Пойти иль не пойти?
О
том, что Музей Ленина в Москве ликвидирован еще во времена Бориса второго,
давно известно. Равно как и то, что Музей Революции давно превращен в Музей
контрреволюции, и смотреть там сейчас совершенно нечего. Художественные
выставки все более теряют художественность, втягиваясь в систему шоу-бизнеса.
Из серьезных выставочных залов остались, пожалуй, Пушкинский Музей и
Третьяковская Галерея.
Однако
и там, в Третьяковке, меня ожидало некоторое разочарование. Часть экспозиции (преимущественно
относящаяся к периоду после 1905 года) переехала из старого здания Третьяковки
в Дом Художника – на Крымский Вал, 10. Здесь, в нескольких больших залах,
разместились произведения ХХ-ХХ1 вв. – художников советских, постсоветских, а
иногда и просто антисоветских.
Конечно,
устроители выставки не могли игнорировать таких мастеров, как Петров-Водкин,
Дейнека, Сарьян… Но даже при беглом осмотре видно –
советской тематики стараются, по возможности, избегать. Ссылаются, в частности,
на то, что часть экспонатов на реставрации.
Зато
уж пресловутый «Черный квадрат» Малевича в реставрации не нуждается! И верно –
что ему сделается, квадрату?
А в
зале, где представлены т.н. «авангардные течения», посетители и вовсе были
шокированы. Мало того, что их взору предстали, среди прочей муры,
три инсталляции под названием «Ящики с мусором», так на одной из этих
инсталляций каждый, валявшийся на свалке предмет зачем-то снабжен нецензурной
этикеткой. А ведь некоторые родители пришли сюда с детьми школьного возраста,
умеющими читать! Но кто ж знал… Думали: «Идем в
Третьяковку».
Трудно
понять, с каких пор матюки считаются у нас
авангардом. Это, извините, старо, как Русь! Да и конъюнктурное совмещение
портрета Владимира Ильича с надоевшей рекламой кока-колы мэтра Косолапова
трудно назвать искусством.
Чем
это объясняется? Неужели попросту тем, что нужны деньги на содержание галереи,
и, если не попасть «в струю», не угодить правителям и богатым меценатам, – ни
копейки никто не даст?..
Именно
это заставило меня переписать объявление, вывешенное у входа в вертеп
«авангардистов». Поименованы там с полтора десятка спонсоров, в названиях
которых употреблены такие роскошные слова, как «новый», «искусство»,
«университет»! И вот, пожалуйста: любуйтесь, благодаря их помощи, на старый
башмак и ржавую консервную банку.
Зато,
наконец-то, для меня прояснилось, куда они задвинули памятник Дзержинскому.
Здесь же, перед Домом Художника, есть красивый парк, и за вход берут всего лишь
20 рублей. Вот здесь и стоит теперь наш Феликс Эдмундович.
Надо
сказать спасибо реставраторам, приложившим много усилий, чтобы отмыть постамент
от грязи – во всех смыслах. Ведь там все было исписано оскорбительными словами
на высоту более человеческого роста! Следы
демократического вандализма кое-где еще проступают, но, слава богу, не
читаются. У подножия памятника играют дети. И, надеюсь, всегда найдутся добрые
люди, которые расскажут им, кто такой был Феликс Дзержинский.
Кстати,
в подземном переходе возле Дома Художника выставлены на продажу очень красивые
картины. Хоть и откровенно декоративные, предназначенные для
украшения гостиных. Социальной тематики Вы и здесь, разумеется, не
увидите, но эти полотна не несут, по крайней мере, негатива: пышные букеты,
яркие птички, рыбки, мирно мурлыкающие тигры…
Так и
хочется взять и поменять все местами: птичек с рыбками – в галерею, ящик с мусором
– в переход! Правда, в подземном переходе та инсталляция с матюками
недолго просуществует – до первого милицейского патруля. А потом у автора ее Кабакова будут проблемы, весьма далекие от изобразительного
искусства.
Гость
из провинции