Сталин – революционер-подпольщик

 

О Сталине принято говорить как о великом государственном деятеле и полководце, как о вожде советского народа. Но нельзя забывать, что, прежде всего, он был великим революционером, выросшим вместе с революционным движением, охватившим Российскую империю с конца XIX века. Биография Сталина неотделима от развития мирового революционного процесса.

Сейчас, в эпоху реставрации капитализма на территории бывшего СССР, актуален именно образ Сталина-революционера. Сталина-вождя, Сталина-полководца буржуазия пытается приспособить к обслуживанию своих имперских интересов. Сталин-революционер ей не подвластен, потому она и пытается всячески замалчивать или же искажать эти страницы его биографии. Но для красной общественности именно эти страницы являются наиболее значимыми, потому что именно в них концентрируется великий опыт борьбы с режимом. Опыт, который левое движение на постсоветском пространстве почему-то до сих пор никак не может усвоить и претворить в жизнь, прилагая к современным историческим условиям. Перед нашим движением в условиях бесчинства четвертой власти, т.е. массированной буржуазной пропаганды, острейшим образом стоит проблема привлечения в наши ряды молодежи. Именно потому, на мой взгляд, период становления Сталина как революционера с точки зрения поучительного опыта для нас чрезвычайно важен. Молодые люди могут принять этот период его жизни как руководство к действию.

* * *

Сосо Джугашвили в семинарии проявил себя как способный ученик. Перед ним открывалась перспектива успешной духовной карьеры, но он выбрал путь революционера, предпочел жизнь, полную невзгод и лишений, во имя торжества социальной справедливости.

Сам Сталин уже в декабре 1931 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом так охарактеризовал свой выбор: «В революционное движение я вступил с 15-ти летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе».

В августе 1898 года Иосиф Джугашвили. был принят в члены Тифлисской организации РСДРП. Так началась его революционная деятельность.

В мае 1899 года он был отчислен из семинарии. Этому предшествовала забастовка тифлисских рабочих в железнодорожных мастерских, пробуждению социальной активности которых, без сомнения, способствовал просвещавший их СОСО.

Внутри Тифлисской организации РСДРП шла борьба между сторонниками и противниками активных действий. Особое значение в этом отношении имела маевка, состоявшаяся весной 1900 года. В ней участвовало около 500 человек. И хотя ряды членов Тифлисской организации РСДРП по-прежнему оставались немногочисленными, а ее влияние на рабочих города было невелико, празднование 1 мая 1900 года показало, что положение организации начинает быстро меняться. Среди ее членов тактика активных действий находила все больше и больше сторонников.

В середине лета того же года город накрыла волна забастовок. В конце июня прекратили работу наборщики типографий. В начале июля остановилась табачная фабрика Сафарова, в конце – табачная фабрика Бозарджианца, в начале августа – табачная фабрика Энфианджианца и завод Яралова, так же началась новая стачка на фабрике Сафарова, а затем и на заводе Адельханова. В начале июля началось брожение в железнодорожных мастерских, к началу августа забастовка охватила все мастерские. Необходимо отметить, что на всех этих предприятиях действовали рабочие кружки. Подобного власти еще не видели. В город были введены дополнительные войска, начались увольнения, обыски и аресты. Но репрессии только усилили недовольство.

Именно в это время тифлисские социал-демократы осуществили попытку создания первой нелегальной типографии. Артему Тио было поручено выкрасть из Управления Закавказской железной дороги мимеограф. Типография размещалась сначала на квартире товарищей, в ней печатались прокламации по поводу забастовок.

Необходимо отметить, что в конце 1900 года деятельность Тифлисской организации РСДРП стала приобретать политический характер. Первым свидетельством этого стала листовка, выпущенная 18 декабря 1900г. Подводя итоги железнодорожной стачки, она призывала: «Завоюем себе право собираться для обсуждения наших нужд, открыто выражать наши мысли, словом, завоюем то, что называют свободой союзов, собраний и стачек, свободой слова и печати, тогда ничто не сломит объединенного рабочего движения».

