А у нас есть АВТОВАЗ. А у Вас?

 

Так кто там радовался, что дно кризиса пройдено? У кризиса, словно у гидры, на месте одной отрубленной головы вырастают три. И каждая мощнее и ужаснее, чем прежняя. В начале лета власть, под давлением массовых акций протеста, возобновила работу градообразующего предприятия в Пикалёво. Гордиев узел разрубили экстренным государственным финансированием. Но не успело лето пройти, как проблема спада промышленного производства и массовых увольнений вновь встала в полный рост. На этот раз уже не в городке с населением в 20 000 человек, а в Тольятти – городе-флагмане российского легкового автомобилестроения.

Нельзя не заметить горькой иронии истории. В конце 1980-х годов работники Волжского автозавода, некогда – ударной комсомольской стройки – обеими руками поддерживали реформы, которые неумолимо вели к реставрации капитализма. Именно в Тольятти тогдашний генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев впервые произносит слово «перестройка». Показалось, – при переходе от планово-распределительной экономики к свободному рынку можно будет, сохраняя все социальные завоевания, чудовищно обогатиться на свободной торговле остродефицитными в советские времена «легковушками-стилягами».

Однако суровые реалии свободного рынка развеивали иллюзии одну за другой. В 1991 объемы производства, которые до этого неудержимо росли, впервые упали с 743 600 до 673 800 машин в год. В 1993 году «АвтоВАЗ», преобразованный в акционерное общество открытого типа, столкнулся с дефицитом комплектующих, вводились неполные смены, начались рабочие забастовки.

Временные успехи, увеличение выпуска автомобилей и запуск в производство новых моделей, лишь оттеняли движение к пропасти. В 1994 году впервые в его истории «АвтоВАЗе» на месяц остановил конвейер, рабочих отправили в отпуска. Производство упало на 19%, осень прошла в забастовках. В 1996 году образовалась многомесячная задолженность по заработной плате. В 1998 году плохой сбыт и нехватка оборотных средств поставили завод на грань банкротства. Предприятие спас лишь дефолт 1998 года, когда возрос массовый спрос на отечественные легковые автомобили, а из-за стремительной инфляции долги по зарплате обесценились.

2008 год АвтоВАЗ завершил с чистым убытком в 24,3 млрд. рублей. На начало нынешнего, 2009, года АвтоВАЗ был должен 50 млрд. рублей, из них 95% по краткосрочным кредитам.

Средства массовой информации лавинообразно полнятся сообщениями о забастовках, голодовках и прочих акциях протеста трудящихся, которых проводится всё больше. «Температура» настроений работников начинает повышаться всё быстрее. Помимо бунта в Пикалево, в 2009 году имели место голодовка горняков в Зверево Ростовской области, пикетирование здания руководства рабочими Таганрогского автозавода, забастовка строителей многоэтажек в Екатеринбурге, забастовка рабочих судостроительных цехов в Астрахани, волнения на Тульском оружейном заводе и т.д.

Почему же на середину 2009 года именно ситуацию на АвтоВАЗе и в Тольятти следует считать высшей точкой народного и при том – «внепартийного» – кипения?

Прежде всего, Тольятти город с 705 тысячами населения. Автомобильное производство в нем является градообразующим. Практически каждая тольяттинская семья связана с заводом. Призрак безработицы навис, с учётом членов семей работников АвтоВАЗа, над судьбами полумиллиона человек. Хотя руководство завода уверяет, что речь не идет о массовом сокращении, а лишь об «оптимизации производства».

Немногочисленные журналисты из Москвы и прочих центров – очевидцы противостояния рабочих, профсоюзников и «всех желающих» бизнес-классу завода – опровергли лапшу официальных СМИ и либеральные сопли «Эхо Москвы», занижающих количество митингующих. 6 августа 2009 года в Тольятти на митинг протеста только к середине рабочего дня собралось порядка 2 тысяч человек.

Эти же неофициальные рассказы передают острый накал страстей. Рабочий протест выдвинул совокупность не только экономических, но явно политизированных, революционных требований: национализация АвтоВАЗа, уголовное преследование менеджеров и управленцев завода, рабочий и профсоюзный контроль за управляющим аппаратом завода, списание всех долгов по кредитам АвтоВАЗа и так далее.

А где же слезные петиции путиным-медведевым, голодовки до смерти, ходоки к чиновникам разных мастей? Ничего подобного… Несмотря на август месяц – традиционное время сбора русским народом подножного корма на дачах, этот самый народ стоял на митинге и выдвигал свои политические требования.

В большинстве сообщений СМИ говорится о том, что слухи о скором направлении в Тольятти бойцов ОМОН, спецтехники (водометов) и об усилении милицейских и ВВ-подразделений – дезинформация. Рассеянские власти успели научить журналистов бояться обвинений в клевете и экстремизме. Будем считать, что журналисты так завуалированно рассказали, что ОМОН и водометы действительно подгонят к Тольятти ежели что. Ведь все это уже было.

Декабрь 2005 года. «Пресс-служба УВД Екатеринбурга сообщила, что на охрану одного из крупнейших автомобильных предприятий России – АвтоВАЗа – были отправлены сотрудники Вневедомственного отдела городской охраны. В командировке они находятся уже около двух недель. Екатеринбургские милиционеры – не единственные приглашенные для охраны предприятия сотрудники региональных правоохранительных органов. На АвтоВАЗе приезжими милиционерами под охрану взяты проходные и контрольно-пропускные пункты. Особый режим безопасности введен на заводе в связи со сменой руководства».

Навряд ли боялись прокремлевские бизнесмены тольяттинских бандитов – с ними прекрасно справилась бы собственная служба охраны. Боялись новые хозяева завода только рабочих беспорядков.

Вообще, август и сентябрь для АвтоВАЗа и раньше были месяцами бурными. Так, 1 августа 2007 года на АвтоВАЗе состоялась крупная забастовка, после чего управленцы завода начали преследовать ее организаторов. В октябре, на трех рабочих активистов: Алексея Виноградова, Антона Пустового, Александра Грачева и журналиста местной газеты произошло нападение. В одном из нападавших опознали сотрудника городского УБОП. Председатель профкома завода Антон Пустовой в ходе избиения получил черепно-мозговую травму и провел около 2 недель в нейрохирургическом отделении местной больницы. В отношении него же менты угрожали лишением свободы за «экстремистскую деятельность» – распространение газеты «Рабочий вопрос Тольятти».

Следующий, 2008, год ознаменовался привлечением уже уволенных к тому времени рабочих лидеров к уголовной ответственности «за клевету».

Однако грянувший кризис добавил буржуям АвтоВАЗа забот. Теперь, если заводские менеджеры совместно с городским УБОП почувствуют необходимость в проламывании черепов возмущенным рабочим, то, как и в 2005 году, омоновских марионеток им придется собирать со всех регионов России.

Тем не менее, маловероятно, что Тольятти станет эпицентром социального взрыва, который начнет сносить ставшие многим поперек горла российские «ветви власти». Министерство здравоохранения и социального развития РФ в экстренном порядке утвердило региональную программу по снижению напряженности на рынке труда Самарской области. Чиновники постараются отправить уволенных с завода рабочих на занятие существующих в регионе вакансий – около 14 000. Программа предусматривает проведение в регионе общественных работ и создание примерно 30 000 новых рабочих мест, из них две трети – для тольяттинцев. Финансы на это после летней акции протеста выделены и уже поступили в регион.

Но что будете делать вы, господа чиновники-богатеи, когда в стране таких тольятти полыхнет штук десять одновременно?

Лариса Романова

Павел Былевский

газЗа волю» № 17