Реальность Приднестровья

 

Бывая за пределами ПМР, президент этой непризнанной республики Игорь Смирнов изо всех сил пытается создать впечатление, будто у него в Приднестровье – некий оазис социализма, сохранены для трудящихся социальные гарантии Советского времени, а потому народ и руководство едины, и вообще все довольны. Если же кто-то недоволен, так это – отдельные отщепенцы, враги приднестровской государственности, с коими можно не считаться.

Для граждан, постоянно проживающих в ПМР, все не так. В больницах с них требуют деньги за лечение, в госучреждениях – взятку, на работе – задерживают зарплату, на выборах – беспардонно дурят. Цены на продукты питания и коммунальные услуги постоянно растут. Причем, цены на хлеб могут подскочить буквально через неделю после того, как президент поклялся не делать этого.

Согласно Конституции ПМР ни один приднестровец не может иметь доход ниже прожиточного минимума. В реальности все больше людей до этого пресловутого минимума не дотягивают… И тоже ничего! Словно бы так и надо – нарушать Конституцию.

Человеку, бродящему по инстанциям в поисках справедливости, чиновник орет в лицо: «Сейчас тебе не советские времена!» и советует: «Не нравится – обращайся в суд». Но послать человека за защитой своих прав в приднестровский суд – это все равно, что послать его ко всем чертям. Дела в городских и районных судах рассматриваются годами, жаловаться на судебную волокиту бесполезно и некому: судьи в ПМР теперь независимые. Назначает на должность их лично сам Смирнов.

Неудивительно, что ряды недовольных (тех, с кем не желает считаться власть) растут и множатся.

Политическая арена Приднестровья может показаться пестрой на первый взгляд. Но на самом деле здесь происходит совершенно то же самое, что и на всем т.н. «постсоветском пространстве» (исключая, быть может, Белоруссию). Как сказал один умный человек, в ПМР есть партия власти, партия денег и партия народа – каждая со своими союзниками… И дай бог, чтобы все здоровые силы приднестровского общества успели консолидироваться вокруг партии народа раньше, чем власть и деньги объединят свои усилия против трудящихся республики.

Выразительницей интересов народа в ПМР по праву является Приднестровская Коммунистическая Партия, руководимая молодым, перспективным лидером Олегом Хоржаном. (Есть в Приднестровье и Коммунистическая партия Приднестровья – КПСС, руководимая Владимиром Гаврильченко – ред.). Союзником (или, если хотите, попутчиком) коммунистов можно назвать соцпартию, возглавляемую бывшим депутатом парламента Александром Радченко. В редких случаях коммунистов поддерживает даже буржуазно-патриотическая партия, присвоившая себе имя «Народной воли», под руководством генерала госбезопасности Олега Гудымо.

Президентская команда, в свою очередь, опирается на «Патриотическую Партию Приднестровья», «Республиканскую Партию», админресурс и такие «общественные организации», которые без кавычек здесь упомянуть невозможно, ибо находятся они полностью под контролем власти. К примеру ОСТК – Объединенный Совет Трудовых Коллективов… Ну, какой может быть Объединенный Совет, когда давно уже ликвидированы Советы Трудовых Коллективов на местах?! Они стали не нужны и опасны власти, так как являлись сильной, действенной формой организации рабочих. ОСТК, где заседает сегодня несколько человек, должен изображать поддержку рабочими мудрой политики президента… Но этим никого уже не обманешь.

Тем временем крепнущая «партия денег», официально именуемая «Обновлением», уже пытается выбить из-под Смирнова стул. «Обновление», по мнению большинства приднестровских и зарубежных наблюдателей, представляет интересы фирмы «Шериф» – самой богатой и влиятельной в ПМР. Там вообще строго – все работники «Шерифа» должны быть членами «Обновления», иначе останутся без работы.

В то же время замечено определенное снижение активности такой откровенно реакционной партии, как «Прорыв!» (с обязательным восклицательным знаком на конце). Похоже, что «прорванцы» балансируют сейчас между дряхлеющим Смирновым и набирающей силу новой финансовой элитой, выжидая, кто окажется сильнее… Однако, приднестровскому народу от этого нисколько не легче.

В связи с повышением цен и резким падением уровня жизни большинства населения приднестровские коммунисты за последнее время провели несколько митингов протеста и намерены продолжать протестные акции.

В прошлом году в столице ПМР гирасполе власти пытались запретить митинг, а в отношении руководителей Приднестровской Коммунистической Партии применили превентивный арест: забрали всех за два дня до начала мероприятия… Но это не возымело действия. Тогда в отношении Олега Хоржана было сфальсифицировано уголовное дело: якобы он, следуя на партийном автомобиле, умышленно чуть не размазал по асфальту первого замминистра внутренних дел республики. В итоге Председатель ПКП получил полтора года условно, что само по себе уже вызывает сомнения в его виновности: людям, реально посягающим на жизнь высших чинов МВД, «условно» не дают. Впоследствии Хоржану потихоньку предлагали амнистию, но он отказался: «Мне не нужна амнистия, мне нужна реабилитация. И я ее добьюсь, – только не при этом режиме».

Пока положительным моментом здесь является уже то, что больше в Тирасполе митингов не запрещают; жители города добились хотя бы права публично выразить свой протест против социальной несправедливости. Это – лишь первый небольшой шаг на пути к достижению цели…

В апреле-мае 2008 года власти губоссары не только запретили проведение митинга протеста, но и дали приказ милиции – хватать коммунистов, распространявших легально изданные листовки. Приказ был явно незаконным, тем более, что среди задержанных оказалась депутат местного Совета, секретарь горкома ПКП Ирина Сергеева. По свидетельствам очевидцев, пока она насильно удерживалась в РОВД, работники милиции с ней обходились вежливо и обращались к ней со своими просьбами, как к депутату, что было даже забавно… Тем не менее, с точки зрения законности, данный случай не лезет ни в какие ворота.

Затем административные материалы в отношении группы коммунистов были переданы в Дубоссарский районный суд. Но, ко всеобщему удивлению, даже назначенный лично президентом судья не нашел в действиях упомянутых товарищей никакого нарушения. Админпроизводство было прекращено. Однако вопрос о привлечении к ответственности милиционеров за незаконное задержание депутата так и остался открытым. По этому поводу один из членов ЦК ПКП, подвергшийся незаконному задержанию вместе с другими товарищами, заявил работникам РОВД: «Ну, и какой смысл работать легально при таком отношении?». Ответа, естественно, не последовало.

Между тем, обстановка в республике обязывает компартию наращивать протестные акции, усиливать разъяснительную работу среди населения с помощью листовок и партийной газеты, искать новые формы защиты социальных, трудовых и политических прав граждан.

В настоящее время в Приднестровье, по мнению многих, грядет изменение избирательной системы. Не исключено, что следующие выборы будут проведены по партийным спискам. В связи с этим наблюдается суета в антикоммунистическом лагере.

В чем она выражается? В то время, как работники спецслужб, даже не маскируясь, ходят по домам и сверяют списки действующих членов ПКП, правительственные и т.н. «свободные» СМИ откровенно призывают к запрету компартии, как «преступной организации». И в этом нестройном хоре можно различить голоса как представителей партии власти, так и партии денег… В том числе – действующих депутатов парламента, представляющих интересы большого бизнеса.

Смысл этих действий, несомненно связанных между собою, – любым способом не допустить Приднестровскую Коммунистическую Партию к участию в выборах. Потому что, если допустить, ПКП несомненно получит несколько мест в Верховном Совете ПМР. И это будет только начало…

Н.Б.,

гирасполь