Сталин –
революционер-подпольщик
О Сталине принято говорить как о
великом государственном деятеле и полководце, как о вожде советского народа. Но
нельзя забывать, что, прежде всего, он был великим революционером, выросшим
вместе с революционным движением, охватившим Российскую империю с конца XIX
века. Биография Сталина неотделима от развития мирового революционного
процесса.
Сейчас, в эпоху реставрации
капитализма на территории бывшего СССР, актуален именно образ
Сталина-революционера. Сталина-вождя, Сталина-полководца буржуазия пытается
приспособить к обслуживанию своих имперских интересов. Сталин-революционер ей
не подвластен, потому она и пытается всячески замалчивать или же искажать эти
страницы его биографии. Но для красной общественности именно эти страницы
являются наиболее значимыми, потому что именно в них концентрируется великий
опыт борьбы с режимом. Опыт, который левое движение на постсоветском
пространстве почему-то до сих пор никак не может усвоить и претворить в жизнь,
прилагая к современным историческим условиям. Перед нашим движением в условиях
бесчинства четвертой власти, т.е. массированной буржуазной пропаганды,
острейшим образом стоит проблема привлечения в наши ряды молодежи. Именно
потому, на мой взгляд, период становления Сталина как революционера с точки
зрения поучительного опыта для нас чрезвычайно важен. Молодые люди могут принять
этот период его жизни как руководство к действию.
* * *
Сосо Джугашвили в семинарии проявил себя как способный ученик.
Перед ним открывалась перспектива успешной духовной карьеры, но он выбрал путь
революционера, предпочел жизнь, полную невзгод и лишений, во имя торжества
социальной справедливости.
Сам Сталин уже в декабре 1931
года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом так охарактеризовал свой
выбор: «В революционное движение я вступил с 15-ти летнего возраста, когда я
связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в
Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к
подпольной марксистской литературе».
В августе 1898 года Иосиф
Джугашвили. был принят в
члены Тифлисской организации РСДРП. Так началась его
революционная деятельность.
В мае 1899 года он был отчислен
из семинарии. Этому предшествовала забастовка тифлисских
рабочих в железнодорожных мастерских, пробуждению социальной активности
которых, без сомнения, способствовал просвещавший их
СОСО.
Внутри Тифлисской
организации РСДРП шла борьба между сторонниками и
противниками активных действий. Особое значение в этом отношении имела маевка,
состоявшаяся весной 1900 года. В ней участвовало около 500 человек. И хотя ряды
членов Тифлисской организации РСДРП по-прежнему
оставались немногочисленными, а ее влияние на рабочих города было невелико,
празднование 1 мая 1900 года показало, что положение организации начинает
быстро меняться. Среди ее членов тактика активных действий находила все больше
и больше сторонников.
В середине лета того же года
город накрыла волна забастовок. В конце июня прекратили работу наборщики
типографий. В начале июля остановилась табачная фабрика Сафарова, в конце –
табачная фабрика Бозарджианца, в начале августа –
табачная фабрика Энфианджианца и завод Яралова, так же началась новая стачка на фабрике Сафарова,
а затем и на заводе Адельханова. В начале июля
началось брожение в железнодорожных мастерских, к началу августа забастовка
охватила все мастерские. Необходимо отметить, что на всех этих предприятиях
действовали рабочие кружки. Подобного власти еще не видели. В город были
введены дополнительные войска, начались увольнения, обыски и аресты. Но
репрессии только усилили недовольство.
Именно в это время тифлисские социал-демократы осуществили попытку создания
первой нелегальной типографии. Артему Тио было
поручено выкрасть из Управления Закавказской железной дороги мимеограф.
Типография размещалась сначала на квартире товарищей, в ней печатались
прокламации по поводу забастовок.
Необходимо отметить, что в конце
1900 года деятельность Тифлисской организации РСДРП стала приобретать политический характер. Первым
свидетельством этого стала листовка, выпущенная 18 декабря 1900г. Подводя итоги
железнодорожной стачки, она призывала: «Завоюем себе право собираться для
обсуждения наших нужд, открыто выражать наши мысли, словом, завоюем то, что
называют свободой союзов, собраний и стачек, свободой слова и печати, тогда
ничто не сломит объединенного рабочего движения».
