Один из многих...

 

Что происходит там, вдали от цивилизации? Там ведь тоже живут люди, такие же граждане нашей страны, имеющие право на достойную жизнь, работу, дом, отдых. Там рождаются дети и старятся люди, там есть коренные жители, которые крепко связаны корнями со своей малой родиной, там есть история, наконец. Одним словом, жизнь там есть. Зато условий для выживания практически нет.

Бывший город Горнозаводск сейчас – одноименное село. Решение о присвоении статуса села принималось не на референдуме, и многих горнозаводчан, мягко говоря, сильно удивило, потому что проживает на территории Горнозаводска более 5 тысяч человек. При въезде в него тоскливо стоят вдоль одной из центральных улиц полуразвалившиеся коробки некогда добротных домов. Они состарились без ремонта, т.к. построены были в пятидесятых годах прошлого века. Последние 4-5-этажные дома были построены в Горнозаводске в 1991-1992 годах. Но и в этих домах уже есть пустующие квартиры с заколоченными окнами. Они – результат глобальных преобразований, происходивших в нашей стране в эпоху перестройки.

 

Каким он был...

«Наш город начинался с рыбокомбинатов, – рассказывает заведующая библиотекой Людмила Глобенко. – Сначала был прибрежный лов, а в 1927 году японцы построили порт, открыли шахту. В 1947 году, после освобождения Южного Сахалина, население бывшего японского города Найхоро значительно пополнилось людьми, приехавшими в наши края по набору. 17 октября 1947г. бывший японский Найхоро был переименован в Горнозаводск, который в начале 50-х годов стал районным центром. Все близлежащие поселки (Первомайское, Чайкино, Заречье), которых сейчас и в помине нет, входили в Горнозаводский район. 3а счет добычи рыбы район был достаточно сильным. До 1957 года рыба отправлялась и на экспорт, а жители в ней просто купались. Население Горнозаводска составляло 13 тысяч человек.

С 1957г. порт постепенно приходит в упадок, но набирает обороты шахта – градообразующее предприятие, на котором работало в отдельные годы до 2500 человек. Имена шахтеров – Героев Социалистического Труда, кавалеров орденов Трудового Красного Знамени и Ленина, кавалеров шахтерской славы знали не только на Сахалине, но и далеко за его пределами. Вокруг шахты базировались другие предприятия: заводы, строительные учреждения, школы, детские сады и ясли, ПТУ и т.д. На полную мощь работал зверосовхоз «Заречный», который выращивал до 75 тысяч зверьков в год. Меха зверосовхоза неоднократно выставлялись и продавались не только на пушных аукционах Советского Союза, но и на лондонских аукционах.

В то время Горнозаводск жил насыщенной и обеспеченной жизнью. Развитие физкультуры и спорта, культуры поощрялись и финансировались и государством, и предприятиями города. Были свои спортсмены-медалисты, народный хор и танцевальный коллектив. Не только при доме культуры, но и в трудовых коллективах была сильная художественная самодеятельность, участников которой знали и за пределами Горнозаводска. Интерес к культуре и спорту прививали еще в детских садах, во многих дворах были спортивные площадки, в учебных заведениях работали кружки и спортивные секции, работал мотоклуб», – так заканчивает рассказ Л.Глобенко.

Время упадка

В 90-е годы началась реорганизация угольной промышленности, в связи с чем сначала был передан в муниципальную собственность жилищный фонд города, затем объекты соцкультбыта и инженерные сооружения. Переданы без ремонта и денежного подкрепления. Постепенно и штаты шахты стали сокращаться, и связанные с ней предприятия стали закрываться одно за другим. Разрушилось все, что десятилетиями создавалось благодаря плановой экономике. Вместе с разрушением плановой экономики разрушился и хозяйственный уклад города.

В 1997г. шахта «Горнозаводская» была ликвидирована. В области началась добыча угля открытым способом, появился угольный разрез «Горняк». Только работало в нем около 100 человек, остальные шахтеры были обречены на безработицу.

«Шахтерам, уволенным по ликвидации предприятия, предоставлялась возможность переехать в климатически благоприятные регионы на материк. Но на сегодняшний день в списках на переселение значится еще 215 семей, – рассказывает глава администрации Горнозаводского территориального образования А.Андриянов. – Многие уезжать не хотят, т.к. здесь остаются дети, внуки... Но у оставшихся денежных запасов нет, как нет и работы для большинства из них. Население сократилось, а опустевшие многоэтажки стали превращаться в руины. Государство денег не давало, а городской бюджет нищал, т.к. налогооблагаемая база ежегодно уменьшалась. Теперь она слишком мала, чтобы можно было хоть бедно, но жить. Тут и выжить трудно».

