Риорита” Петра Тодоровского

 

К мелодии «Риориты» режиссёр П. Тодоровский явно неравнодушен – к ней он обращался неоднократно. Вот и к 64-й годовщине Победы советского народа над фашизмом режиссёр приготовил свой подарок ветеранам. П. Тодоровский сам воевал и, конечно же, знает о войне не со слов, а, как говорится, из первых уст, сам прошёл войну, участвовал, видел, чувствовал – фильм так и называется: «Риорита». Видимо, потому, что в те годы эта мелодия была популярной. Под эту мелодию танцевали, знакомились, любили, жили, и …воевали. Какова же мелодия войны, страданий людских, мелодия победителей?

Мы видим, как отец со своими тремя сыновьями к концу войны приходит в Красную Армию воевать. Раньше эта крестьянская семья, находясь в оккупационной зоне, ждала своего освобождения. Почему отсиживались, почему появились в Красной Армии – неважно. Важно, что они пришли воевать с врагом.

Как воюют они и их однополчане, – это тоже неважно. Не это интересует автора фильма. Режиссёр продолжает разрабатывать свою излюбленную в последние годы тему – тему жизненную, о стержневом для личности, о корневой сущности человеческой, так сказать. Казалось бы, должно было интересовать то нравственное начало Красной Армии, Советской Армии, что помогло выстоять, победить, спасти мир от чумы 20-го века.

Но тема получает неожиданный поворот, который автор рассматривает как бы под микроскопом, даёт нам психологическую разработку художественных образов. Каковы же эти образы, эти герои П. Тодоровского? Каковы их поступки, внутренний мир?

В семье, как говорят, не без урода. Вот и режиссёр Тодоровский в светлый день великой Победы предлагает нам встречу с подонком. Были такие подонки общества на войне? Были. Вот и у режиссёра тоже появился такой выродок. Он мародёрствует, обворовывает, подставляет людей. Люди дарят ему в обмен на услуги швейцарские часы – их у него уже 5-6 штук. Живёт такой выродок, втирается в доверие, советует совершать «добрые» поступки… Ну, вот любит до безумия свою жену один из братьев этой деревенской семьи. Жить без неё не может, мечтает, хоть бы только встретиться. Побыть с любимой хоть мгновение – всего-то. Прекрасное и понятное чувство. Но как это сделать, когда – война? А очень просто. Вот тут нам герой Тодоровского и советует: можно в атаке по ногам сзади дать автоматную очередь или совершить самострел, и будет счастье встречи с любимой женой. Старший сын совершает самострел и довольный бежит в медпункт. Но тут следует разоблачение, и нашего влюблённого расстреливают за предательство, дезертирство, трусость прямо перед отцом и братьями – пусть запомнят на всю жизнь, каков их сын и брат. Убитые горем отец и его сыновья ночью тайно хоронят тело убиенного, как в древние времена Антигона хоронила своего брата, бросая вызов тирану Креону. Фильм поднимается на трагедийный уровень.

Подонок, в соответствии с законом жанра и правды жизни, не успокаивается, ему мало. На этот раз он хочет «спасти» отца от позора и репрессий: надо получить орден. И вот великовозрастный, но такой тупой простофиля ползёт за «языком», за орденом, но его убивают.

Средний сын тоже мародёрствовал – стащил часы у убитого, и эти часы понравились подонку Тодоровского. Ни уговоры, ни карты не помогают заполучить вожделенный Брегет, и тогда он спаивает часового, среднего сына, тот засыпает. Герой Тодоровского выбирает из мирных жителей, согнанных освободителями в сарай, немку и по-скотски насилует её, беспомощную. А потом убивает мирно почивающего соратника и завладевает, наконец, часами.

Но вот незадача: преступление видела изнасилованная немка. Последний оставшийся в живых брат рыдает над убитым, женщина сообщает ему об увиденном. Тут подошёл командир, разобрался в чём дело, и уже вдвоём, командир и младший крестьянский сын, колошматят подонка головой об стенку, пока тот не испустил дух и не сполз по стене с размазанными по ней мозгами и кровью. Изнасилованная немка, видя эту экзекуцию большевиков, этих спасителей, этих зверей, завоевателей, пришедших в её Германию, уже не в силах вынести увиденного, и в обмороке тоже падает.

А какой нормальный человек сможет это вынести – это звериное, это тупое мурло «большевизма»? Что ждёт оставшихся в живых жителей? И вообще, напрашивается закономерный вопрос, вернее, ответ: все эти нелюди, от командиров и до рядовых, не спасители. Это страшное «большевистское, советское зверьё» пришло на смену фашизму в многострадальной Европе и в мире.

Вот такой подарок приготовил режиссёр П. Тодоровский ко дню Победы ветеранам войны, а также их наследникам – детям, внукам и правнукам.

Но зачем же так понадобилось Тодоровскому распинать Красную Армию сегодня?

Как режиссёр после этого может смотреть в глаза оставшимся в живых ветеранам, своим бывшим однополчанам?

Неужто Тодоровскому так не повезло в жизни, что он ничего не встречал на войне, кроме животного, звериного, грязного в человеке, что в душе советского человека он не разглядел ничего кроме алчности, шкуродёрства, предательства, всей той мерзости, которую он выплеснул в своём фильме на зрителя. Как он выжил сам в том аду?

Впрочем, думаю, что зрителю и так всё понятно. От гнили исходит только гниль.

То, что Тодоровский махровый антисоветчик, стало ясно после его фильма «Анкор, ещё анкор!». Там тоже полное разложение Советской Армии, послевоенной, там тоже тема изнасилования. Похоже, это одна из любимейших, хамских тем в кино новой демократической России вообще и у режиссёра Тодоровского, в частности.

Вопрос в другом. Как можно рекламировать представленное в фильме изуверство, показывать на всю страну, тратить деньги на такое д…? Наконец, осталась ли хоть капля совести в душах таких «тодоровских»? И когда они, наконец, перестанут изрыгать яд своей ненависти в души наших детей, внуков и правнуков?

В. Моторин,

г.Свердловск