Право на труд - главное право!

 

Конечно, после первейшего права на жизнь. Но это уже из области буржуазного права, где такое право декларируется, но не гарантируется. У нас, в Советском Союзе, оно не выделялось специально, но гарантировалось государственной охраной здоровья, детства, материнства, правом на отдых… Но поговорим о Труде и о сознании.

«Нам песня строить и жить помогает, она скучать не даёт никогда…». Так было!! Теперь другие времена и совсем другие песни… Строим, но что и для кого? Да и выживаем едва-едва. О песнях и говорить не хочется. К тому же нас время от времени развлекают разными, в основном цветными, революциями. Понятно, что это – банальные государственные перевороты, кои дядюшка Сэм наловчился совершать в Латинской Америке, в некоторых банановых республиках – по несколько раз в году. И ничего общего с истинной Революцией они не имеют, разве только по признаку приведения в движение не столько широких, сколько шумных масс. Но это – чисто внешний признак. Классика гласит, что Революция – коренная смена социально-политической формации, принципиально новое устройство жизни.

Что дала революция Великого Октября? Власть перешла к трудящимся, у паразитов отобрали собственность на средства производства. Тут бы и заняться Созиданием. Однако паразиты не смирились с поражением и ввергли страну в гражданскую войну. Окрылённый свободой народ сумел отстоять свою Революцию…

Но вот наступили мирные будни, настала пора засучить рукава, и тогда встал ребром вопрос о главном праве – праве на Труд. Октябрьская Революция дала трудящимся не только возможность всем трудиться (ни одна капиталистическая страна не может похвастаться отсутствием безработицы! Даже страна с пресловутым шведским социализмом!), но и избавила их от эксплуатации. «Мы не рабы, рабы – не мы» – учились писать неграмотные рабочие и крестьяне первые слова. И действительно, они перестали быть рабами! Завоевание Революции – раскрепощение труда, то есть труд стал свободным от хозяина; человек отныне стал цениться по труду, а не по толщине кошелька! Последовал законодательный запрет детского труда, ночного труда женщин… Реализовались мечты утопистов – свободный труд на общее благо.

И мы завоевали не просто право на труд, а право на труд, доставляющий радость.

Итак, труд – это: либо каторга, либо деньги, либо Созидание.

В нашей стране мерой качества человека стало его отношение к труду. Мы исповедовали третью точку зрения на труд. Дух, ауру страны можно охарактеризовать одним словом – энтузиазм. В начале 30-х годов зародилось стахановское движение, которое подхватила вся страна! В 1935 г. состоялось первое Всесоюзное совещание  стахановцев, на которое прибыло около 3000 делегатов – последователей Стаханова со всей Страны Советов. Это совещание вылилось в триумф Труда и было названо впоследствии Съездом Победителей. Сталиным было подчёркнуто: «… стахановское движение является в основе своей глубоко революционным»; «…стахановское движение зародилось и развернулось как движение, идущее снизу»(Речь на первом Всесоюзном совещании стахановцев 17 ноября 1935 г.); «И вдруг пламя стахановского движения объяло всю страну», ибо «дело было назревшее». Сталин отметил 4 основы для стахановского движения: 1) коренное улучшение материального положения рабочих; 2) отсутствие эксплуатации; 3) наличие новой техники и 4) кадры, способные оседлать эту технику («…построить новый завод – полдела. Энтузиазм строительства новых заводов надо дополнить энтузиазмом их освоения»).

Невиданными темпами росла производительность труда. Полемизируя с Рыковым, Сталин сказал: «В своём проекте резолюции о пятилетнем плане, отвергнутом комиссией Политбюро, Рыков говорит, что «центральная идея пятилетнего плана состоит в росте производительности народного труда»... Верно ли, что центральную идею пятилетнего плана в Советской стране составляет рост производительности труда? Нет, неверно. Нам нужен ведь не всякий рост производительности народного труда. Нам нужен определённый рост производительности народного труда, а именно – такой рост, который обеспечивает систематический перевес социалистического сектора народного хозяйства над сектором капиталистическим. Вот в чём дело, товарищи. Пятилетний план, забывающий об этой центральной идее, есть не пятилетний план, а пятилетняя чепуха» (“О правом уклоне в ВКП(б)”. Из речи на пленуме ЦК ВКП(б) в апреле 1929 г.).

Героические 30-е! Сталин поставил перед народом задачу за 10 лет ликвидировать полувековую (а то и вековую!) отсталость от развитых капиталистических стран. («О задачах хозяйственников». Речь на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931г.), дабы не быть раздавленными набравшими силу (с помощью этих же стран!) фашизмом. И эта задача была решена!!

Свершения страны опирались не только на трудовые рекорды и стахановское движение выдающихся (и почитаемых!) её граждан. (Где в капиталистическом мире так почитают рабочего человека? И вообще, в капиталистических странах главным является продавец, а не производитель). Но и на чувство сопричастности к Созиданию. Эту сопричастность точно выразил В.В. МаяковскийРадуюсь я – это мой труд вливается в труд моей Республики!»

