Пойти иль не пойти?

 

О том, что Музей Ленина в Москве ликвидирован еще во времена Бориса второго, давно известно. Равно как и то, что Музей Революции давно превращен в Музей контрреволюции, и смотреть там сейчас совершенно нечего. Художественные выставки все более теряют художественность, втягиваясь в систему шоу-бизнеса. Из серьезных выставочных залов остались, пожалуй, Пушкинский Музей и Третьяковская Галерея.

Однако и там, в Третьяковке, меня ожидало некоторое разочарование. Часть экспозиции (преимущественно относящаяся к периоду после 1905 года) переехала из старого здания Третьяковки в Дом Художника – на Крымский Вал, 10. Здесь, в нескольких больших залах, разместились произведения ХХ-ХХ1 вв. – художников советских, постсоветских, а иногда и просто антисоветских.

Конечно, устроители выставки не могли игнорировать таких мастеров, как Петров-Водкин, Дейнека, Сарьян… Но даже при беглом осмотре видно – советской тематики стараются, по возможности, избегать. Ссылаются, в частности, на то, что часть экспонатов на реставрации.

Зато уж пресловутый «Черный квадрат» Малевича в реставрации не нуждается! И верно – что ему сделается, квадрату?

А в зале, где представлены т.н. «авангардные течения», посетители и вовсе были шокированы. Мало того, что их взору предстали, среди прочей муры, три инсталляции под названием «Ящики с мусором», так на одной из этих инсталляций каждый, валявшийся на свалке предмет зачем-то снабжен нецензурной этикеткой. А ведь некоторые родители пришли сюда с детьми школьного возраста, умеющими читать! Но кто ж знал… Думали: «Идем в Третьяковку».

Трудно понять, с каких пор матюки считаются у нас авангардом. Это, извините, старо, как Русь! Да и конъюнктурное совмещение портрета Владимира Ильича с надоевшей рекламой кока-колы мэтра Косолапова трудно назвать искусством.

Чем это объясняется? Неужели попросту тем, что нужны деньги на содержание галереи, и, если не попасть «в струю», не угодить правителям и богатым меценатам, – ни копейки никто не даст?..

Именно это заставило меня переписать объявление, вывешенное у входа в вертеп «авангардистов». Поименованы там с полтора десятка спонсоров, в названиях которых употреблены такие роскошные слова, как «новый», «искусство», «университет»! И вот, пожалуйста: любуйтесь, благодаря их помощи, на старый башмак и ржавую консервную банку.

Зато, наконец-то, для меня прояснилось, куда они задвинули памятник Дзержинскому. Здесь же, перед Домом Художника, есть красивый парк, и за вход берут всего лишь 20 рублей. Вот здесь и стоит теперь наш Феликс Эдмундович.

Надо сказать спасибо реставраторам, приложившим много усилий, чтобы отмыть постамент от грязи – во всех смыслах. Ведь там все было исписано оскорбительными словами на высоту более человеческого роста! Следы демократического вандализма кое-где еще проступают, но, слава богу, не читаются. У подножия памятника играют дети. И, надеюсь, всегда найдутся добрые люди, которые расскажут им, кто такой был Феликс Дзержинский.

Кстати, в подземном переходе возле Дома Художника выставлены на продажу очень красивые картины. Хоть и откровенно декоративные, предназначенные для украшения гостиных. Социальной тематики Вы и здесь, разумеется, не увидите, но эти полотна не несут, по крайней мере, негатива: пышные букеты, яркие птички, рыбки, мирно мурлыкающие тигры…

Так и хочется взять и поменять все местами: птичек с рыбками – в галерею, ящик с мусором – в переход! Правда, в подземном переходе та инсталляция с матюками недолго просуществует – до первого милицейского патруля. А потом у автора ее Кабакова будут проблемы, весьма далекие от изобразительного искусства.

Гость из провинции