Максим Калашников

 

Проблема «двух народов»

 

«Проблема двух народов»

Впервые тема перехода на высокотехнологичный путь развития стала осевой в послании президента Владимира Путина на 2006-2007 годы. Его главный идеолог, заместитель главы президентской администрации В.Сурков в статье «Национализация будущего» тогда же заговорил о конверсии сырьевой модели развития в инновационную. Но, несмотря на огромный приток доходов от экспорта углеводородов, перехода так и не происходит. Слова остаются лишь словами. Почему?

Обрисуем главные причины «инновационного сопротивления».

Причина № 1 состоит в том, что РФ – это государство с воровской, криминально-коррумпированной «элитой». Коррупция и казнокрадство – основы существующего в РФ политического строя. Господство «бело-сине-красной» мрази и научно-техническое развитие – вещи несовместимые.

Причина № 2. Разрушены советские вертикально-интегрированные структуры, объединявшие в себе разработку высокотехнологичной продукции, ее испытания и доводку, опытное производство, освоение серийного производства изделий, их послепродажный сервис и модернизацию. А также – еще и подготовку необходимых кадров. Разрушены цепочки «вуз – конструкторское бюро – производство – обслуживание».

В этих условиях вливание больших средств в научно-технические программы РФ грозит обернуться неэффективной растратой средств и банальным их разворовыванием. Что, в общем-то, и происходит. Деньги во всяческие проекты вкачиваются – а превращать их в новейшие разработки некому. «Бело-сине-красные» обезьяны уничтожили красных, серпасто-молоткастых ученых, инженеров и изобретателей. Сломали и разграбили их работоспособные структуры.

Причина № 3. Беспроектность. О каком инновационном развитии можно говорить, коли нынешнее государство по-прежнему беспроектно? Оно гнобит науку совершенно примитивным с нею обхождением. По мнению по-прежнему засевших во власти либералов-фундаменталистов, все должен делать рынок. Потому в РФ науке предлагается два способа найти деньги. Во-первых, податься в организуемые государством центры трансфера (перевода) технологий за рубеж. То есть, найти покупателя для плодов своих разработок в Европе, США, Китае, Японии и т.д. Тем самым государство само выдавливает русских ученых за рубеж, работая на укрепление всех экономик мира, кроме отечественной.

Во-вторых, исследователям указывают на венчурные фонды. Дескать, сами составляйте бизнес-планы, приглашайте специалистов, например, из «Прайс Уотерхауз...» за какие-то 200 тысяч долларов для написания необходимых обоснований – и, может быть, тогда вам дадут финансирование. И то частичное… По мысли правящих в РФ остолопов, изобретатели и ученые сами должны вписать свое изобретение в существующий рынок, сами (на свой кошт) создать опытный образец, – а государство еще посмотрит, вкладывать ли в это деньги.

В итоге перспективные команды исследователей из РФ плюют на эту канитель и при любой возможности уезжают работать в США и иные зарубежные края, где им обеспечиваются сносные условия для работы…

Государство, в отличие от советской эпохи, все свалив на рынок, не ставит ясных целей: что оно хочет получить и за что готово платить деньги. Причем заказ должен включать принципиально новые вещи, не имеющие аналогов в мире. Ибо рынок близорук.

К тому же сегодня рынок, после 16-летнего разгрома в РФ, оказался занят американцами, европейцами и китайцами. Там места для русских уже нет. Куда вписываться-то? К тому же, как может рынок оценить то, чего еще не было? Придите вы к капиталистам в 1960-е с идеями Интернета – и вас, что называется, послали бы. То же самое будет и сегодня. Принципиально новые инновации – дело сугубо государства!..

В президентском послании 2007 г. сказано:

«Другое направление финансирования – это специальные целевые программы, в рамках которых государственные заказы на прикладные научные исследования и разработки должны выставляться на открытые конкурсы. По их результатам будут заключаться договоры уже с конкретными научными организациями и коллективами. Это позволит обеспечить столь необходимую конкуренцию в научной среде...»

Но надеяться, что бело-сине-красное государство, наконец, выдвинет четкие ориентиры, не приходится. Правительство РФ – крайне бюрократическая и умственно зашоренная структура, чтобы суметь правильно поставить нужные прикладные задачи. Кроме того, его работа искажена коррупцией. Куда ему думать о будущем?

