ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА ТИХОНОВА

 

4 декабря 2009 года ушел из жизни великий советский киноактер

Вячеслав Васильевич

Тихонов

Среди ролей, сыгранных Вячеславом Тихоновым, резко выделяются три: Андрей Болконский в «Войне и мире», учитель Илья Семенович в фильме «Доживем до понедельника» и штандартенфюрер фон Штирлиц, он же советский разведчик Максим Максимович Исаев, в «Семнадцати мгновениях весны».  И нетрудно догадаться, что Андрей Болконский, Илья Семенович и Штирлиц – это не три разных образа, это – один образ. Но только помещенный в разные исторические и социальные обстоятельства.  Этот образ – советский идеал «настоящего мужчины», резко отличающийся от аналогичного идеала, предлагаемого западному и, уже в наши дни, отечественному обывателю буржуазной культурой.

Этому идеалу свойственны четкая и бескомпромиссная гражданская позиция, ум, выдержка, интеллигентность, спокойное отношение к материальным благам. И не свойственны почитаемые в нынешнем российском обществе агрессивность и рвачество.

Поэтому мы вправе сказать, что своим творчеством Вячеслав Тихонов утверждал социалистическую систему ценностей.  За это его и любил народ.

В последние годы жизни В. Тихонов очень мало снимался. Не только из-за возраста, но и потому, что современный российский кинематограф не мог предложить ему ролей, достойных его таланта. По большому счету мы вправе сказать, что Вячеслав Тихонов добровольно ушел из киноискусства в 1991 году. 

Писатели-фантасты говорят, что помимо нашего реального мира существуют миры альтернативной истории, где происходит то, чего не было на самом деле, но что, по логике вещей, могло произойти. Вполне возможно, что в одном из таких миров в конце 1990-х годов произошли политические события, в результате которых социальный строй в России изменился коренным образом. А в 2008 году на экраны был выпущен художественный фильм о событиях октября 1993 года. В этом фильме Вячеслав Тихонов должен был сыграть свою последнюю роль, роль Бориса Михайловича Гунько.

С.В. Багоцкий