Я с ними борюсь

 

Так называемая перестройка, совершенная при попустительстве и при участии верхушки КПСС, реставрировала в нашей стране капиталистический строй, обнажив его омерзительную, уродливую, криминальную сущность. Это историческое событие нанесло страшный удар по коммунистическому движению, дискредитировав высокое звание коммуниста в сознании миллионов трудящихся всего мира.

В борьбе с чуждой идеологией, в преодолении возникшего недоверия неоценимую пользу нам может оказать обращение к биографиям многих наших соотечественников, беззаветно преданных делу коммунизма и посвятивших всю свою жизнь самоотверженному труду на благо нашего народа, на укрепление могущества и авторитета нашей Родины, Советского Союза. Мой рассказ основан на воспоминаниях советского человека, коммуниста Мелкумяна Александра Паруйровича.

Жизненный путь его типичен для людей, родившихся перед Великой Отечественной войной. Расцвет его творческой деятельности приходится на период бурного развития восстановленного после войны народного хозяйства, период достижения нашей Родиной наивысших успехов во всех областях науки и техники. А началась эта история под городом Загорском (Сергиевым Посадом), на берегу подмосковной речки Торгоша, в поселке со скромным названием Лоза, полученным им по причине расположения там Лаборатории Опытного Завода ВНИИ промышленных подшипников (ВНИИПП). Лаборатория изготовляла высокоточные подшипники для гироскопов первых советских ракет. Туда летом 1961 года был высажен мирный десант выпускников Азербайджанского политехнического института (АЗПИ), вооруженных дипломами по специальности «Технология машиностроения и инструменты». (Туда же с 1961-го за три года прибыло несколько десятков выпускников вузов из Харькова, Томска, Ижевска, Ростова-на-Дону, Куйбышева, Саратова и других городов Советского Союза).

Десант вполне заслужил название интернациональной бригады, о чем можно судить даже по фамилиям выпускников АЗПИ: Мелкумян А.П. с женой, Гасанов Г., Кутиков Ю.Н., Ларина А., Тейтельбаум Л.А., Шутенко В.З., Эльчиев В.А., Эльчиева А.Я., Юрасова А.П., Ярошенко Е.Г. с женой.

Незабываемый 1961 г. Кто из нас не помнит его и не испытывал со всем советским народом небывалую эйфорию после завершения полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Лучшие представители технической интеллигенции и рабочих были привлечены к выполнению программы овладения космосом. И героям моего рассказа предстояло принять самое активное участие в этом процессе.

Как уже сказано, Загорский опытный завод был не обычным предприятием. Это было единственное в Советском Союзе предприятие, выпускавшее самые точные миниатюрные подшипники для ракет, спутников, космических кораблей и станций, атомных подводных лодок и других объектов техники. К примеру, от качества таких подшипников во многом зависит удержание летательного аппарата на траектории полета. Чуть позже удивительные миниатюрные подшипники ЛОЗы побывали на Луне, работали на поверхностях Марса и Венеры. Таким образом, молодые специалисты прямо со студенческой скамьи попали на передний фронт борьбы за овладение космосом.

Беру в руки рукопись воспоминаний Александра Паруйровича. С невольным умилением рассматриваю несовершенные любительские фотографии «десантников». Юные, светлые лица; на них написано такое воодушевление, такой энтузиазм, такая непреклонная уверенность в своем высоком предназначении, что не возникает никаких сомнений в том, что завоеванный плацдарм (науки и техники) будет сохранен и расширен.

Фотографии меня не обманывают, и я с удовольствием констатирую, что Бакинский десант – практически идеальный коллектив, поскольку в нем форма полностью соответствует содержанию.

После трех лет (срок отработки молодых специалистов) из двенадцати выпускников АЗПИ в родные края вернулись пятеро. Остальные пустили корни в Лозе – и не только на производстве, но и в личной жизни.

Этому во многом способствовало доброжелательное отношение к молодым специалистам руководства предприятия и всего коллектива трудящихся. Практически все возможное было сделано, чтобы они овладели всеми профессиональными тонкостями; им были улучшены как жилищные, так и материальные условия. Ведь к 1965-66 годам в Загорске для филиала ВНИИПП под выполнение правительственных программ были возведены производственные и лабораторные корпуса, вырос рабочий поселок с многоквартирными домами и необходимой инфраструктурой. Любовь к своему делу, подкрепленная заботой завода, привели к повышенной отдаче со стороны молодых инженеров. На ЛОЗе на высоком научно-техническом уровне был выполнен ряд новых правительственных заданий. В свершения трудового коллектива свою немалую лепту внести «десантники». Как следствие, практически все заняли ключевые посты в организационной структуре завода, а А.П.Мелкумян из неформального лидера превратился в одного из представителей руководящего состава, умелого организатора и чуткого к людям руководителя. В воспоминаниях Мелкумяна значительное место занимает описание личного вклада каждого из заводчан в выполнение правительственных заданий.