И в добавок, это государство отличается удручающей чиновничьей тупостью. При Путине оно как-то попробовало спустить Академии наук план фундаментальных научных разработок – так сказать, государственный заказ. Академики ржали до слез при чтении этого «перла». Там работы в области высшей математики и теории вероятности проходили по разряду «борьбы с терроризмом», а запуски космических аппаратов – по разделу «транспорт». Обладая таким вот «ослоумием», какие перспективные задачи перед наукой может поставить это нелепое государство воров и «пилителей»?

Причина № 4. Государственная машина РФ неэффективна и откровенно безмозгла. Она не знает, какое будущее строить, куда идти. А не зная этого – не может поставить и внятных задач...

Причин, как видите, четыре. Но, по большому счету, все они сводятся к одной-единствененой причине…

Дело уже не в нехватке денег, не только в проблемах организации власти и недееспособности государства нынешнего типа. Берите выше! Просто верхи и низы в современной РФ стали двумя разными народами. Их устремления и чаяния абсолютно чужды друг другу (выдами – ред.). Причем «народ» верхов совершенно враждебен инновационному развитию.

Выбора у нас действительно нет. Еще в 2000 году один из крупнейших «мозговых танков» СССР (и РФ), академический Институт прикладной математики имени Келдыша выдал прогноз: без перехода на инновационную траекторию страну в десятилетней перспективе ждет тяжкая системная катастрофа. «Страна... заняла сегодня прочное место среди производителей природного сырья и полуфабрикатов,.. за счет же интеллектуальных ресурсов производится, по некоторым оценкам, приблизительно 5–10% национального продукта (в странах «технологического сообщества» – примерно 70%). А по уровню конкурентоспособности, опять же по некоторым оценкам, Россия находится то ли на 54-ом (рейтинг IMD), то ли на 75-ом (рейтинг агентства Рейтер) месте...»

Разгадка тайны – в полном банкротстве той якобы либеральной модели развития, что была навязана РФ в 1992 году и которую теперь в Кремле пытаются вновь навязать стране…

В РФ существует сверхкоррумпированная и невероятно консервативная экономика добычи сырья и всевластия чиновников. Здесь нет отечественных высокотехнологичных мегапроектов, способных вобрать в себя прорывные инновации. Зачем добытчику нефти инновации в электронике или авиации? Он продаст нефть – и купит все новенькое на Западе. Получилось так: в РФ «цивилизация» сложных производств и науки угнетена и едва дышит. Торжествует совсем иная, более примитивная «цивилизация»: нефтегазовиков, производителей сырого леса и металлургических изделий первого передела, «освоителей» бюджетных средств, строителей недвижимости, а такжемощные кланы импортеров. Эта примитивная и хищная общность подавляет творческие, инновационные ростки в стране. И получается: отечественные инноваторы должны идти на внешний рынок.

Росфедерация не может рассчитывать только на рынок в попытке построить инновационный сектор. По мнению Георгия Малинецкого (ведущего специалиста Института прикладной математики), это продиктовано скверной структурой нынешнего общества. В нем процветают 10 процентов населения, а 90 – пребывают в нищете (так называемая «двугорбая» модель расслоения в обществе).

«Интересы представителей двух «горбов» в России антагонистичны, – заявляет Георгий Малинецкий. – Это проявляется и в том, что касается сферы высоких технологий, образования и науки. Например, представителям небогатого большинства народа жизненно необходимы отечественные качественные лекарства и жесткий контроль за фармацевтическим рынком. Представителям второго, богатого «горба» значительно выгоднее не иметь отечественной фармацевтики и получать доходы за счет «откатов» от зарубежных фирм, неурядиц со льготными лекарствами и т.д. Первый «горб» заинтересован в наличии качественного образования, дающего востребованные обществом профессии. Второй «горб» – в обратном, в уничтожении достижений советской средней и высшей школы. Неграмотными, не имеющими квалификации, не осознающими собственных интересов, неспособными противостоять манипуляциям людьми управлять гораздо легче. Одним из инструментов развала системы образования в России является повышение его платности.

Развитие науки неизбежно ведет к осознанию активной частью населения истинного положения вещей и своих интересов, создает предпосылки для развития обрабатывающей промышленности и сферы высоких технологий.

