О развитии России до революции

 

...Потребовалось несколько лет, чтобы большинству народа стало на своем опыте понятно, что такое настоящий развал и кто на самом деле несет за него ответственность. ...Стоит еще раз взглянуть на ту дореволюционную Россию, которую, по ностальгическому выражению сегодняшних монархистов, “мы потеряли”.

 

Миф первый.

«Цветущая Россия»

Как же мы, народ Российской империи, в действительности жили в дореволюционное время?

Во-первых, мы жили мало. Как ни крути, самым объективным, более того, конечным показателем уровня и качества жизни является ее продолжительность. Трагической для России была детская смертность, сохранявшаяся на средневековом уровне. Из каждой тысячи родившихся детей умирали, не дожив до 1 года, более четверти – 270 малышей, а до пяти лет – почти половина, 430 малышей. Средняя продолжительность жизни в стране лишь ненамного превышала 30-летний рубеж. Сравнение с более развитыми странами без излишних комментариев показывает существовавший тогда «цивилизационный» разрыв. Этот же показатель в те же годы: во Франции – 47 лет, США – 49, Англии 50 лет (для справки: в СССР – 69,5 лет в 1989 году). Да и как было жить долго, если на каждые 10 тысяч жителей приходилось менее двух врачей?

Во-вторых, мы жили плохо. Еда. Из первых тринадцати “мирных лет” XX века для России было семь голодных. Вот одно из достаточно авторитетных свидетельств: “Крепостные крестьяне жили лучше – они получали свое питание и необходимую одежду. Теперь крестьянин не получает ничего и должен платить еще подати. До 10 годов крестьянские дети бегают голыми. Вместо сапог они получают деревянные колодки. Не хватает у крестьян земли. Замирает вся жизнь в деревне. В России крестьянские дети так редко видят белый хлеб, что считают его лакомством. Пшеничную муку крестьянин иногда получает к пасхе, мяса он даже по праздникам получает очень мало. Ему не хватает одежды, обуви, гвоздей”. Это слова не Ленина, не Плеханова, и даже не Милюкова. Это говорил, по свидетельству его секретаря, Григорий Распутин, которого никто не заподозрит в “большевистской пропаганде”.

Это свидетельство подтверждает и статистика. Вот данные о потреблении за год на душу населения, в килограммах, Россия в 1913 году и СССР в 1989 году (при «пустых» полках): мясо – 29 и 67, рыба – 6.7 и 17.2, молоко и молочные продукты – 154 и 363, яйца, шт. – 48 и 268, сахар – 8.1 и 42.5. В задачу статьи не входит демонстрация успехов советской экономики. Эти данные приведены для обратного счета: показать, насколько нищим было питание народа России... Если же вернуться в начало XX века, то вот еще всего одна цифра: англичане потребляли сахара в то время уже по 29 кг в год, в три с половиной раза больше, чем в России.

Жилье. В среднем на одного горожанина приходилось 6,3 кв. метра общей площади. О качестве его говорить не приходится: канализация имелась только в 23 городах, электричество – в 178, и, разумеется, лишь в богатых домах.

Рабочее время. Под давлением нарастающих волн рабочего движения и, прежде всего, революции 1905 года, предприниматели были вынуждены последовательно сокращать продолжительность рабочего дня с 12 в начале века, до 9-10 часов к 1913 году. Впрочем, это относилось только к крупным предприятиям. На основной массе заводов и фабрик действовали «собственные законы», и рабочий день оставался намного дольше.

 

Миф второй.

«Россия кормила своим зерном весь мир»

Понятно, что если императорская Россия не могла, как следует, прокормить свое население, то «весь мир» она, тем более, прокормить не могла. И те, кто утверждает подобное, просто ленятся заглянуть в статистические справочники или в учебники истории и бездумно повторяют услышанные когда-то и где-то фразы, запущенные в оборот сознательными лжецами. В действительности, экспорт зерна в наиболее урожайном 1913 году составил лишь 9 млн. тонн, из которых половина шла во Францию и Германию. А больше и быть не могло, ибо всего зерна (в границах СССР) было собрано 86 млн. тонн. А что такое 86 млн. тонн? Это ровно столько, сколько собрано (правда тоже в рекордный год) в современной Российской Федерации, т.е. без Украины, Казахстана и других республик, и в два с лишним раза меньше, чем советский урожай 1989 года (211 млн. тонн). При этом товарным хлебом располагали лишь помещики и богатые крестьяне. Они вывозили хлеб из страны, хотя основная часть крестьян жила впроголодь.

А. Пригарин,

приводится в сокращении