Как я пришел к марксизму
Я
попытался ответить на этот вопрос самому себе и задумался… С
чего же всё началось?
Как
и у многих, у меня было обыкновенное советское детство – детский сад, школа,
октябрятская и пионерская организация… Вот, пожалуй, и
всё – комсомольцем стать не успел, в ВУЗе уже учили как стать элементом
рыночной экономики, эффективным менеджером (тогда это словосочетание
употреблялось на полном серьёзе, без улыбки), работать «в интересах
собственника», приносить ему прибыль, и т.д. и т.п.
А
я после института пошёл служить в уголовно-исполнительную систему. Предложил
приятель, который работал там уже пару лет – льготы, бесплатный проезд, оплата
половины жилищно-коммунальных расходов, ранний уход на пенсию, полное
медицинское обеспечение, страховка. Не работа, а сказка. Шёл 2001 год, с
работой в нашем регионе было не очень хорошо, без знакомств найти ее было
практически невозможно, а тут такое. «Главное, чтобы по состоянию здоровья
подходил!» Я подошёл.
И
началось – суточные дежурства, подъемы по тревоге, муштра, стрельбы, занятия по
боевой, специальной и физической подготовке. Отпуск не когда хочешь, а когда
дадут (в ноябре, декабре, январе – нужное
подчеркнуть). «Вы же офицеры! Стойко переносите тяготы и лишения службы!» И
ожидания зарплаты 20-го числа каждого месяца. Ждать следующую
начинали уже числа с 30-го, денежное довольствие молодого лейтенанта всё-таки
невелико.
Всё,
чему меня учили в институте, здесь оказалось ненужным, неприменимым и даже
вредным – «здесь не надо умничать, выполняйте приказы». И таким образом из
головы довольно быстро вылетели институтские лекции о свободном рынке, его саморегулируемости и справедливости. Очень способствовало
этому общение, постоянное общение с самыми разными людьми, из разных слоев
общества, в основном безработными, но были и учителя, и врачи, и
предприниматели, и рабочие, и крестьяне. Бывшие
конечно. А теперь – осужденные, по таким-то статьям, на срок такой-то.
Изучая
биографию этих людей, я постепенно стал понимать причины, побудившие их
совершить преступления. Зачастую люди были вынуждены преступить закон, чтобы
добыть пропитание для себя и своей семьи. Многие не имели даже законченного
среднего образования, некоторые вообще не умели писать, не имели собственного
жилья, некоторые вообще впервые стали питаться три раза в день, только попав за
решётку. Социальные проблемы современного общества вставали наяву, на примере
не только собственном (а жизнь сотрудника УИС не сахар, поверьте), но и других
людей, пусть и преступивших закон.
За
рассказами-спорами с родителями, друзьями и коллегами все чаще стало звучать
ностальгическое «а вот раньше, в СССР, всё было по-другому». Благодаря моему
увлечению историей, в частности, советской, спорить о различиях советского
прошлого и российского настоящего было интересно. Особенно интересно было
слушать людей старшего поколения, всё-таки большую часть сознательной жизни я
прожил в условиях «рыночной демократии», из собственной ностальгии практической
пользы не получишь. Звучали разные мнения о жизни в СССР, но в итоге всё
сходилось к одному – да, было лучше. Так я всё больше и больше задумывался о
принципах советского общества и его устройстве, и у меня возрастал интерес к
коммунистическим идеям.
Однако
качественного поворота к марксизму не происходило – у меня не было ни времени,
ни сил для изучения его основ, их отнимала служба. И не было тогда дома ни
компьютера, ни интернета, а в книжных магазинах моего
города коммунистической литературы практически нет.
Качественный
поворот произошел с моим уходом из УИС и устройством в крупный
машиностроительный концерн. На меня сразу обрушился шквал
самой разнообразной информации: от экономической – по заводам концерна, до
личных впечатлений от общения с работниками предприятий из разных регионов
страны. К тому же специфика работы предполагала частые командировки.
И
вот тут случилось главное – я своими глазами увидел разрушенные и разграбленные
новыми собственниками заводы, бывшие гиганты машиностроения. Одно дело смотреть
это по телевизору, совершенно другое – увидеть собственными глазами полупустые
заводские корпуса, где еще теплится какая-то жизнь, работает какое-то
количество людей, производится какое-то количество машин, но далеко не в тех
масштабах, какие были еще совсем недавно. А масштабы советской промышленности
поражали. Старые рабочие рассказывали о трехсменной работе, о сотнях
выпускаемых машин в сутки, о хороших зарплатах, социальном обеспечении,
бесплатном жилье и остальном, что я застал совсем чуть-чуть, но всё-таки помню,
хотя бы и из рассказов своих родителей. Контраст между прошлым и настоящим был
осязаем, я его мог не только видеть, но и потрогать руками, послушать рассказы
очевидцев.
После
увиденного и услышанного разговоры руководителей концерна об «оптимизации
расходов», «увеличении маржинального дохода» стали вызывать стойкое отвращение,
а их рассуждения о необходимости «оптимизации численности» – даже гнев. Я видел
людей, которые производили продукцию и которые подлежали «оптимизации», в то
время как число руководителей не только не уменьшалось, но даже росло, как и их
зарплаты. Пришло понимание – все эти «эффективные менеджеры» (и я в том числе)
существуют только за счет рабочих, в то время как сами рабочие ущемлены и в
заработной плате, и в своих рабочих правах. А нарушения трудовых прав рабочих я
видел собственными глазами.
Растущее
чувство социальной несправедливости заставило иначе взглянуть на всё, что
происходит вокруг. Постепенно в интернете меня
заинтересовали статьи о марксизме, они поражали своей логикой, объясняя
происходящие процессы с точки зрения классовой борьбы, давали ответы на вопросы
устройства современного капиталистического общества.
От
статей постепенно перешёл к чтению классиков – Маркса, Энгельса, Ленина и
Сталина. Читаю их и сейчас, вдумчиво, неторопливо. Обсуждаю прочитанное
с друзьями, которые стали единомышленниками, ознакомившись с азами научного
коммунизма. И теперь я не один.
Нам
еще учиться и учиться, – пока я скептически оцениваю качество и количество
полученных знаний. Но изучая марксизм, я начинаю
разбираться в происходящем. Огромное количестве
простых тружеников создают все блага общества, при этом распределяют их совсем
немногие – те, кто пальцем о палец не ударил для создания этих благ. Я начинаю
понимать, что можно изменить существующий порядок вещей, а не терпеть его со
всей его несправедливостью.
М.
Решетников