С красным знаменем - на солдатские штыки

 

«Без таких людей русский народ навсегда остался бы народом рабов, народом холопов». Так писал В.И.Ленин о рабочих-революционерах, составивших пролетарское ядро партии. Высокие морально-политические устои этой славной когорты вырабатывались в условиях непримиримой борьбы пролетариата против его классовых врагов и отражали характерные для пролетариата черты класса-борца.

Вспомним одного из организаторов и руководителей Сормовского комитета РСДРП, члена Нижегородского комитета партии – П.А.Заломова (1877-1955), ставшего прообразом Павла Власова – героя известного романа А.М.Горького «Мать». До знаменитой первомайской демонстрации в Сормове в 1902 г., где он был знаменосцем, этот русский рабочий имел за своими плечами 10-летний опыт социал-демократической деятельности в рабочих кружках Нижнего Новгорода, Перми, Сормова.

После того, как он с красным знаменем пошел прямо на солдатские штыки, его зверски избили прикладами. Во время истязаний он дважды терял сознание. Больной, с высокой температурой принял участие в пятидневной тюремной голодовке, причем отказался и от воды. Через трое суток попал в тюремную больницу. На суде П.А.Заломов и его товарищи выступили с яркими революционными речами, которые были перепечатаны «Искрой» и многими местными комитетами партии. В.И.Ленин писал: «Наш долг теперь, чтобы эти речи были прочтены десятками тысяч русских рабочих».

«Я знал, – говорил П.А.Заломов на суде, – что за участие в демонстрации грозит каторга. Наказание страшное… Но надежда на то, что, жертвуя собой, принесешь хоть микроскопическую пользу своим братьям, дает полнейшее удовлетворение за все страдания, которые пришлось и придется перенести. Личное несчастье, как капля в море, тонет в великом горе народном, за желание помочь которому можно отдать всю душу». В речи он утверждал, что «самодержавие является врагом русского народа», и потому на знамени, с которым он шел на демонстрации, было написано: «Долой самодержавие!»

Демонстрация и речь П.А.Заломова имели огромное агитационное значение. Они подняли революционное настроение рабочих. «Все жаждут настоящего дела и борьбы… – писали из Нижнего Новгорода в «Искру». – Посредством суда правительство само дало революционерам редкий случай одержать громадную моральную победу. На сцене суда фигурировало гнусное грязное насилие (свидетели), слабое, колеблющееся правосудие (судьи) и смелые, чистые, сильные духом представители светлой жизненной идеи – обвиняемые».

В № 35 «Искры» без указания имени было помещено письмо «Из-за решетки». Автором его был П.А.Заломов. О революционном деле, которому он служит, написан этот потрясающий по силе духа документ.

«Мы теперь вычеркнуты из списка живых и опасаемся, что на менее сознательных рабочих полученное нами наказание произведет дурное впечатление, запугает их до некоторой степени…» Рабочий-революционер подбадривает оставшихся на свободе: «Самое большое, что в их власти, это то, что они могут отнять у нас жизнь». Вот если бы они могли отнять у нас наши убеждения, это было бы действительно ужасно. У нас против наших врагов имеется сильнейшее оружие – это вера в правоту нашего дела, вера в близкую победу, вера, что на наше место встанут товарищи, более сильные духом… и отдадут всю свою кровь до капли за наше дело. Я скажу вам, что за все время моего сидения в тюрьме ни разу мной не овладевала слабость… Я только жалел, что не получил образования, так как образованный человек может сделать гораздо больше, чем малоразвитый, а я чувствую за собой слабость в этом отношении. Я жалею об одном, что так мало могу дать нашему родному делу – дать только одну жизнь!.. Я бы пошел теперь на муки, на пытки, а мне дали… всего вечную ссылку!

…Да! Жизнь идет вперед. Она требует все больше и больше самоотверженности и стойкости у борцов за свободу. И мы пойдем ей навстречу, товарищи; мы отдадим ей все наши лучшие силы без остатка».

Заломов выразил чувства и мысли целой плеяды передовых рабочих. Почти одновременно с ним со столь же сильным обвинением в адрес «хозяев» страны обращается 18-летний Петр Воеводин, которого судили за участие в саратовской первомайской демонстрации. Председатель суда лишил обвиняемых последнего слова. Как только один из обвиняемых, С.М.Фофанов, начал речь словами: «Я социал-демократ…», – его грубо оборвали. Видимо, рассчитывая на незрелость, дали слово Петру. «Я 16-ти лет впервые понял, – сказал молодой рабочий, – что моя беда лишь частичка общего горя и гнета, которые тяготеют над всей рабочей массой, что наши враги – капиталисты, выжимающие из нас соки, царское правительство, всецело стоящее на их стороне и мешающее вести борьбу за наши интересы. Мне, как и всему рабочему классу, не осталось ничего другого, как выйти на улицу и кричать: «Долой капиталистов, долой самодержавие!» Участвуя в демонстрации, я исполнил свой долг». Речь напечатала «Искра».

Противопоставляя буржуазной морали «каждый за себя, один за всех» новую мораль «один за всех и все за одного», передовые рабочие-социалисты производили глубокое впечатление на своих товарищей.

В.В.Ложкин, «Кагорта славных», 1986г.