Батрак – реальная фигура

 

В одном из номеров местной губгазеты, на первой полосе которой всегда красуется фотография одного и того же вечно улыбающегося человека, называющего свое правление у нас не иначе как «новой историей», и у которого всюду «успехи и прорыв в будущее», бросилась в глаза столь же восторженная статья о некоем процветающем фермере Букове-Гукове с его фотографией, излучающей оптимизм и радость, как и фотография первого лица. У передового «труженика аграрного сектора» тоже всюду успехи, прорыв в будущее и громадье планов.

Хотя общеизвестно, что сельское хозяйство в крае, как и повсюду в стране, находится (скажем дипломатично) в крайне сложном положении.

Даже к статистике не надо обращаться. Достаточно проехать по краю, посмотреть на разоренное село и заброшенные земли. Волосы подымаются дыбом от разверзшихся картин. И придорожный пестрый сервис, к которому население даже близлежащих сел чаще всего отношения не имеет, этой удручающей картины – увы! – не в силах заслонить.

Безработица в селе жуткая. Так в Шипуновском районе Алтайского края из 21 тысячи трудоспособного населения 7 тысяч – безработные. Не лучше в крае показатели и по многим другим районам. В этот список не включены еще те, кто имеет земельные паи, ибо они уже безработными числиться, согласно сегодняшнего законодательства, не могут, так как якобы имеют с этих паев доход. Имеют ли? – это уже другой вопрос.

Во времена борьбы за построение социализма «с человеческим лицом», которая, как известно прямехонько вывела нас на столбовую дорогу построения бандитского капитализма, либеральная рвань, чаще всего с асфальта, помнится, ратовала за фермерство, за свободный труд свободного человека на своей земле. Что на деле осталось на селе от этой фразы?

Понималось-то под фермерством лукаво, прежде всего, что? То, что он, «селянин и руссиянин», работает своим трудом на земле сам, либо его семья, либо на худой случай сбитая в одну кучу его родня. И уж если кого он и эксплуатирует, то самый разумный минимум, в два-три наемных труженика-сезонника.

Сегодня возникает вопрос – а для чего затевалась вся эта фермерская бодяга и вольная продажа земли, приведшие к разорению села? Вопрос не лишний. Что, в аграрном крае подешевели от этого новшества хлеб, молоко, другие продукты питания? Что, укрепило это нашу продовольственную независимость? Да ничуть! При самой низкой зарплате в регионе цены в аграрном крае на продовольственные продукты такие, что будь здоров и не чихай.

Уж чем-чем, а мимикрией понятий мы в нашей стране ныне сыты более чем кто-либо. Мимикрией, которая на деле суть прикрытие ползучей контрреволюции в стране.

Примеров тьма-тьмущая. И ходить за ними далеко не надо.

Страна у нас по конституции – республика? На гербе же республики – корона, да не одна, а явный их переизбыток – это что?

Телевидение у нас чье – общественное? А кого мы видим на общественном телевидении? В чью пользу рьяно и слаженно играет сидящая ныне там команда?

А что есть такое народный представитель в представительном органе? Известно всякому.

Так вот вернемся к улыбчивому «фермеру» на первой полосе губгазеты. У улыбчивого фермера два десятка тракторов, десять комбайнов. Пол деревни на него батрачит. И это все мило называется фермерским хозяйством.

Хотя на самом деле это уже даже не кулак, с которым решительно боролась Советская власть. (Кулак был зачастую куда как попроще – я видел переписи по родному селу за 1917 год – у того в наличии было два двухлемешных плуга, в лучшем случае сеялка и десяток лошадей). Этот же уже хозяин, помещик, барин, латифундист. Как там его еще можно обозвать? Глава аграрной корпорации? Кем угодно его можно назвать, но только никак не фермером. У такого «фермера» ни о каком уже «свободном труде» речь не идет. Так что вот вам бабушка с фермерством и Юрьев день.

Могут, конечно, тут сослаться на некую прослойку мелких фермеров. Но та прослойка незадачливых фермеров, что вечно плачется о недостатке кредитов и о невнимании к их нуждам российского правительства олигархов, – не в счет, ибо она если не сегодня, то завтра пойдет в расход и пополнит нарождающуюся на селе армию батраков и наемных тружеников.

Идет пролетаризация села. Батрак из фигуры исторической становится вновь реальной фигурой нашего села.

В годы гражданской войны Алтай был одним из центров мощнейшего в стране партизанского движения, партизанской вольницы. Нынешняя власть весьма успешно кует для такой вольницы отборные кадры. Правда, на некоторое время она отвлекает молодое поколение от терзающих его проблем разного рода дурманом. Но ведь это – не навечно. И думается, что среди нарождающегося ныне нового класса батраков уже сегодня подрастают будущие партизанские командармы и комдивы, сродни тем, что наводили трепет на отборные колчаковские карательные зондер-команды и наголову громили их.

А что до нынешнего села, то село сегодня разоряют грабительские цены на продукцию растениеводства и особенно животноводства, запредельные цены на ГСМ и электроэнергию, неподъемные кредиты и отсутствие всякой поддержки со стороны власти. Доходы от продажи не покрывают расходов, и село не просто хиреет сегодня, но гибнет. И одновременно все гуще и круче улыбаются в нашем селе буковы-гуковы, прибирая его к своим рукам.

Как помочь селу, как исправить невыносимое положение сельского труженика, брошенного нынешней властью в пропасть реформ? На проходивших в Москве в начале этого года шестнадцатых международных Рождественских чтениях представитель Российской академии наук дал с трибуны такой «дельный» совет. «Селяне не имеют ни культурных, ни духовных основ, а было бы замечательно, если бы люди сельской местности стремились к вере, изучали Библию. Тогда бы искоренилось пьянство, наркомания, значительно сократилась бы преступность». И это говорит наука! Впрочем, уточним, придворная наука, а настоящая – сама сегодня не в лучшем положении, чем село.

Впрочем, от пролетаризации села, будем откровенны, большого обольщения пока еще нет. Вино будущего народного праздника революции должно еще вызреть. Уточним – молодое вино!

Пока же на выборах обобранный до нитки селянин еще не факт что голосует за красный флаг. Да, он стабильно не голосует за агрария, не без оснований полагая, что это, прежде всего, партия аграрных баронов. Позиции «Аграрной партии» при надутых щеках ее нынешних сытых руководителей, плетущихся в хвосте правящей партии, в крае весьма слабы. И хотя крестьянин дает высокий процент за красный флаг, но, тем не менее, большая часть жителей села при всем варварстве сегодняшнего дня на селе, вот парадокс, голосует за закон-тайгу, в которой всем известно кто хозяин. Да еще за экзальтированного и назойливого защитника «бедных и русских».

«Селянин» как вчера, так и сегодня, демонстрирует двойственный характер. И в этом есть его мелкобуржуазная суть. Власть пустила его по миру с сумой, но он все еще надеется как-то выкрутиться, рассчитывая, прежде всего, на свой приусадебный участок, свое подворье и доходы от земельных паев, которые не покрывают и минимума его потребностей. В революционной борьбе он лишь подспорье рабочему классу, пока не очень надежное. Да и сознание самого рабочего класса ныне в порядочной степени тоже засорено мелкобуржуазной стихией... И Буков-Гуков пока улыбается. Пока...

Он забыл историю нашего края. А мы эту историю помним.

Владимир БРОВКИН ,

г.Барнаул