 «Горб» «новых русских» вполне устраивает сырьевая направленность экономики (а в сфере медицины и образования своих детей они ориентируются на импорт).

Двугорбая структура характерна для слаборазвитых стран. Нефтяные доходы в них, как правило, не поддерживают другие отрасли и выпуск конкурентоспособных промтоваров. В них очень высока коррупция и неэффективен госаппарат.

Низкое качество управления приводит к однобокой и уродливой структуре экономики, а наличие большого доступного ресурса (сырья), позволяющего элите «не напрягаться», приводит к перерождению последней и еще большему снижению качества управления. Отсюда и «управленческий хаос» в «нефтяных империях» и, в частности, в самой России. С одной стороны, обеднение большинства и деградация человеческого капитала угрожает социальной стабильности (и поэтому какие-то меры в пользу бедных или их имитацию приходится предпринимать). С другой стороны, имущественные интересы элиты, принадлежащей «горбу богатых», диктуют экономическую и социальную политику обогащения за счет большинства населения и продажи природных богатств страны (по утверждению президента РФ, более 26% нефтедобычи в России приходится на иностранный капитал, что делает продажу ресурсов еще более невыгодной для общества и является чрезмерным даже для «нефтяных империй»). 

Квадратура

инновационного круга

Получается какая-то неразрешимая проблема! Не перейти на инновационную траекторию для нас равносильно концу РФ. А перейти – мешает собственная «элита». Она ничего не дает сделать. Все душит и топчет, сволочь! И времени мало: внутренние проблемы берут за горло, ученые вот–вот перемрут, и внешние толчки грозят – хоть нефтяная война, хоть прочие катаклизмы.

Что же делать-то? Ожидать того, что эта кодла «просветлеет», проникнется чувством патриотизма и примется вкладывать деньги в прорывные инновации? Иллюзии на сей счет уже развеялись. «Умнеть» она будет еще десятки лет, а их у РФ в запасе нет. Пока верхушка будет «светлеть», мы рискуем остаться без науки, без индустрии, да еще и подвергнуться завоеванию. Или можем оказаться беззащитными перед ударами мирового кризиса. Да и незачем ей инновациями заниматься!.. Сильные мира сего в РФ, образно говоря, паразиты – клопы и тараканы. Можно, конечно, ждать, что они превратятся в трудолюбивых муравьев – да только я лично в такие сказки не верю. Воровать сукины дети будут до полного развала РФ. Так же, как клещи будут сосать кровь человека вплоть до его смерти, нимало не заботясь о том, что потом они же останутся без пищи. И клещи, и «элита РФ» так запрограммированы. И не нужно ждать от них чудес интеллекта и стратегического предвидения!

Создать условия, при которых якобы станет выгоднее вкладывать в инновации, нежели не воровать или добывать сырье, рыночными методами в РФ уже невозможно. Только страх смерти и конфискации богатства может заставить россиянских «элитариев» вести себя иначе.

Скажу совершенно откровенно: совершить инновационное чудо способны лишь правители особого склада. И фантатики-идеалисты, и прагматики в одном лице. Чистый прагматик жалок и обречен на поражение. У него нет фантазии, он не в силах представить себе Будущего – а значит, и бессилен его создать… Будь у власти только прагматики – мы бы до сих пор на лошадях ездили и рабским трудом пользовались. А историю движут вперед исключительно «фантазеры», не боящиеся изобретать новое. И уж если поднимать такую страну, как РФ – так только дерзким правителям с умами творцов.

Лучшая элита – это та, что рвется к высокой, идеальной цели. Но для достижения этой цели она действует жестко, расчетливо и прагматично… она готова идти к высокой мечте, отдавая для этого даже жизни свои. И при этом она без устали придумывает, изобретает, ищет прорывные инновации. И здесь ей «по боку» – рыночно это или нет. Она хватается за все, что может приблизить страну к заветной цели...

