лёнчика, его чепуху, да не простую, а ядовитую? Поэтому «Следствие вели…» следовало бы подавать с надписью: «Осторожно, напёрсточники!».

В.Дроздов,

гладивосток