Я глажу горы, глажу реки...

 

От редакции. 17 марта 1991 года советский народ проголосовал на референдуме за сохранение своей Родины, за СССР. Но разрушители не унялись и сделали все, чтобы, разрушив великую страну, открыть себе путь к капиталистическому обогащению, то есть к ее разграблению. И нет такой области жизни, где не  проявились бы губительные последствия содеянного.

Для старшего поколения аббревиатура СССР не требует расшифровки, а молодым людям не грех и растолковать. Итак, СССР означает: Союз Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 года на Всесоюзном съезде Советов был подписан договор о создании СССР в составе четырёх советских республик: РСФСР,   Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия). Во-первых, это республики, а не средневековые монархии королей, царей или шейхов. Во-вторых, узаконивалось, что власть осуществляют Советы депутатов трудящихся, причём снизу доверху, от сельского совета до Верховного Совета. В-третьих, провозглашалась цель создания СССР - построение социализма. Народы бывшей царской России объединились, образовав семью братских народов (до 150), больших и малых.

С социальной точки зрения это событие являлось прорывом в будущее, о котором страстно мечтали лучшие умы человечества, кому была совершенно ясна порочность старого мира.

С точки зрения политики, власть впервые в мировой истории и надолго (опыт Парижской Коммуны 1871г. был краток)  перешла в руки трудового народа, независимо от национальности, вероисповедания и прочих различий.

С точки зрения мировой истории СССР стал маяком, который указывал путь в будущее другим странам - к середине 80-х годов ХХ столетия лагерь социализма насчитывал одну треть человечества!

Братский союз равноправных республик дал небывалый расцвет экономик каждой республики (так, ВВП Украины за период 1913-1990 годы вырос в 176 раз). Этот факт отметил даже ярый антикоммунист У. Черчилль, выступая в британском парламенте в 1959 г. по поводу 80-летия со дня рождения Сталина: «Россия прошла путь от сохи до атомной бомбы». Здесь сказался синергический эффект, когда совместные усилия умножают суммарный эффект от каждого в отдельности.

В культуре наиболее ярко проявилась суть социализма, пусть и несовершенного. Культура всего СССР создавалась в результате взаимопроникновения и взаимообогащения культур отдельных народов. Тут тоже сказывался синергический эффект! Среди крупных и выдающихся артистов и актёров, писателей и поэтов, музыкантов и художников, учёных и инженеров были люди разных национальностей. Нас мало интересовала национальность собеседника, товарища по работе, жениха (невесты), нас интересовало, какой ты человек.

Выделим из понятия «культура» песню и рассмотрим несколько примеров.

Вот довоенная песня-шедевр «Широка страна моя родная», её шлифовали 36 (!) раз, подыскивая наиболее точные слова и подходящую мелодию.

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Или - представьте себе вымотанных бойцов, только-только вышедших из тяжелого боя и расположившихся на опушке осеннего леса на краткосрочный отдых. Гармонист достаёт гармонь и… По этому поводу написана прекрасная песня «В лесу прифронтовом», вот её первый куплет:

С берёз - неслышен, невесом - слетает жёлтый лист,

Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы и словно в забытьи

Сидят и слушают бойцы, товарищи мои.

Заметьте, товарищи, а не господа или паны! Что означает «товарищи»? А это значит, что им можно было доверить свою жизнь (была тогда популярна фраза: «С ним бы я пошёл в разведку!»). Кто же они, эти товарищи? А это русский и таджик, украинец и армянин, молдаванин, еврей, и люди других национальностей. Это - фронтовое многонациональное братство! И не в последнюю очередь благодаря ему мы сумели одолеть коричневую чуму!

А вот пронзительная песня «Журавли», слова к которой написал аварец Расул Гамзатов, представитель очень малой народности Кавказа (и это подтверждает тезис о расцвете нашей многонациональной культуры):

Мне кажется порою,

                   что солдаты,

С кровавых

      не пришедшие полей.

Не в землю нашу

           полегли когда-то,

А превратились

          в белых журавлей.

В действительности хороших песен в советское время написаны сотни, прекрасных - десятки, и не хватит пальцев рук, чтобы пересчитать шедевры вроде «День Победы». Вот такое песенное богатство! Кроме песен, созданных профессионалами, большой пласт песен создан бардами; эти песни распевали у походных костров, в студенческих строительных отрядах, на уборке урожая в колхозах и совхозах.

Чем отличались наши, советские песни? В них было органичное слияние текста с глубоким смыслом и гармонической музыки (не поп-какофонии!). Они - лиричные, озорные, с философским подтекстом. У них широкий взгляд на вещи, на мир. А ещё в наших песнях - душа, душа многонационального народа.

Очень популярна фраза, особенно у иностранцев: «Загадочная русская душа»… Для человека, живущего в атмосфере индивидуализма и наживы, это - загадка! В действительности нет никакой загадки - просто у нашего народа эта Душа, то есть человечность - есть! Она и в таких песенных словах: «И хлеба горбушку - и ту пополам»!»

А еще, в наших песнях отразилась сопричастность к судьбе страны («Мой адрес не дом и не улица, мой адрес  Советский Союз…»), отетственность за нее; нас всё в стране и мире интересовало и было важно…

А что теперь в смысле песен? Говоря коротко: какие времена - такие песни! Вот О. Газманов часто поёт вроде ностальгическую песню о Союзе:

Я рождён был

      в Советском Союзе,

Сделан я в СССР…

Не напираю на то, что ни музыка, ни манера исполнения не соответствуют замыслу. Что текст представляет собой нагромождение случайных ассоциаций - полный постмодернизм! Но вот слова из этой песни: «Олигархи и нищие - это моя страна!». Извините, не моя эта страна - не было в СССР ни олигархов, ни нищих! Не вяжется ностальгия по СССР с теперешней Россией! Непонятно, как можно не замечать такой несуразицы… А, может, всё проще - под ностальгию протаскивается мыслишка о смирении с существующим положением дел? Мол, всё от бога?

