И все-таки Победа!

 

Более двух недель бастовали работники производственного филиала «Узень Мунай Газа», который является дочерней компанией АО «Разведка Добыча «Каз Мунай Газ» (АО РД «КМГ»). И эта забастовка закончилась удовлетворением почти всех экономических требований! Будет начаты переговоры по новому коллективному договору.

В забастовке, начавшейся 4 марта, приняли участие все подразделения и организации «Узень Мунай Газа» и АО РД «КМГ», а это уже более десяти тысяч человек. Наученные горьким опытом, нефтяники отказывались встречаться с руководителями дочерних компаний, которым они выражали недоверие и требовали их отставки и ведения переговоров напрямую с правительством и фондом «Самрук-Казына».

Власти пытались выиграть время и информационно изолировать всеобщую стачку. Ни один центральный канал или крупное издание не оповещали казахстанцев о начавшейся беспрецедентной акции нефтяников Мангистауской области. Власти пытались выявить «зачинщиков», «главных организаторов» и «экстремистов» и потом показательно расправиться с ними, взвалив всю ответственность за последствия забастовки на них, и тем самым запугать основную массу рабочих.

Но эта тактика не срабатала. На своих митингах рабочие каждый день говорили о том, что в случае провокаций и арестов активистов более десяти тысяч человек пойдут пешим маршем в областной центр Актау, где устроят массовый митинг протеста. В этом их полностью поддерживали местные жители, тысячи из которых изъявили желание поддержать любые акции и выступления стачкома. Действовал Координационный центр содействия социальной самоорганизации и рабочему движению.

Голодовка протеста считалась крайней мерой на случай, если переговоры не начнутся. В стане бастующих сохранялась абсолютная дисциплина, были запрещены любые спиртные напитки, стачком заседал круглосуточно и принимал решения по дальнейшим действиям. На массовом стихийном митинге был избран новый председатель профсоюза «Узень Мунай Газа» (официальный, входящий в состав ФПРК) рабочий Сактаганов – взамен предавшего рабочих профсоюзного приспешника «хозяев». За Сактаганова пришлось побороться. Прежние профсоюзнные руководители не передавали ему печать и документы, но рабочие их уже не воспринимали и доверили временно представлять свои интересы независимому областному профсоюзу «Актау».

Все дни забастовки район Жанаозеня находился в оцеплении, как и во время забастовок шахтеров в 2006 г., когда был взят в кольцо город Шахтинск в Карагандинской области. Власти хотели бы применить силовой вариант подавления бастующих рабочих, но недавние события 7 декабря, когда жанаозеньцами с боем было взято здание администрации «Узень Мунай Газа», все-таки действовали отрезвляюще на чиновников и нефтяных баронов.

Несмотря на старания властей, информационную блокаду удалось прорвать благодаря действиям левых журналистов и ряда политических организаций на территории республик Союза. Развернулась широкая кампания солидарности с рабочими Жанаозеня. Письма поддержки бастующим, солидарности с рабочими приходили не только от граждани и организаций Казахстана, но и от рабочих и профсоюзных организаций многих стран мира.

Забастовки такой длительности не было более 10 лет. Срок и масштаб забастовки в Жесказгане в 2006 году, хотя и та забастовка создала серьезные проблемы для работодателя и властей. На этот раз справиться с участниками забастовки было намного сложней. Поэтому был достигнут такой большой весомый результат.

18 марта в шесть часов вечера астанинского времени, наконец-то, начались  переговоры в виде заседания примирительной комиссии, куда со стороны трудового коллектива вошли 12 работников и со стороны работодателя 12 представителей правления АО НК «КазМунайГаз». Перед этими переговорами  члены ОП ОМГ профсоюза подготовили заранее Протокол собрания об избрании нового председателя профсоюза Наурызбая Сактаганова, и новый председатель был признан работодателем в лице президента АО НК «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдина.

В переговорах также приняли участие  аким Мангистауской области, депутаты Мажилиса парламента, а также вице-министры экономического развития, торговли, нефти и газа, труда и социальной защиты. Переговоры продолжались всю ночь с небольшими перерывами.

К сожалению, есть жертвы данного противостояния. Один из участников забастовки, Утемис Омаров, работавший электриком организации УЭН, умер из-за высокого давления, а водитель-моторист организации УТС-5 Буршакбай Есетов лежит в тяжелом состоянии в областной больнице, у него открылась язва. Прямо как после войны. А ведь, действительно, в нашей стране, несмотря на ее председательство в ОБСЕ, власть и работодатели расправляются с участниками забастовок практически как с врагами народа или, точнее, как с террористами.

 Но в итоге представители работодателя обещали удовлетворить все требования бастующих, кроме национализации компании с последующим выводом в самостоятельное АО. Удовлетворены требования по отмене нового способа перерасчета заработной платы, по надбавке за вредность с коэффициентом 1,7 и даны гарантии того, что преследоваться забастовщики не будут, никакого давления оказано не будет. Генеральный директор АО РД «КМГ» Кенжебек Ибрашев по просьбе трудящихся был уволен, но, видимо, как обычно бывает у нас, назначат на другое «хлебное» место.

 Не совсем еще ясна ситуация с выплатой 17 дней простоя. Несмотря на достигнутые договоренности об оплате этих дней, руководство компании отказывается выполнять, поэтому также могут не исполнить и обещание не преследовать участников забастовки. Это означает, что теперь во время переговоров по новому коллективному договору будет давление на активистов и профсоюз, и надо быть к этому готовыми.

Вообще нельзя забывать о том, что противник очень хитер и подл, такую забастовку не забудут в страхе, что вспыхнут десятки других, – ведь причин для этого предостаточно. И действительно, наверняка, пример жанаозеньцев сейчас вдохновит на активные выступления и забастовки нефтяников и газовиков различных компаний в Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях. В целом импульс дан для всех рабочих национальных и зарубежных компаний. Не за горами выступления и на предприятиях «Миттала», Машкевича, «Казахмыса» и других хищников.

Конечно, расслабляться и прекращать намеченные мероприятия, акции и пикеты нельзя, так как существует большая вероятность организации репрессий в отношении рабочих лидеров Жанаозеня. Уже теперь в Алматы властями и спецслужбами организована настоящая слежка и гонения на деятеля СоцСопра Казахстана Айнура Курманова, который активно участвовал в организации кампании солидарности с бастующими нефтяниками.

Повидимому, весна и лето будут периодом новых неслыханных трудовых конфликтов в разных частях страны, и лозунг национализации и социализации становится главным в руках просыпающихся масс.

По сообщениям

СоцСопрИнформ