Дабы читатели не считали, что все годы работы на ЛОЗе были сплошной идиллией, сообщу, что в период наивысших достижений на заводе разгорелся крупный скандал, связанный с противоречием между руководством двух опытных предприятий. Дело доходило до судебных разбирательств с очень серьезными статьями, в водоворот этих бурных событий был втянут и А.П.Мелкумян. В конце концов, после 7 лет нервотрепки, дело, как и следовало ожидать, было закрыто. Но в течение года Александру Паруйровичу пришлось побывать безработным, перебиваясь случайными заработками и переживая не только за свою репутацию, но и за вынужденно оставленное дело.

Однако его недюжинные способности специалиста и организатора уже были замечены руководством отрасли. И ему предложили занять место главного конструктора отделения приборных подшипников в самом ВНИИПП. На эту должность его рекомендовал бывший руководитель отделения и зам. руководителя ВНИИПП Георгий Михайлович Владимиров, который к этому времени возглавил организацию «Союзглавподшипник». Александр Паруйрович с огромной теплотой говорит о тов. Владимирове, как о человеке разнообразных талантов, принципиальном в своих взглядах и пристрастиях коммунисте. В свою очередь, Георгий Михайлович, который многие годы был одним из руководителей подшипниковой промышленности, за участие в космических проектах был удостоен ордена Ленина, а с 1991 года и в настоящее время неустанно ведет работу в рядах московских коммунистов, отзывается о Мелкумяне, как о талантливом инженере, чрезвычайно честном и преданном делу специалисте и человеке.

Итак, Александр Паруйрович Мелкумян – главный конструктор приборных подшипников ВНИИПП. Главный конструктор – это большой труженик, фигура не малая, и особенно важной эта должность считалась в советское время.

Сейчас понятие главного конструктора девальвировано. Возникает и лопается громадное количество малочисленных фирм, зачастую созданных явными прохиндеями; в штатных расписаниях таких фирм числятся даже не главные, а генеральные конструкторы, хотя под крышей, казалось бы, технического учреждения они занимаются посредничеством, ростовщичеством, а то и просто воровством.

В советское же время для того, чтобы стать главным конструктором, надо было руководить очень серьезным направлением научно-технических работ. Вспомните, даже С.П. Королев был лишь Главным конструктором, а руководил ни много, ни мало прорывом советской техники в космос.

Спецподшипники же главного конструктора Мелкумяна обеспечивали точность заданного направления полета многих космических аппаратов. В годы его работы было произведено огромное количество разработок. Некоторые из этих работ уникальны по своей оригинальности и срокам выполнения.

О том, насколько высок был уровень решаемых им задач, говорит хотя бы сотрудничество Мелкумяна с такими людьми, как академики, дважды герои социалистического труда В.И.Кузнецов и Н.А.Пилюгин, академик В.В.Коршаков и главный конструктор, академик В.А.Арефьев, Герой социалистического труда Н.П.Рудаков, названный выше Г.М.Владимиров, руководитель «Союзглавподшипника» и многие другие ученые и организаторы производства. В этот же список следует внести фамилии министров, заминистров, членов ЦКИ ВПК, коллег Мелкумяна из стран народной демократии, космонавтов и многих других.

Александр Паруйрович обладал всеми качествами, необходимыми главному конструктору: и высочайшей квалификацией, и широкой технической эрудицией, и комплексным подходом к решению научно-технических вопросов, и, что очень важно, умением принципиально и бескомпромиссно отстаивать свою генеральную линию. Ну и, конечно, высокими нравственными качествами.

Но самое главное, человек в этой должночти обязательно должен быть, просто обязан быть талантлив в своем деле. И это качество, талант конструктора, вполне присуще А.П.Мелкумяну.

В жизни Мелкумяна преслеживаются три периода его технической биографии:

– работа в качестве инженера в отделе главного конструктора на ЛОЗе;

– работа начальником цеха на сборочном участке ЛОЗа;

– работа в качестве главного конструктора приборных подшипников во ВНИИПП.

Но был еще один перид. Период подготовительный – это вся его предыдущая, доинженерская жизнь. И следует отметить, что этот период был прожит Александром Паруйровичем не даром. За это время он успел воспитать в себе важное свойство – всегда и везде быть первым. Это и золотая медаль в школе, и диплом с отличием в институте, и неформальное лидерство в десанте на плацдарм Лаборатории Опытного Завода в Загорске. А самое главное, – семья, школа, господствующая в советское время идеология воспитали его человеком, который первым принимает на себя ответственность за все, что происходит вокруг. И первым он становится не за счет других, а за счет предельного напряжения своих сил, физических и духовных, за счет готовности к их бескорыстной и щедрой растрате ради выполнения порученного дела, ради своих земляков, товарищей, родных.

