БУРЖУАЗНЫЙ АНТИГУММАНИЗМ

 

Раздумья историка о философии

 

 

Со второй половины XIX века борьба против распространяющегося по миру марксизма становится «боевой задачей» буржуазной философии. Среди массы разнообразных философских течений выделялся (и во многом остаётся) позитивизм.

Крупнейшим представителем этой философии был Герберт Спенсер (1820-1903г.г.)илософия Спенсера принципиально отрицает познаваемость мира, считая основные понятия философии: материю, пространство, время, бесконечность – абсолютно непостижимыми. Ответы на эти вопросы якобы не даёт ни наука, ни религия, в чём они сходятся.

В социологии Спенсер исходит из антинаучной попытки применить к развитию общества открытые Ч.Дарвином законы эволюции животного и растительного мира. В его представлении угнетённые классы – это отбросы естественного отбора, эксплуатация объявляется им, как неизбежная борьба за существование. Таким образом человек приравнивается к животному.

Своего рода венцом иррационализма и антигуманизма стали сочинения Ф.Ницше (1844-1900 гг). Мы не ставим себе задачу подробно разбирать мировоззрение этого крайнего реакционера в политике, субъективного идеалиста в философии. Отметим только, что у Ницше не было никакой философской системы. Она, по его мнению, невозможна, так как мир принципиально непознаваем. Все научные понятия, которыми мы пользуемся, есть фикция. Наука, по мнению Ницше, есть ложь, и весь мир – ложь, всё обречено на гибель. Единственное устойчивое в мире он видит в вечном возвращении к прежнему порядку через определённое количество комбинаций. Так ему представлялись и природа, и общество.

Все общественные беды он объяснял тем, что массы под влиянием христианской идеи равенства людей перед богом требуют социального равенства на земле. Ко второй половине XIX века в колониальных державах сложились идеи расового неравенства. Ницше довёл их до предела. Он утверждал, что человечество делится на немногочисленную аристократическую расу господ и навеки бесправную массу рабов. Во второй половине Европу охватило движение за политические права женщин. Ницше провозглашал женщину собственностью мужчины, вещью, которую берут силой.

Ницше призывал господствующие классы отвергнуть либеральные понятия XIX века, демократию. Его идеал – иерархическое устройство общества, безусловное владычество расы господ. Мораль не должна мешать. Поэтому он требует отказаться от всякой морали, в том числе и от христианской, не как атеист, а потому, что христианская мораль налагает некие нравственные ограничения, является «моралью рабов». Для «морали господ» должно быть всё позволено. Ницше прославляет войну, как способ утверждения власти расы господ.

Его идеал – господин «сверхчеловек», «белокурая бестия» – существо, лишённое всех человеческих качеств, не знающее ни жалости, ни сочувствия, ни совести, ни мысли.

Идеология Ницше вошла, как основное ядро в германский фашизм, но пережила его. Разрушение буржуазного мышления зашло глубоко, у Ницше и сейчас много слегка прикрашенных последователей.

Казалось бы, зачем вспоминать дела давно минувших дней? Затем, что положения буржуазной философии стали штампами буржуазного общественно-политического мышления и практики.

Макиавеллизм – коварство, вероломство, предательство – стали нормой поведения буржуазных правительств. Особенно в этом смысле отличаются США. Высадить десант на Кубу под предлогом помощи в борьбе с испанскими завоевателями, устроить свою военную базу – знаменитую Гуантанамо, терзающую Кубу и до сих пор – лишь один из тысяч примеров подлого вероломства.

Идеи Гоббса воплотились в современном буржуазном государстве. Благодаря активному участию в бизнесе, контролю над финансами, подчинению науки и нередко религии, успешно сотрудничающей с ним; благодаря всевластию спецслужб, контролирующих каждый шаг простых людей, и СМИ, командующих умами, – буржуазное демократическое государство – есть «утончённая диктатура», по выражению В.И.Ленина.

Рабские отношения пронизывают весь сверхсовременный капитализм. Работа африканских и южно-американских крестьян под надзором автоматчиков, сексуальное рабство десятков тысяч женщин, торговля спортсменами поштучно – вот далеко не все формы рабства. То же – когда одна ТНК покупает другую, не спрашвая согласия у сотен тысяч рабочих.

На социальном дарвинизме замешан современный экономический либерализм, провозглашающий, что примерно 10% населения каждой страны непригодно для рыночных отношений, и им не надо помогать.

Восходящее к Гегелю представление о том, что личностями являются только владельцы собственностью, и тем самым приравнивающее человека к вещам, входит в буржуазное законодательство, например, в ходячее юридическое представление о том, что ущерб чести и достоинству человека может быть исправлен деньгами. Не убит и расизм.

Подводя итоги, можно сказать, что антигуманизм, враждебный простому человеку – родовая черта буржуазной политической и философской мысли.

Ю.АРЕНКОВА