СергеЙ Новиков

Красный проект

 

(окончание. Начало в №8)

 

5. Политические преобразования

 

После взятия власти суть политических преобразований будет сводиться к тому, чтобы превратить новые органы власти советского типа в политическую основу нового пролетарского государства и через эти органы постепенно привлекать к управлению государством всех представителей трудового народа поголовно.

Главный путь к этой цели — это расширение и укрепление советской системы, развитие таких её сторон, как

      подотчётность депутатов перед своими избирателями,

      участие депутатов не только в выработке законов, но и в контроле за их применением,

      право отзыва любого депутата, не оправдавшего политическое доверие избирателей.

На первых порах здесь не обойтись без многоступенчатых выборов в советы, построенных по производственному принципу.

Вопрос о лишении избирательных прав или об ограничении избирательного права для тех или иных слоёв может возникнуть в случае обострения классовой борьбы. И пролетарское государство, партия рабочего класса должны быть готовы к тому, чтобы временно пойти на любые меры, гарантирующие политическое господство и руководящую роль пролетариата. Однако такой поворот событий отнюдь не является общеобязательным и неизбежным.

Это же можно сказать и о запрете политических партий. Партиям свергнутого класса не должно быть места в социалистическом обществе. По общему правилу они должны быть запрещены и распущены. Однако нельзя исключать и такого развития событий, при котором российская буржуазия в общем и целом воздержится от контрреволюционных выступлений и даже пойдёт на сотрудничество с пролетарским государством. В этом случае возможно и временное сохранение тех буржуазных партий, которые признают законы и порядки нового пролетарского государства.

Но запрет буржуазной партийности отнюдь не означает, что в новой социалистической России не может быть социалистической многопартийности. Не будем забывать, что первые преобразования Советской власти были совершены благодаря союзу, или коалиции, большевиков с левыми эсерами, которая держалась с ноября 1917 года по март 1918 и полностью перестала существовать лишь летом 1918 года. Такие коалиции не только возможны, но и неизбежны в тех случаях, когда современный пролетариат и его союзники социально неоднородны, когда в среде самого пролетариата к политической жизни просыпаются не только его передовые, но и его средние и отсталые слои. Коалиции и союзы с такими вот партиями возможны, однако лишь до тех пор, пока эти партии не переходят на позиции контрреволюции.

При этом пролетарская демократия никогда не сводилась к многопартийности. Большую роль в новой, рабочей, социалистической демократии будет играть многообразие различных профессиональных союзов и союзов по интересам, которые по сути представляют наиболее активную и неравнодушную часть общества. Вот такие союзы и общества должны стать одной из опор новой власти советского типа, её важным участником.

Вместе с тем, пролетарская партия не должна рабски склоняться перед нормами «чистой» демократии, даже в её советской форме. Мы не можем исключать, что подобно тому, как в 1918 году многие крестьянские советы перестали быть органами диктатуры пролетариата, что вызвало тогда необходимость временной замены их комбедами, точно так же и в новых советах возможно повторение антикоммунистического синдрома «Советов без коммунистов». В подобных случаях пролетарская диктатура должна безжалостно распускать такие советы и временно заменять их, например, комитетами в поддержку социализма, т.е. своими собственными органами.

Тем самым будет положен конец отчуждению власти от граждан, а советы как органы власти трудящихся всё более будут действовать через самих трудящихся. Только так может быть положено начало великому процессу ликвидации разделения труда, первым актом которого будет ликвидация деления социалистического общества на управляющих и управляемых.

 

6. Социальные преобразования

 

Главное и основное социальное преобразование, которое должно быть осуществлено в рамках переходного периода — это уничтожение классового деления общества, т.е. достижение такой его классовой однородности, при которой все его граждане будут просто работниками одного социалистического хозяйства.

Однако пока классы сохраняются, коммунисты должны делать всё возможное для ликвидации классового неравенства. Это предполагает и прогрессивный подоходный налог, и налог на собственность, и налог на предметы роскоши. Все эти налоги должны обеспечить хотя бы частичное перераспределение общественного богатства в пользу неимущих и эксплуатируемых. Должны быть сокращены и непомерные различия в доходах, в том числе и в заработной плате с пятидесяти раз, как сегодня, до пяти-шести раз, как это было в первые годы Советской власти.

В этом же ключе должна решаться и жилищная проблема, которая никогда не сводилась и особенно сегодня не сводится просто к проблеме нехватки жилья. Острота жилищной проблемы сегодня обусловлена не столько этой нехваткой как таковой, сколько неравномерностью в распределении жилья, когда одни вкладывают в него деньги для сохранения своих капиталов, а другие не могут даже приобрести себе отдельную квартиру по месту работы, умножая в наши дни число коммунальных квартир.

