Читайте роман М. Горького «Мать»

 

В канун 1 Мая все чаще и чаще понимаешь – что-то не то происходит в левом движении, что-то мы неправильно делаем.

Этот день родился в котле классовой войны, в котором клокотала кровь убитых полицейскими американских рабочих. Это день борьбы. День ненависти к угнетателям и эксплуататорам. День скорби и памяти восставших против ига капитала, но павших в этой борьбе.

Сейчас многие забыли классовую суть этого дня. Осталось одно название – «День всемирной солидарности трудящихся». Пустые слова, потому что сейчас мало кто понимает классовый дух этих слов. День классовой войны превратился в скромный беззубый день разрешенных властью бесполезных шествий с «пламенными» речами, которые в виду их аморфности никто не слушает.

Что же произошло? Почему боевая рабочая маевка превратилась в бутафорию?

Чтобы разобраться в этих жизненно важных вопросах, заглянем в прошлое.

Роман М. Горького «Мать» – пронзительное в своей реалистичности произведение. Безусловно, возможны некоторые художественные преувеличения, допустимые в романе, хотя, может, их и не было вовсе. Но роман совершено четко и правдиво передает дух той эпохи, воспроизводит в деталях ту обстановку, в которой пробуждалось классовое сознание рабочих и формировался революционный авангард.

Жизнь рабочей слободки… Грязь, вонь, рядом болото с вызывающими лихорадку испарениями… Черная, извергающая дым и пыль громада фабрики… Изнуряющая людей тяжелая работа на ней с раннего утра до позднего вечера. Сил и времени на чтение и образование не хватает. К тому же, времяпрепровождение за книгой чуждо рабочему люду, а многие рабочие и вовсе безграмотны.

Неудивительно, что такая жизнь озлобляет людей. В отношениях между рабочими и членами их семей царит жестокость, ненависть к себе и всем окружающим. Агрессия во всей своей разрушительной силе проявляется в праздники и выходные. Кабаки, беспробудное пьянство, драки до смерти, избиения жен и детей. Под воздействием такой жизни люди постепенно превращаются в нелюдей.

Прошло 100 лет. Но с возвратом капитализма вернулись и прежние условия жизни рабочих. Те же предприятия, порождающие болезни, тяжелая, изнуряющая работа. Так же происходит накопление агрессии, которая выплескивается в беспробудных пьянках, драках, массовых потасовках на футбольных матчах; безразличие к своей судьбе и судьбе своих близких. Так же, как и 100 лет назад, все рабочие читают очень мало. Но 100 лет назад распространение информации происходило от рабочего к рабочему в виде слухов и сплетен. Сейчас в свободное от работы время рабочего занимает телевидение со своими зомбирующими программами, сериалами и рекламой. 100 лет назад манипуляцией сознанием рабочих занималась только церковь и представители администрации фабрик. Сейчас к этому процессу подключились радио, телевидение, масс-культура и Интернет. Пропаганда администрации сливается с постоянным враньем, льющимся с экранов СМИ, в один мутный поток, в котором и без того не очень развитое сознание рабочих попросту тонет. СМИ частично притупляют агрессию и недовольство рабочих. Однако при этом не снимают их, и эти негативные эмоции консервируются, хранятся в каждом человеке, проявляясь в чудовищных бытовых драках и убийствах. Чтоб это осознать необходимо попросту проанализировать, кто сейчас, в большинстве своем сидит в тюрьмах и лагерях. Это рабочие! Осужденные за бытовые убийства и нанесение тяжелых телесных повреждений в состоянии алкогольного опьянения.

Естественно, как 100 лет назад, так и сейчас к чужакам и агитаторам рабочие относятся настороженно. Зачастую враждебно. Но при этом всегда бурно соглашаются с ними, если в листовках правдиво описана их жизнь и конфликты с администрацией. Однако газеты читают мало и неохотно, потому что чтение – это труд. Зачем грузить себя, если с экранов TV информация поглощается без приложения каких бы то ни было усилий? То, что это лживая информация, мало кто задумывается и понимает. Телевидение, как зрелище, уже превратилось в наркотик, от которого крайне тяжело отказаться. Именно все эти зрелища в комплексе с мещанским спокойствием и своей иллюзорной свободой так боятся потерять рабочие, что, в свою очередь, является одной из причин слабой активности рабочих в классовой борьбе.

Еще одной причиной этой слабой активности является почти полное отсутствие на предприятиях агитаторов – представителей революционной рабочей партии. Как не похожи революционеры 100-летней давности на современных коммунистов-марксистов!