Согласно закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» за все происходящее в населенном пункте отвечает глава администрации. А средства на это, если в населенном пункте нет налогооблагаемой базы, отсутствуют. Надо бы проявлять инициативу и создавать эту налогооблагаемую базу. Но законодательство построило вертикаль власти, определило четкие границы, куда и с какими вопросами можно обращаться. Все разрешительные функции для создания предприятий переданы сторонним и вышестоящим организациям. Если есть инициатива администрации, есть кто-то, готовый вложить деньги в развитие, в создание рабочих мест, начинаются согласования на уровне области, министерств и ведомств, управлений и комитетов. Пройти через это даже с немалыми деньгами практически никому не удается. Главной задачей становится обеспечение людей хотя бы теплом и водой. В администрации говорят: «живем в постоянной позе – с протянутой рукой».

Большинство оставшегося работоспособного населения Горнозаводска трудится за пределами своего населенного пункта, который сейчас представляет из себя практически спальный район. Все налоги уходят туда, где востребована рабочая сила рыбаков, строителей, нефтяников, вахтовиков. В Горнозаводск люди приезжают словно на побывку. Остальная часть населения пребывает в депрессивном состоянии, многие пьют.

Но если идея спального района – это будущее провинциальных городов, тогда, наверное, надо создавать все условия для хорошего отдыха вахтовиков и их семей... Так ведь и этого тоже нет, потому что нужны, опять же, финансы, которых у неблагополучных населенных пунктов нет. Вот и разрушается Горнозаводск. Из 5 когда-то полных ребятней детских садов и 2 школ остались 1 детский сад и 1 школа. Что говорить, если у местных властей нет денег даже на снос разрушенных зданий?! Если квартира здесь стоит 1-2 тысячи долларов, а частный дом – 200 тысяч...

Правда, сейчас, с наплывом невельчан, лишившихся жилья после землетрясения, цены слегка поднялись. Но это не поможет привести в порядок ветшающие и разрушающиеся дома. От землятресения пострадал и Горнозаводск. Сильно пострадавшую от землетрясения школу-интернат начали ремонтировать – это объект областного подчинения. А в 6 домах 4 категории и в старых домах, не отнесенных к 4 категории, но значительно пострадавших от землетрясения, на свой страх и риск, подвергая свои жизни реальной угрозе, продолжают проживать более 60 семей. Переселяться им некуда.

Все силы брошены на находящийся в 20 км Невельск, где жителям запрещено даже заходить в дома 4 категории. Невельск находится под пристальным наблюдением самых высокопоставленных лиц государства, а провинциальный Горнозаводск, пострадавший от той же стихии, в поле зрения чиновников и прессы не попал...

Если подняться на сопку, на город-населенный пункт можно посмотреть «свысока».

«В советские времена, – рассказывает глава администрации А.П.Андриянов, – здесь была горнолыжная трасса, канатная дорога. Теперь ее не стало. Была горнолыжная база, но сгорела. Не осталось ничего. Вот в том распадке была шахта, котельная имела промышленное значение. Земель у нас достаточно, все было засажено огородами, а теперь народ все побросал, уехали. А ведь здесь есть сероводородный источник, есть желтая глина... Можно развивать сельское хозяйство. Есть река, водится лосось. Но даже когда приходит частник, которому мы бы дали Зеленую улицу, начинаются согласования – и ничего ему не дают.

Вот и вышло, что шахту похоронили, флота уже нет, сельское хозяйство едва теплится, так как нет перерабатывающих предприятий».

17 октября Горнозаводск скромно отметил свое 60-летие…

Будущее

А был ли город? Может, его и не было?... Но ведь остались же в этом населенном пункте добрые, увлеченные делом люди! Цветут цветы на улицах и в некоторых дворах. Еще играют в сквере дети... Неужели и они вынуждены будут бросить насиженные места и уехать туда, где их никто не ждет?!

* * *

Горнозаводск – один из очень многих городов нашей необъятной страны, который вскоре может исчезнуть с лица земли. Неужели никто не сможет противостоять политике государства, направленной на ликвидацию провинциальных городов и сел?

Может, все-таки есть смысл вдохнуть жизнь в эти территории и создать условия для нормальной жизни в провинции?

 

Материал прислал читатель газеты В.Троян

От редакции: Думаем, есть смысл вдохнуть жизнь во все сферы жизни нашей страны, то есть вернуть общественную собственность, плановую экономику... одним словом, социализм.