* * *
Рубеж 1900-1901 годов
характеризовался оживлением общественной жизни в России. В конце 1900 года в
Лейпциге вышел первый номер «Искры». И тогда же в ряде городов России, в том
числе и в Тифлисе, началась подготовка к открытому празднованию 1 мая, чему изо
всех сил противодействовали власти и их жандармские службы...
Перед демонстрацией в Тифлисе
снова появились листовки, в которых повторялось требование
политических свобод и формулировался лозунг: «Долой рабство!» Листовки
были отпечатаны в одной из нелегальных типографий. Жандармам было известно о
подготовке демонстрации, потому уже с 15 апреля по городу маршировали казаки,
драгуны, артиллерия и пехота. Разгонялись даже маленькие группки из трех
человек. На всех площадях Тифлиса были расположены на бивуаках по 2-3 роты
солдат.
Однако Тифлисский
комитет РСДРП от плана проведения демонстрации не отказался. Демонстрацию было
решено провести 22 апреля на площади перед Солдатским базаром. Это было одним
из самых оживленных мест в городе, и организаторы рассчитывали увлечь за собою
обывателей и в считанные минуты выйти по Головинскому
проспекту в центр города на Эриванскую площадь.
Не привлекая к себе внимания,
демонстранты по одному-два
человека собрались на площади возле Солдатского базара. В условный момент был дан
знак, демонстранты по команде собрались вместе и начали строиться в колонну.
Над ними взвилось красное знамя. В этот момент из подворотен и переулков на
площадь хлынули жандармы и солдаты. Завязалась схватка. Силы были слишком неравны; обыватели разбежались, многие демонстранты
были арестованы. Всего в этой демонстрации с красной стороны приняло участие
2-3 тысячи человек.
Сразу же после этого события,
как по волшебству, появилась листовка, которая впервые заканчивалась лозунгом:
«Долой тиранию! Да здравствует свобода!»
Это означало не только
окончательную победу тактики активных действий, но и переход Тифлисской организации к сочетанию борьбы экономической с
борьбой политической.
/Далее были долгие годы
революционной борьбы, организации рабочих кружков, забастовок, типографий, годы
арестов и ссылки, побегов и вновь революционной борьбы… Об
этих фактах биографии И.В.Сталина можно подробно прочесть в сохранившихся и
вновь издаваемых оппозиционными авторами книгах/.
* * *
Изучение революционной
деятельности великого человека заставило меня еще раз
задуматься вот над какими вопросами.
Революционно настроенные люди
начала ХХ столетия шли к рабочим, организовывали в их среде кружки, живо
откликались на все их нужды, устраивались к ним на предприятия, шли с ними под
нагайки казаков и полиции. В этом собственно и заключалась их революционная
работа. Что мешает нам поступать именно таким образом, как поступали наши
предшественники? Но мы под любыми предлогами так поступать не хотим. А потом жалуемся друг другу, что рабочий нынче не тот пошел – нам не
доверяет и на борьбу подниматься не желает.
Первое, с чего начинала работу в
начале ХХ века организация революционеров, было создание нелегальной
типографии. У нас эта работа обычно начинается с говорильни
и чаще всего на ней и заканчивается. Почему? Мне ответят, что сейчас у власти
больший маневр для взятия нас под контроль. Но ведь и у нас больший маневр для
ухода из-под него!
«В те времена далекие, теперь
почти былинные» вопрос о переходе от культурно-просветительской к
организационно-революционной деятельности решался тогдашними социал-демократами
на практике за несколько месяцев. У нас этот вопрос
муссируется уже почти два десятилетия, и конца этому не видно. Почему? Или мы
не хотим того же, чего хотели они?
Если ответить на эти и ряд
других возникающих вопросов беспристрастно, можно понять, почему до сих пор мы
терпим поражения, а капитализм крепчает. Половина
нашей беды в том, что у нас никак не получается применить опыт русских
революционеров диалектически в современных исторических условиях. Но вторая
половина – именно в нашей аморфности, безынициативности, мягкотелости и нелепой
погоне за количеством.
Н.Кузьменко,
г.Киев