Мы много строили и получали моральное удовлетворение от результатов труда на общее благо. Мы строили города, заводы-гиганты, текстильные комбинаты, железные дороги и аэродромы, дворцы и школы, стадионы и детские садики и многое-многое другое… И это всё было наше, общее! Нам до всего было дело! Увы! потом в обществе возобладало мещанское «ничьё», т.е. общее можно не хранить, не беречь…

Отсутствие эксплуатации (а это – главная свобода!) привело к расцвету творческого труда. Зародились новые формы организации труда – социалистическое соревнование, бескорыстная помощь отстающим в соревновании, переход передовиков производства на отстающие участки и т.п. Государство не только гарантировало право на труд, оно не жалело денег на охрану труда и строго спрашивало за нарушения в этом деле. Государство же обеспечивало полноценный отдых трудящихся.

Всеобщее уважение к человеку-труженику привело к его уверенности в завтрашнем дне, к самоуважению, появилось чувство собственного достоинства, утвердился коллективизм и т.д. А в каком почёте были трудовые династии!

В почёте были и Герои Социалистического Труда, награждённые этой высокой наградой за выдающиеся достижения в труде, – от доярки до академика. Только в Одесской области – прогремевшие на всю страну имена председателей колхозов Посмитного, Ведуты, Тура, Марии Шолар

Всё ли было так радужно? Разумеется, нет! И с безработицей покончили, в основном, только в начале 30-х годов, далеко не все относились к труду по-коммунистически – были бездельники, тунеядцы, выпивохи и т. д. Но это было неуважаемое меньшинство.

Были и недостатки, и перегибы в организации труда (скажем, формализм, заорганизованность соцсоревнования). Но, как сказал Л. Фейхтвангер: «В Истории надо искать не пепел, но пламя!» В общем – правильно. Однако – почему же угас энтузиазм? Увы, нельзя вечно на нём выезжать! Классики предупреждали, что разделение труда порождает неравенство, что специализация – это закрепощение человека. Но с другой стороны, ручной труд не долго будет в радость. Отчасти, это и сгубило энтузиазм… Но не только это. И это тема отдельного разговора..

***

Ярый антикоммунист У. Черчилль, премьер-министр Великобритании во время Второй мировой войны, вынужден был признать в 1959-м году во время выступления в парламенте, посвящённого 80-летию со дня рождения И.В. Сталина, беспрецедентный рывок нашей страны «от сохи – к атомной бомбе».

Если говорить об экономике, то ВВП в республиках Союза к моменту насильственного развала СССР вырос в сотни раз, в Украине – в 176 раз! (Украина к концу 80-х годов ХХ-го века входила в десятку наиболее развитых стран мира). Кстати, эти цифры основаны на отсчёте от 1913 года – экономического пика царской России; но мы-то стартовали от более низкого уровня, уровня разрухи после Первой мировой и Гражданской войн. Кроме того, СССР прошёл через опустошительную Великую Отечественную войну, после которой надо было 5 лет восстанавливать разрушенное… Тем значительнее наши достижения! А это – результат героического труда советского народа.

Неизмеримо по сравнению с царской Россией выросло материальное благополучие людей. Однако важно не столько благополучие, сколько качество жизни, под которым понимают здоровье народа. Обобщённым показателем этого является продолжительность жизни человека, которая достигла к 1985 году 75-ти лет для женщин и 65-ти – для мужчин, причём с 1927 г. она выросла у мужчин на 23 года, у женщин – на 26 лет. А при «демократах» продолжительность жизни в России только за 8 лет (1987-1995 г.г.) сократилась у мужчин на 7 лет, а у женщин – на 3 года). Было счастливое детство, забота государства о материнстве, массовая физкультура и великолепный спорт, полноценный отдых. Качество жизни определяется и уровнем образования народа, который был, по общему признанию, одним из самых высоких в мире.

Но после 1956 г. последовал крен идеологии в сторону рынка, который всё нарастал, и стало меняться отношение к труду. К концу 80-х оно настолько изменилось, что трудящиеся практически безучастно смотрели на разваливающийся на их глазах Советский Союз. Роковую роль сыграли и перевёртыши, и прямые предатели вроде Горби; «постаралась» в переломе психологии масс и т.н. творческая интеллигенция – уж очень легко она становится мещанской!

Конечно, психология масс определяется производственными отношениями, которые, в свою очередь, определяются уровнем развития производительных сил, соотношением в них нового и старого. И если в какой-то момент начинает возвращаться к старому базис общества и это не пресекается самым решительным образом, то начинается откат в прошлое, что и произошло с нами. К тому же нам активно «помогало» забугорье

Итак, поражение (временное – ред.) СССР было закономерно – отступление от законов развития общества карается Жизнью неумолимо.

О. Паулин,

Одесса