С таким положением дел, как и в целом с приватизацией жилья, должно быть покончено. Делать это отнюдь не обязательно через отмену приватизации, которая вызовет у многих граждан ощущение ограбления. Вполне достаточно будет ввести прогрессивный налог на вторую, третью и т.д. квартиру, на дополнительную жилплощадь, а также налог на собственность, предполагающий и налогообложение приватизированных квартир. Наряду с этим должны быть созданы условия для расприватизации квартир и заинтересованность в этой самой расприватизации. Тем самым будет положен конец передаче жилья по наследству, которая приводит к совершенно неоправданному имущественному неравенству между людьми в такой важной области, как жилищная.

Не менее важно для решения жилищной проблемы ликвидировать неравенство в экономическом развитии регионов России, возможно, временно перенести столицу в один из пролетарских центров, сделав Москву просто центром науки и культуры.

Важнейшей социальной задачей должно стать и реальное обеспечение равенства мужчин и женщин. Решаться эта проблема должна не только через поддержку женщин, не только через более равное распределение домашних и семейных обязанностей, но и через освобождение как женщин, так и некоторых мужчин от материальных тягот застарелого домашнего хозяйства путём замены его домами-коммунами, образцовыми общественными столовыми, центральными прачечными, яслями и дедсадами. Решение этого вопроса невозможно без создания женсоветов на местах работы и учёбы, как особых органов самоорганизации женщин для решения всех этих проблем.

Всё это подводит нас к проблеме основных ориентиров и ценностей будущего социалистического общества. Главной целью социальной политики должно быть постепенное создание новой структуры потребностей, ориентированных не на безудержное престижное потребление, а на наиболее полное всестороннее и гармоничное развитие каждого человека, как условие гармоничного развития всего общества. Нужно, чтобы не мы служили вещам, а вещи — нам. Например, наш автомобиль должен прежде всего быть надёжным, экологичным и безопасным.

Важную роль в этом могли бы сыграть поиски новых форм коллективного быта, когда в каждом доме люди будут иметь не только свою отдельную квартиру, но и возможность питаться в образцовой столовой, посещать домашние клубы для людей старшего возраста, молодёжные клубы и игротеки для детей. В таком доме можно будет взять в аренду современный пылесос и другую дорогостоящую технику. Важно только, чтобы развитие таких вот форм происходило добровольно и не дискредитировалось обязательным навязыванием.

Тот же принцип добровольности должен помочь и в ликвидации чрезмерной автомобилизации. В новой, социалистической России этому будут способствовать не только бесплатный проезд на образцовом и современном общественном транспорте, но и неизбежные ограничения на использование частных автомобилей, к которым уже сегодня вынуждены прибегать власти многих крупных городов в промышленно развитых странах.

 

Вместо заключения

 

Тема будущих социалистических преобразований огромна и по-своему неисчерпаема. Да она и не должна быть исчерпаема, так как учёные и политики могут дать лишь основные ориентиры и направления таких преобразований. Сами же эти преобразования станут действительно необратимыми лишь в том случае, когда массы рядовых людей наполнят их своим личным жизненным и профессиональным опытом, когда они осмыслят эти преобразования, как своё кровное дело. Сегодня до этого ещё далеко, так как капитализм безмерно развратил человека, превратив высшее, «богоравное» существо на земле в одномерного мещанина и обывателя, обречённого либеральными идеологами лишь на то, чтобы покорно искать в современном обществе свою нишу (как если бы он был рыбой или каким-нибудь простейшим) вместо того, чтобы преобразовывать жизнь на земле по своему образу и подобию.

Прошу, поэтому, рассматривать эти тезисы как приглашение к тому, чтобы подумать на заданную тему и, в конце концов, вывести человечество из тупика мнимой безальтернативности капитализма. Рано или поздно люди должны будут понять, что либо им придётся взять свою жизнь в свои собственные руки, подчинив все вокруг общественному предвидению, либо слепые силы стихии уничтожат человечество, убъют всё человеческое в человеке и тем самым низведут его до уровня простейшего организма.

Мы заявляем, что другая жизнь возможна, что социализм — это наше будущее и что без этого будущего у человечества нет и не будет завтрашнего дня. Сегодня эта новая жизнь начинается с классовой борьбы, с протеста против существующих невыносимых условий, но завтра она неизбежно продолжится историческим творчеством нового, более совершенного и гармоничного общества, единственно достойного высокого звания человека.