Эфир и телевидение заполонила убогость и пошлость, американизированная масс-культура. Вот только застрявшее в памяти, ибо от этого невозможно спрятаться: «Не ругай меня, мама, я - гулящая…», «Мальчики, любите мальчиков. Девочки, любите девочек» (это уже Верка Сердючка) и т.п.

И среди эстрадных юмористов - зачастую та же пошлятина (юмор ниже пояса), та же убогость. Я полностью согласен с Д. Могилевским, написавшим статью «Зеркало контрреволюции», который выделил 3 составляющие контрреволюции на просторах СССР: культурную, свободную, свинскую. Далее - несколько цитат из этой замечательной статьи.

«Безоговорочно торжествует контрреволюция свинская, а её зеркалом стал бывший сатирик, ныне лакировщик, М. Жванецкий (сокращённо М.Ж.). Вот что можно прочитать в «Аргументах и фактах» (№ 28, 2005, с. 10): «Я к Чубайсу отношусь просто прекрасно. …» (Ещё бы - одного поля ягоды!)».

«…Они всего лишь жалкие прихлебатели наглых и хищных авторитетов. Впрочем, и те, и другие похожи на ту свинью, которая, обжираясь желудями, подрывала корни дуба. Самых предусмотрительных своих вождей жванецкие всё-таки недооценивают. Оставляя объедки жванецким, самые передовые свиньи, обожравшись под русским дубом и нахапав желудей «на обустройство», постепенно, маленькими шажками перемещаются под другие деревья. В том же «АиФ», в котором М.Ж. объяснялся в любви к Чубайсу и бандитам, сообщается, что только в Англию уже перебрались 23 тысячи передовиков российского капитализма, для чего вывезли из бывшей Родины около 60 млрд «желудей». Хорош ли М.Ж. как зеркало российской контрреволюции? Несомненно. Сто лет назад подходящим зеркалом великой революции оказался великий писатель земли русской. Для теперешней же контрреволюции самым «адекватным» отображением оказался пустомеля. Всё правильно. Изображение соответствует оригиналу, и зеркало вполне подходящее».

Нас высмеивают: «У вас было равенство в нищете». Чушь и подлая ложь! Равенство у нас было, но не было нищеты, несмотря на небольшие зарплаты.

В отличие от теперешних «независимых государств» России и Украины, государство СССР брало на себя значительную долю затрат своих граждан – на образование, медицину, материнство и детство, лечение в санаториях, проезд в транспорте и т.д. Упомянутые интеллигенты «на минуточку забыли», что они выучились бесплатно, квартиры получили бесплатно, что не было для них проблем смотаться на самолёте из Москвы в Ленинград и т.д. При «малой зарплате» все это позволял делать общественный фонд, минимизирующий расходы граждан.

И было у нас духовное богатство. Кроме песен –  кино, музыка, балет, театр, литература, живопись… У «демократов» забойная тема - подавление свободы творчества в СССР. Разные у нас с ними понятия о творчестве! В «тоталитарном» Союзе пошлятину, чернуху и порнуху не пропускали! Диктатура пролетариата была не только по отношению к идеологии буржуазии и ее носителям, но и по отношению к буржуазной культуре. И это правильно, ибо такая, с позволения сказать, культура несовместима с понятием Человек!

Вторая забойная тема - соцреализм, который якобы не дорос до постмодернизма. Но именно постмодернизм, как явление упадничества и разложения, предельно точно характеризует «культуру» капиталистического общества! Именно поэтому те деятели культуры, которые в «тоталитарном» Союзе блистали, теперь бесплодны.

Конечно, наш образ жизни, наши успехи приближали крах частнособственнического мира. И этот мир бросил против нас всю свою мощь, включая идеологическую.

И вот «пришли другие времена»... Л. Щипахина написала щемящее стихотворение «Вдова». В нём — такие строки:

Беспомощен и робок

каждый шаг.

Куда идти и где

не оступиться?

Опять глумится

над тобой чужак,

И свой порой не даст

воды напиться…

В седины дней

склонилась голова.

Судьба согнулась,

как спина от груза…

Россия —

безутешная вдова

Погибшего

Советского Союза.

Об этом же – стихи    Н. Зиновьева:

Под крики

           шайки оголтелой

Больших и маленьких Иуд,

Тебя босой,

              в рубахе белой

На место лобное ведут.

И старший сын

                 указ читает,

А средний сын

                топор берёт,

Лишь младший

           сын ревмя-ревёт

И ничего не понимает…

*   *   *

У карты бывшего Союза

С обвальным грохотом

                           в груди

Стою, не плачу,

                и не молюсь я,

А просто нету сил уйти.

Я глажу горы, глажу реки,

Касаюсь пальцами морей,

Как будто закрываю веки

Несчастной Родины моей.

Но, как пишет А.В. Сапрыкин:  «Пока рождаются в России и в других республиках Союза такие поэты и такая поэзия - ничего не проиграно! Последнее слово скажет сам многонациональный народ: его историческое чутьё не исчезло, оно явно восстанавливается!»

О.Н.ПАУЛИН

г. Одесса