Но у власти находятся как раз-таки серые, бескрылые прагматики. Сидят они, присосавшись к газовой «трубе», – и ни черта сделать не смогут. Ибо с точки зрения чистого «реалиста», РФ – страна уже безнадежная. Чего против силы (Запада) ломить? Уже проиграли, навсегда отстали. Надо о себе беспокоиться, деток за границу отправлять, денежки тоже. Гнездышко уютное в Европе сооружать. И, конечно же, такая мразь смотрит на настоящих людей со страхом и ненавистью…

Да вы и сами, читатель, знаете: в первое десятилетие нового века в РФ правили бывшие помощники и «шестерки» покойного ныне питерского мэра-демократа Собчака. А что такое собчачьи годы в Питере (1990-1996)? Время, когда славный град на Неве превратился в самую криминальную и коррупционную помойку. Время оглушительных скандалов и дележа народной собственности.

Неужели вы думаете, что из той питерской клоаки могли выйти беззаветные патриоты и дерзкие инноваторы? Работать тогда на «демначальников» могли только откровенные моральные уроды, беспринципные хамы и воры…

Они что, изменились? Конечно, многие морочат нам голову, строя из себя великих государственников-патриотов. Но мне ее не заморочишь!

Уже и дураку видно, что в РФ ничего не работает так, как нужно для выживания нации. Ни к черту все: и государственный аппарат, и суды, и правоохранительные органы, и армия, и церковь. Нынешняя РФ – просто хлам. Внутри нее – неработающие государственные учреждения. Полностью мародерские «верхи». Суды, что не судят. Ошалевшие от крови, насилия и вымогательства «правоохранительные органы», давно ставшие самой большой преступной группировкой – государственными рекетирами. Проникнутая алчностью «госбеза». Все это, читатель, обречено на позорный развал. Страна так жить не в состоянии, во всяком случае – долго. Надо вымести хлам, построив нормальное общество. Общество инноваторов и строителей Грядущего. Стало быть, придется осуществлять не только научно-технические, промышленные или экономические инновации – но и общественные, политические. Все придется делать заново. Где-то – вспоминая и творчески развивая хорошо забытое старое. Где-то – создавая совершенно первопроходческие модели, потому как в прошлом подходящего рецепта нет. Ну, не могли древние оставить нам рецепты относительно ядерных проблем или Интернета!

Иного, судя по всему, не дано. Система мародерства уже воспроизводится, как культура микробов в питательном бульоне. Сынки чиновников становятся воротилами бизнеса, потом они станут чиновниками-ворами и точно так же продвинут своих отпрысков. Сломать тенденцию можно лишь силой.

Кто-то замашет руками в гневе и страхе. Как можно?! Опять – кровь и революция? Нет, только не это!

А что же – лучше просто помирать? Позволить этой «элите» добить страну? Смириться с тем, что остатки РФ оккупируют? Нам, наверное, скажут, что нужно бороться, вводя демократию. Свободные выборы и проч.

Хорошо, проведем мысленный эксперимент. Допустим, добыли мы волшебную палочку, взмахнули ею – и вся нынешняя клика вмиг превратилась в пламенных демократов. Они объявляют свободные выборы, на которые идут сто партий. И что изменится? А ничегошеньки! Власть-то все равно останется у тех, у кого больше всего богатства. Именно самые богатые смогут профинансировать нужные им партии и лидеров-болванчиков. В их руках окажется телевидение и вся мощная машина пропаганды. А у кого самые большие капиталы? Да у тех же самых врагов народа, у той самой «привилегированной нации», что поднялась на разграблении страны и вывозе сырья. И никогда они не допустят к власти нормальных людей. К телевизору не пустят, деньги не дадут собрать, грязью обольют и оболгут. На борьбу с мразью уйдут опять годы – а за это время наступят описываемые нами кризисные явления.

Что же остается? Да все то же: революция и последующие репрессии против старорежимной «элиты». С конфискацией ее богатств и выдвижением к власти истинных вождей. Революция – вот решение квадратуры «инновационного круга» в РФ. Иного выхода, читатель, просто не вижу.

Вы скажете, что времени нет? Да, кризис мы уже не обгоним. И опасно очень делать революцию. Но так – есть хоть какая-то надежда, а если жить по-прежнему – полный швах. Доведут они РФ до коллапса и постараются смыться. Скорее всего, на Западе их разденут, аки Остапа Бендера на румынской границе. Но нам-то с вами от этого не легче. Мы останемся на развалинах. А как западные оккупанты о нас позаботятся, мы на примере сербов в Косово видели.

Без революции и репрессий нам не разорвать коррупционную удавку на русской шее. Не сбросить смертоносное иго «чужих». Не выбраться из рабского ярма.