Война РПЦ с наукой
В
средние века в Европе христианские церкви полностью контролировали все
просвещение; наука тогда была «служанкой богословия». В эпоху возрождения
(XIY-XYI века) в Европе ее титаны – великие художники, ученые, изобретатели –
обеспечили мощный прорыв человеческого разума сквозь церковные догмы к истине.
Хотя
отдельные искры пламени возрождения долетали и до России (например, в области
архитектуры), но в силу исторических условий мирской прорыв к светской культуре
и знаниям был осуществлен у нас в конце XYII-первой половине XYIII веков,
вместе с развитием промышленности. Тогда возникли первые высшие учебные
заведения: сначала Славяно-греко-латинская Академия, а затем Московский
Университет. Зародилась русская научная школа.
Но
и шло сращивание церкви с системой государственных учреждений России. Из
самостоятельного учреждения, возглавляемого патриархом, власть которого была
близка к царской, по «Духовному регламенту», а затем закону Петра I от 1723
года, она превратилась в духовное ведомство Российской империи, возглавляемое
светскими лицами.
По
обоюдному согласию с государством церковь рассматривала себя, как важную, чуть
ли не основную его часть, а самомалейшую критику или несогласие, как нападение
на устои государства.
В
таких условиях проходила деятельность великого русского ученого М.В.Ломоносова.
Этот выходец из семьи свободных архангельских поморов был великим патриотом,
смотрел на занятия наукой, как на государственный долг и именно поэтому не
считал церковные догмы выше научной истины.
Ученый-энциклопедист,
оставивший след едва ли не во всех тогдашних областях знания от физики и химии
до географии, истории, горного дела и даже стеклянной мозаики, он по
философским воззрениям был материалистом. Конечно, таким, каким только и мог
быть материалист начала XYIII века – механическим, метафизическим. Он
признавал, что вселенную создал Творец, но дальше, в отличие от Ньютона,
придерживавшегося близких взглядов, он полагал, что вселенная развивалась и
изменялась сама, без божественного вмешательства.
С
этого начался конфликт М.В.Ломоносова с церковью. Еще более углубился он в
связи с защитой Ломоносовым астрономической системы Коперника. Она проникла в
Россию через переводные европейские сочинения еще в XYII веке, но те немногие,
кто принимал ее (например, церковный писатель Карион
Истомин) не осмеливались ее провозглашать вслух. М.В.Ломоносов практически
первый распространял систему Коперника в стихах и прозе. Он делал это активно в
такой момент, когда святейший синод – руководство церкви, введенное вместо
патриарха по Указу Петра I, – развернул настоящее наступление на русских ученых
и писателей.
В
ответ на это Ломоносов в своих записках и проектах открытия Московского
Университета просто исключил богословие из числа преподаваемых наук, оставив
только три факультета: юридический, философский и медицинский. Больше того, в
проекте Университета он прямо писал: «Духовенству к учениям, правду физическую
для пользы и просвещения показующим, не
привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях».
И это писалось несмотря на несколько
доносов со стороны Синода о том, что в Академии Наук и Университете
распространяют взгляды, «противные православной вере». Прямое обвинение ученым
удалось отклонить. А в отместку Ломоносов в свое стихотворение «Письмо о пользе
стекла» включил прославление подвига Коперника. Эта поэма была преподнесена
императрице Елизавете.
Синод прямо потребовал от императрицы
Елизаветы запретить «богомерзкие» сочинения самого Ломоносова и добился
запрещения трудов некоторых его учеников. В
На эту травлю Ломоносов ответил предельно
сатирическим и дерзким «Гимном бороде» (Все знали, что борода – обязательная
принадлежность священника). Поэтому вся Россия хохотала, распевая озорной
припев гимна:
Борода
предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
«Гимн» полон гневных выпадов против роскоши,
невежества духовенства. Синод подал жалобу императрице, приложив к ней текст
гимна и других едких эпиграмм Ломоносова, направленных против верхушки церкви.
К доносу прилагалось требование отдать М.В.Ломоносова под суд Синода. А это
грозило вечной ссылкой в Соловецкий моностырь «для
исправления». Но М.В.Ломоносов пользовался европейской известностью. Его труды
знали и Берлинская, и Парижская Академии. И Указа императрицы о запрещении
распространения системы Коперника и вообще сочинений Ломоносова не последовало.
Он одержал моральную победу.
М.В.Ломоносов
успешно отражал нападения ханжей на науку и просвещение. Во «Втором прибавлении
к металлургии» (первом в России инженерном научном труде) в
В
Мало
этого. В том же
В
конце XYIII века цензурные гонения усилились. На улицах городов запылали костры
из книг. Только в октябре
В
Но и научную литературу
церковные цензоры травили с такой же яростью. Вскоре после перевода были
запрещены сочинения Чарльза Дарвина. Сочинения его ученика Эрнста Геккеля сжигали.
Но травля дарвинизма вызвала общественную насмешку. Русский поэт А.К.Толстой
написал сатирическое послание к цензору, где в конце стояли такие строки:
…у науки
нрав не робкий.
Не заткнешь ее теченье
Ты своей поганой
пробкой.
«Поганая пробка» цензуры
давила сочинения крупного русского ученого К.Ф.Рулье.
Позже под этот «пресс» попали Мечников, Тимирязев и Менделеев. Особенно
доставалось философам-материалистам. В 1893г. при попытке издать сочинения
А.И.Герцена из 4-х тысяч страниц 3 тысячи было вычеркнуто. От издания пришлось
отказаться. Сочинения Гоббса (английский философ-материалист), Вольтера, Дидро,
Гельвеция горели на кострах запрещенных книг еще в конце XIX века, а труды
А.Радищева были сожжены по требованию духовной цензуры в
Но
помимо «поганой пробки» у церкви был еще один путь войны с культурой – полное
пренебрежение памятниками истории и культуры, которыми владела. Уже упомянутый
Алексей Константинович Толстой, человек реакционно-романтических взглядов, но
культурный знаток русской истории, познакомившись с примерами варварского
отношения церкви к памятникам культуры, написал гневное письмо Александру II. В
нем, в частности, говорилось: «Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким
основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с
гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали
доброхотные датели, и с презрением добавляют: «О
прежней нечего жалеть, она была старая»! И все это бессмысленное и непоправимое
варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и
высшего духовенства. Именно духовенство – отъявленный враг старины».
В войне за идейную и духовную монополию
церковь и в ХХ веке прибегала к средневековому отлучению. В
Спросим
себя, а зачем вспоминать «дела давно минувших дней»? Затем, что ничего не
изменилось. Церковь, как и прежде, враг науки и просвещения. Школьникам
навязываются «основы православной культуры» (закон Божий), философский
факультет МГУ превращен в богословский, философы-материалисты «выдавливаются»
из института-философии РАН. В таких условиях опыт даже очень далекого прошлого
весьма полезен.
Ю.И.Аренкова