А Вы бывали в музее «оккупации»?
Печальным
знамением нашего времени стали растущие как грибы после дождя «музеи оккупации».
Буржуазные власти бывших советских республик и братьев по соцлагерю
вступили в импровизированный конкурс на создание музеев «оккупации» этих
территорий Советским Союзом – «просветительских» проектов на словах, а на
практике музеев ненависти, злобной мести, русофобии и собственной дикости.
Идея
передвижных выставок-агиток получила наибольшее
распространение в правоконсервативных кругах Запада в последние десятилетия
«холодной войны». Администрация США с подачи Р.Рейгана, не имея возможности
победить СССР в военном противостоянии, ставила цель «эрозии социализма» путем
подготовки и проведения идеологических диверсий и психологической войны, подкармливания отечественных «правозащитников»-диссидентов и выращивания агентов влияния. В Антикоммунистическую Лигу, созданную спецслужбами стран-участниц
НАТО, наряду с респектабельными «советологами» вошли и представители
«национальных» и «культурных» обществ, по многим из которых с нюрнбергским свитком законов в руках плакала и тосковала
Фемида: представители «законных правительств» просуществовавших неполные два
десятилетия прибалтийских государств и никогда не существовавших азиатских и
кавказских деспотий, ветераны УНА-УНСО и власовского
Союза борьбы за освобождение народов России, структуры никем не
признанных в то время униатов и Русской православной церкви за границей,
доживавшие свой век старцы из врангелевского Русского
общевоинского союза и молодцы из фашистско-террористического НТС, представители
землячеств Кенигсберга и псевдоказаки... Кто только
не нашел теплое местечко в Лиге. Никто не предполагал тогда, что спустя
каких-нибудь полтора десятилетия эта крикливая и вечно грызущаяся между собой
публика превратится в «элиту» новоявленных независимых
государств.
Представляемая
Западом как «демократическая» альтернатива коммунизму, та публика к началу XXI
века принесла на пространство Восточной Европы и бывшего СССР нацистские методы
«умиротворения», затхлую атмосферу эмигрантских кабаков, стремление переписать
историю, а также политику сведения счетов как отместку
за прошлую свою никчемность.
Уже к
началу 90-х в Прибалтике были созданы временные экспозиции, во всех красках
рисовавшие «зверства режима». Вот Латвия. Экспозиция «музея оккупации»
расположилась в 1993 году не где-нибудь, а в помещении бывшего Музея латышских
стрелков. Постоянная экспозиция музея состоит из трех основных разделов: период
первой советской оккупации (1940-1941), немецкой национал-социалистической
оккупации (1941-1944/45), второй советской оккупации (1945 – 1991). Отметим,
что советский и гитлеровский режим просто перечисляются через запятую, разницы
для латышских нацистов нет. При этом почему-то забыли еще один тоталитарный
режим –фашистскую диктатуру президента Г.Улманиса, кровавый террор которого казался в конце 30-х
годов для латышей большим злом нежели возвращение в советские «объятия». В экспозиции представлены исторические документы, фотографии и
предметы, свидетельствующие о терроре оккупационных властей против жителей
Латвии и об участниках сопротивления («лесных братьях» и карателях рижского
гетто и лагерей смерти – здесь и далее курсивом примечания автора – К.Е.).
В отдельном зале воспроизведен внутренний вид лагерного барака. Комментарии к
экспозиции представлены на латышском, английском, немецком, французском и
русском языках. Но для миллионной Латвии (еще один миллион неграждан-нелюдей
не в счет) одного музея мало. Созданы передвижные выставки (на нескольких
языках и с красивыми названиями): «Латвия в 1939-1991: от оккупации к свободе»
экспонируется в школах и музеях Латвии; «Латвия возвращается в Европу»
выставляется в Европе, Австралии, Канаде; «Латвия возвращается в свободный мир»
экспонируется в США. Выходит ежегодный научный альманах «Ежегодник Музея
оккупации Латвии». Музей проводит занятия со школьниками (вот
тут уместна фраза А.Солженицына – «растут предатели, растут палачи»),
исторические конкурсы для детей (а в Библии помните – кто соблазнит малых
сих, лучше бы мельничный жернов на голову...), семинары для учителей
истории, издает учебные материалы для преподавания истории Латвии новейшего
периода.
А вот
музей Аушрос в Шауляе. Там жалеют
политзаключенных и спецпереселенцев (за что их переселили? За карательные операции в Польше и Белоруссии?). Но судя
по лицам на старых фото, спецпереселенцы не раскаиваются. Уверенно держат в
руках пилы и топоры, строят дома, сплавляют лес по Енисею. Лица невеселые, но
спокойные. Нет удушающего страха как в глазенках детей из Майданека, нет облика
полулюдей-полутеней блокадного Ленинграда. Тут же четки и шахматы, расшитые
платки и игрушки. Значит «вашим» все это можно было держать при себе в
“бесчеловечных” условия советского режима. А что вы оставили «нашим»? Играли ли
советские военнопленные в шахматы? Позволили ли вы пронести старикам иконки, а
детям игрушки в сарай на окраине Хатыни?