М. Горький мастерски показал работу революционеров. Это были люди, готовые на все в борьбе за новое общественное устройство. Не боясь арестов, они организовывали нелегальные типографии, выпускали листовки, шли на штыки.

В романе женщина-революционерка, печатающая газеты и листовки, готова стрелять в жандармов, если они заявятся на конспиративную квартиру: «Я должна делать то, к чему призываю народ», – гордо говорит она.

Значит, революционеры-таки призывали народ к вооруженному сопротивлению царизму! Что ж, это было честно! Рабочим на личном примере объясняли, что другим путем победы достичь в принципе невозможно.

Сейчас власть, одев демократическую маску, стала еще более жестока и цинична, но призывов к вооруженному сопротивлению от современных марксистов мы не слышим. Как, впрочем, не наблюдается и личной готовности взять в руки оружие. Никто не занимается созданием подпольных типографий, хотя сейчас технически это сделать намного проще.

Марксисты, как и рабочие, боятся потерять свободу, спокойствие и зрелищный наркотик TV.

Из романа мы видим, что революционеры ставят своей целью пронести листовки на само предприятие. Они понимают, что надо проникнуть в само сердце производства. Они знали, что агитацию, проводимую вне стен фабрики, рабочие воспринимают с подозрением, а часто, как и всех чужаков, агрессивно, в штыки.

Сейчас почему-то эта тактика не практикуется, хотя конкурировать с буржуазными СМИ стало во много раз труднее.

В начале ХХ века революционеры понимали, что в борьбе за идею надо пролить свою кровь, принести себя в жертву, потому что только в этом случае рабочие поверят в искренность поступков. Сейчас же нас никто всерьез не воспринимает. Есть над чем задуматься!

Спустя 100 лет – в сознании рабочих ничего не изменилось, зато революционеры то ли измельчали, то ли перевелись. Потому весь народ сейчас справедливо никому не верит.

Уверен, что люди, называющие себя коммунистами, но живущие обывательской жизнью, никогда не поймут этого романа, его суть. Я лично его понял только сейчас, когда за плечами висит груз конспиративной работы.

Невозможно понять переживаний героя романа во время обыска и ареста. Нельзя стать революционером, не испытывая отвращения к тупости и подлости жандармов.

К слову заметить, царские жандармы на поверку оказались более порядочными, чем современные, они во время обыска не подбрасывали главному герою наркотики и пистолеты. А потом во время следствия не вешали на него под пытками убийства и кражи для улучшения процента их раскрываемости.

Царские жандармы честно репрессировали революционеров за их деятельность, направленную на слом самодержавия, и не пытались представить их перед лицом общественного мнения уголовниками.

Сейчас власть подлее, циничнее, хитрее. Сейчас никто не будет разгонять оружием первомайскую демонстрацию или избивать похоронную процессию. К чему из революционеров делать героев-мученников? Ведь это только повысит их авторитет в народе! Сейчас власть исповедует принцип: «А Васька слушает да ест». Но нельзя легкомысленно думать, что они не интересуются современным революционным движением. Очень даже интересуются! Иллюзию демократии они умело используют для отслеживания всех потенциально опасных людей, радикальной молодежи. Поэтому беспечность революционеров, мягко говоря, неуместна.

Уверен, под видом бездеятельности современная охранка ставит на прослушку телефоны и квартиры, устанавливает наружное наблюдение, снимает на видео все демонстрации и акции протеста! Они поменяли тактику. Они больше не ждут появления революционных партий, они уничтожают их (путем внедрения своих людей во все революционные начинания) в их зародыше. Это, безусловно, осложняет нашу работу. Но и только! Нельзя, ссылаясь на трудности, оправдывать свою бездеятельность. Наоборот! Мы должны еще активней вести борьбу, помня, что нынешняя власть еще опасней и подлее царской.

Роман М. Горького «Мать» нам всем необходимо читать и пречитывать, потому что мы обязаны создать мощную революционную организацию. Уже недостаточно – просто вести агитацию на проходных предприятий! Надо одновременно с этим создавать дружины, которые реально будут защищать интересы рабочих. Немало и других подсказок для нашей сегодняшней работы и борьбы дает роман Горького. Больше творчества! Больше полета мысли!..

Товарищи! Читайте роман М. Горького «Мать» и помните: сейчас в ХХI веке рабочих всех стран уже не просто эксплуатируют. Большинство рабочих всего мира стали для мирового капитализма лишними и обречены на уничтожение.

Вопрос сейчас стоит не только о справедливости и полноценной творческой жизни. Под вопросом само наше существование!!!

Андрей Яковенко,

политзаключенный