* * *

Рубеж 1900-1901 годов характеризовался оживлением общественной жизни в России. В конце 1900 года в Лейпциге вышел первый номер «Искры». И тогда же в ряде городов России, в том числе и в Тифлисе, началась подготовка к открытому празднованию 1 мая, чему изо всех сил противодействовали власти и их жандармские службы...

Перед демонстрацией в Тифлисе снова появились листовки, в которых повторялось требование политических свобод и формулировался лозунг: «Долой рабство!» Листовки были отпечатаны в одной из нелегальных типографий. Жандармам было известно о подготовке демонстрации, потому уже с 15 апреля по городу маршировали казаки, драгуны, артиллерия и пехота. Разгонялись даже маленькие группки из трех человек. На всех площадях Тифлиса были расположены на бивуаках по 2-3 роты солдат.

Однако Тифлисский комитет РСДРП от плана проведения демонстрации не отказался. Демонстрацию было решено провести 22 апреля на площади перед Солдатским базаром. Это было одним из самых оживленных мест в городе, и организаторы рассчитывали увлечь за собою обывателей и в считанные минуты выйти по Головинскому проспекту в центр города на Эриванскую площадь.

Не привлекая к себе внимания, демонстранты по одному-два человека собрались на площади возле Солдатского базара. В условный момент был дан знак, демонстранты по команде собрались вместе и начали строиться в колонну. Над ними взвилось красное знамя. В этот момент из подворотен и переулков на площадь хлынули жандармы и солдаты. Завязалась схватка. Силы были слишком неравны; обыватели разбежались, многие демонстранты были арестованы. Всего в этой демонстрации с красной стороны приняло участие 2-3 тысячи человек.

Сразу же после этого события, как по волшебству, появилась листовка, которая впервые заканчивалась лозунгом: «Долой тиранию! Да здравствует свобода!»

Это означало не только окончательную победу тактики активных действий, но и переход Тифлисской организации к сочетанию борьбы экономической с борьбой политической.

/Далее были долгие годы революционной борьбы, организации рабочих кружков, забастовок, типографий, годы арестов и ссылки, побегов и вновь революционной борьбы… Об этих фактах биографии И.В.Сталина можно подробно прочесть в сохранившихся и вновь издаваемых оппозиционными авторами книгах/.

* * *

Изучение революционной деятельности великого человека заставило меня еще раз задуматься вот над какими вопросами.

Революционно настроенные люди начала ХХ столетия шли к рабочим, организовывали в их среде кружки, живо откликались на все их нужды, устраивались к ним на предприятия, шли с ними под нагайки казаков и полиции. В этом собственно и заключалась их революционная работа. Что мешает нам поступать именно таким образом, как поступали наши предшественники? Но мы под любыми предлогами так поступать не хотим. А потом жалуемся друг другу, что рабочий нынче не тот пошел – нам не доверяет и на борьбу подниматься не желает.

Первое, с чего начинала работу в начале ХХ века организация революционеров, было создание нелегальной типографии. У нас эта работа обычно начинается с говорильни и чаще всего на ней и заканчивается. Почему? Мне ответят, что сейчас у власти больший маневр для взятия нас под контроль. Но ведь и у нас больший маневр для ухода из-под него!

«В те времена далекие, теперь почти былинные» вопрос о переходе от культурно-просветительской к организационно-революционной деятельности решался тогдашними социал-демократами на практике за несколько месяцев. У нас этот вопрос муссируется уже почти два десятилетия, и конца этому не видно. Почему? Или мы не хотим того же, чего хотели они?

Если ответить на эти и ряд других возникающих вопросов беспристрастно, можно понять, почему до сих пор мы терпим поражения, а капитализм крепчает. Половина нашей беды в том, что у нас никак не получается применить опыт русских революционеров диалектически в современных исторических условиях. Но вторая половина – именно в нашей аморфности, безынициативности, мягкотелости и нелепой погоне за количеством.

Н.Кузьменко,

гиев