Что
мы все о прибалтах. А как же братья-славяне? Вот
экспозиция музея «Кружок Союза Сибиряков» в польской Быстрице Клодской. Пара десятков
фотографий пострадавших. Почти все в 1940-м высланы в Сибирь, возвратились в
Польшу уже в 45-46-м. Нет слов, в Сибире было не
сладко. А в оккупированной гитлеровцами стране было лучше? Может сим
«сибирякам» нужно памятник ставить советской власти, что пусть и таким образом
уберегла их от участи шести миллионов соотечественников, погибших в годы
оккупации?
Не
отстают и украинские националисты. Правда, национализм здесь лубочен и убог, именно такой национализм является
«последним прибежищем негодяев». Интеллектуалы из
поддерживаемого ющенковщиной «музея» поставили дело на
широкую ногу. Немало сказано о «голодоморе» и терроре «ЧК-ГБ». Названия
экспозиций просто перлы – «хроніка комуністичної інквізиції», «Українські Соловки» (знаю, что есть Глобус Украины, видимо
Украинские Соловки только там и обозначены). Есть и фильмы, например, «Між Гітлером і Сталіним»
(консультант в том фильме – З.Бжезинский). Кстати, «Державный секретарь»
Украины некий О.О.Зінченко обязывает все районные админстрации обеспечить показ фильма широким слоям
населения. Есть и весьма познавательные книги – «Три любови
Степана Бандеры», например. А вот еще и выставка –
«Украинская Повстанческая Армия». Выставку рекламирует небритая физиономия
какого-то урки с биноклем в руках; видимо, сие есть
облик идеального украинца. Как минимум, так считает Служба Безопасности
Украины, предоставившая «выставке» свои помещения. А вот и «новостная лента»
музея – рассказывается об эстонском фашисте Юри Лийме, самостоятельно демонтировавшем два памятника
«советским оккупантам» и угрожавшем в свое время взорвать Бронзового Солдата.
«Я убираю красный мусор!» – рассказывает фашист (то были памятники эстонцам –
выпускникам Таллинской военной школы и эстонскому
коммунисту Хансу Пёэгельманну).
Эстонский суд недавно оправдал старого фашиста, его торжествующая, небритая опять же, физиономия красуется на фотографии с сайта
киевского музея.
Стоит
ли говорить, что в Эстонии тоже есть музей оккупации. На все
еще не забытом русском языке «бойцы вспоминают минувшие дни»: «13 февраля
эстонский импровизированный полк «Таллинн» (майор Рихард
Рубах – Richard Rubach)
опрокинул наступавших под Ауверре, один эстонский
батальон уничтожил русский десант, другой разбил русский авангард, вышедший на
железнодорожную ветку Нарва-Таллинн. Положение было спасено». Дальше еще
аховей: «Всего за три месяца наступления русские потеряли
120 тысяч человек, немцы, в том числе эстонцы, 40 тысяч. В этой исторической
битве под Нарвой эстонские солдаты завоевали звание лучших добровольцев в войне
наряду с саксонцами, валлонцами, скандинавами».
Воспоминания об «исторических битвах» эстонцев (вопреки всем законам
антропологии одновременно являющихся «и немцами») напоминают воспоминания друга
Швейка, тоже ординарца, в кабаке: «Вот, говорю я
своему полковнику, что можно начинать наступление»!
А два
года назад открылся музей оккупации и в Грузии. Это уже не первый мемориал,
открытый президентом Саакашвили. Первый посвящен «павшим в феврале 1921 года в
борьбе с красноармейцами грузинским юнкерам». «Сегодняшние поколения учатся на
примере этих героически павших юнкеров – как надо любить родину и как бороться
с врагом», – заявил Саакашвили на открытии монумента. Президент многоречив:
«Среди нас есть грузины, считающие себя излишне умными и прозорливыми, которые заявляют,
что, мол, может не стоит поднимать голоса и надо смириться, но через смирение
произошла советизация Грузии, повторять этот опыт мы уже не будем». Себя
господин Саакашвили, как видим, к «излишне умным» не
относит.
Отметим,
что и украинский, и эстонский, и латвийский музей тесно сотрудничают с
отечественным «Мемориалом». Последний совсем недавно открыл «виртуальный музей
ГУЛАГа» – на сайте информация о более 60 (!) постоянных экспозициях в нашей
стране. В годы ельцинщины сущестовала
какая-то разнарядка по устройству подобных музеев. Как явствует из сайта, эти
экспозиции есть и в «музее прокуратуры», и в «красном уголке» ИТУ, и даже в
«музее МВД». Кто назван врагом устроителями этих экспозиций?
Константин Ерофеев