Как правило, главному конструктору не хватает времени для написания мемуаров, поскольку и умирает он, как говорится, без отрыва от производства. Мелкумяну же такая возможность – писать – предоставилась скоропостижно нагрянувшей перестройкой. Крупнейший научно-исследовательский институт страны в начале 90-х практически приказал долго жить. В настоящее время он начинает слегка дышать. Но, как вынужден констатировать даже нынешний директор ВНИИПП Л.Черневский «ситуация со спецподшипниками в России сейчас очень сложная. В ходе перестройки при значительном сокращении объемов выпуска подшипников в целом (сейчас мы выпускаем лишь 20% от тех объемов, которые были во времена Союза) именно спецпродукция пострадала больше всего. Была нарушена вся система выпуска спецподшипников, и хотя сейчас частично удалось восстановить необходимую документацию и т. д., все равно те подшипники, которые мы выпускаем сегодня – это продукция 20-летней давности», то есть, добавим, того периода, когда у руля стоял главный конструктор А.П.Мелкумян. (Вовсе печальной стала судьба ЛОЗа. Завод практически прекратил свое существование: из-за страшного роста цен на энергоносители стало невозможно содержать в тепле и порядке производственные корпуса. Оставшиеся на заводе люди, несколько десятков человек из бывших 2500 работников, несколько лет трудились без отопления зимой и без зарплаты. Только в начале XXI века заводу удалось подняться, но далеко не на прежнюю высоту. То здание, с которого ЛОЗ начинался в 1949 году, в 1993 году вновь, как 100 лет назад, превратилось в Храм Марии Магдалины и возвращено Лавре – ред.).

Как и большинство талантливых людей, Александр Поруйрович талантлив не только в деле инженерном. Он знаток и любитель поэзии, особенно восточной. Во время наших дружеских встреч в его исполнении часто звучали рубаи Омара Хайама. Думаю, он меня поймет, поскольку рука тянется к томику В.Маяковского, где читаю:

Я счет не веду неделям,

Мы, хранимые в рамках времен,

Мы любовь на дни не делим,

Не меняем любимых имен

 (Поэма «Человек»)

Александр Паруйрович относится к тем людям, которые ни при каких обстоятельствах не меняют ни любимых имен, ни своих убеждений.

Именно этим объясняется, что несмотря на семилетнюю травлю, он не озлобился ни на Советскую власть, ни на коммунистическую идеологию. Он остался верен им, так как понимал, что дело было инспирировано «предшественником перестройщиков» не с согласия, а вопреки советской власти. К сожалению огромному, «труд» таких перевертышей не пропал, и это, в конечном итоге, в совокупности с другими причинами привело к развалу Советского Союза и социалистического лагеря. Но Мелкумян не свернул с избранного пути.

О своей жизни и творчестве он, как сказано выше, рассказал в воспоминаниях. Две его книги: «Бакинский десант» и «Мое кредо», – это и воспоминания, и изложение жизненной позиции. К сожалению, книги пока есть только в машинописном виде и ждут своего издателя.

Из воспоминаний узнаем, что несмотря на чрезвычайную загруженность, Мелкумян находил время для своего хобби – путешествий. Приходилось бывать в зарубежных поездках: Польша, Чехословакия, ГДР, Италия, Куба, НРБ, Канада, Северная Ирландия. Не меньшее удовольствие доставляли и путешествия по родной стране: от Москвы до самых дальних точек Союза – Камчатка, Сахалин, Дальний Восток… Верным другом, таким же принципиальным и неугомонным еще от Баку и ЛОЗы шла рядом с ним его жена. 

Александр Паруйрович всегда был и остается жизнелюбом. Он никогда не был аскетом или ханжой. А в молодости не чурался хорошего застолья и общения в дружеской компании. Не был лишен и некоторых человеческих слабостей.

Но они никогда не мешали и не мешают ему занимать принципиальную позицию при решении основополагающих вопросов научного и идеологического плана.

Новая власть расправилась с ним в самом начале перестройки, закрыв направление его работ и выкинув на улицу руководимый им коллектив. Человек лишился самого главного, ради чего он жил – творческой работы. Эти события серьезно пошатнули его здоровье. Но он не сдался. Он нашел новое применение своей неиссякаемой энергии. Так случилось, что мы долго не встречались. «Я с ними борюсь», – сказал он мне, когда встреча состоялась. И он познакомил меня со своими сочинениями.

Происходящее вокруг, разрушение промышленности и родного предприятия – все разрывает душу этого неравнодушного к судьбе страны и ее людей человека. Поэтому кроме написания двух названных книг-воспоминаний, он делает три подборки материалов из печати: «Враги народа», «Разоблачение лжи», «Альманах о настоящем человеке», сопровождая их связанными комментариями автора.

Сегодня он кладет свою жизнь на то, чтобы через свою нынешнюю работу открывать нам, своим согражданам, глаза на трагедию страны, вместе искать пути выхода из нее, пути к возрождению нашей огромной и великой Родины – Советского Союза, в котором жили, дружили, творили советские инженеры, еще в молодые годы «десантировавшиеся» из Баку в родной и незабываемый ЛОЗ.

В.Е.Руссо

P.S. Только нам, его товарищам, было бы явно интересно и полезно, если бы работы А.П. Мелкумяна были изданы и нашли своего читателя. В этом Александру Поруйровичу нужна помощь.