И флот довели
В
прошлом году, во время ежегодного празднования Дня военно-морского флота,
проходившего 27 июля, главнокомандующий российского флота адмирал Владимир
Высоцкий похвастался, что российский флот может получить шесть авианосных
ударных групп в дополнение к уже имеющимся боевым кораблям. По его словам,
строительство новых кораблей должно было начаться в 2012 году. Три авианосца
должны были быть приписаны к Северному флоту, а другие три – к Тихоокеанскому.
Реальность
сегодня такова, что не только сама идея постройки и управления Россией
авианосных ударных групп является невозможной мечтой, но и сооружение
достаточного количества новых кораблей, которые заменят те, что износились за
десятилетия службы, не является реалистичной перспективой. Авторы аналитического
обзора “ВМФ РФ на зарубежных кораблях”, опубликованного недавно в авторитетном
московском еженедельнике “Независимое военное обозрение”, утверждают, что на
сегодняшний момент российский флот находится в состоянии необратимого коллапса.
В этом аналитическом материале утверждается, что основной причиной этого
коллапса является состояние российской судостроительной промышленности, которая
не в состоянии “обеспечить кораблями собственный флот ни по количественным, ни
по качественным параметрам”. По словам экспертов, опрошенных
при написании статьи, руководство российского флота “понимает, что ситуация
безнадежна, и пытается найти выход, рассматривая возможность покупки кораблей
за рубежом”.
Источники
в российской промышленности сообщают, что представители флота провели
переговоры с двумя главными судостроительными предприятиями Франции – Direction des Constructions
Navales Services (DCNS),
представлявшей свою продукцию в России впервые, и Thales.
Лишь
понимание того, как давно в России существовала сильная судостроительная
промышленность, уходящая корнями к правлению царя Петра Великого, позволит
увидеть, насколько она деградировала сегодня. Одно из наиболее известных
предприятий, КБ “Рубин”, занимающееся конструированием подводных лодок, было
основано в 1901 году и отвечало за разработку тяжелых ракетных подводных
крейсеров стратегического назначения. Например, проекта 941 (“Акула”).
Мой
коллега посетил КБ “Рубин” в Санкт-Петербурге несколько лет назад, будучи
проездом из Москвы, и был шокирован увиденным. “В главном конструкторском
здании КБ почти не было людей, работавших над проектами подлодок, – рассказал
он мне. – Большинство офисов были сданы в аренду частным компаниям,
занимавшимся разного рода бизнесом, не имевшим ничего общего с судостроением, –
и это единственный доход, который позволяет “Рубину” оставаться на плаву. Они
не получают из государственного бюджета ни копейки. Сочетание почти двух
десятилетий анемичного государственного финансирования судостроительной
промышленности и практически полное отсутствие новых боевых кораблей привели к
ситуации, в которой флот больше не может поддерживать свою деятельность, а
промышленность не может его спасти. Покупка или совместное производство боевых
кораблей в сотрудничестве с Францией, могут отсрочить неизбежное, но покупка
современных западноевропейских кораблей, скорее всего, обернется такими
расходами, которые Россия, находящаяся в экономическом штопоре, просто не может
себе позволить. Репортаж “Независимого военного обозрения” бьет с носка: “ВМФ РФ
находится в состоянии необратимого коллапса. Через 10 лет в нем останется менее
50 единиц (от катера до крейсера), что неприемлемо мало даже для одного “малого
флота” типа БФ и ЧФ. Газета оценивает ситуацию на флоте как наихудшую за почти
столетие и заключает, что “нынешняя катастрофа сопоставима лишь с тем, что
произошло с флотом в годы Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи.
Если даже во время нефтегазового бума 2000-х ВМФ фактически не получил ничего,
то сейчас, в период тяжелого кризиса, сомнений нет – флот умрет в ближайшие
годы. Это не предположение, это факт”.
Те
боевые корабли, которые еще находятся в рабочем состоянии, используются все
меньше, чтобы продлить срок их службы. Это особенно верно в отношении флота
подлодок, чье постоянное патрулирование времен “холодной войны” практически
сошло на нет. На проведенных в прошлом ноябре у
побережья Южной Америки совместных учениях с венесуэльским флотом, российские
корабли принимали лишь символическое участие. Лишь четыре российских корабля
смогли пересечь Атлантический океан.
Если не произойдет какого-нибудь непредвиденного чуда, у российского флота нет никакого будущего, и со временем он умрет.
Единственный вопрос, остающийся пока без ответа, состоит в том, кто из двоих
российских лидеров – президент Дмитрий Медведев или премьер-министр Владимир
Путин – понесет за это ответственность.
P.S.
Как передало на днях радио «Эхо Москвы», после краткосрочной поездки
премьер-министра В.В. Путина в июне этого года на Алтай, было принято решение о
строительстве новой резиденции премьера в Чемальском
районе этого края. Здесь прекрасная природа, горные лыжи и охота.
Рубен Джонсон,
«The Weekly Standard», США
От редакции. “Непредвиденное
чудо” - это та социалистическая революция, которая должна спасти флот и не
только...