Контрольный выстрел в бесплатное образование

 

Принят закон о бюджетных учреждениях, который уже назвали «самым страшным за последние 10 лет». Он поставил точку в разговорах о бесплатном среднем образовании в России. По новому закону все учреждения поделят на три большие группы – казенные, бюджетные и автономные, при этом государственные школы получат право законно проводить платные уроки. Закон уже подписан президентом, но из-за протестов общественности его внедрение в школы отложено до июля 2012 года.

О том, как по этому закону будут учить в школе и сколько это будет стоить, Интернет изданию “Накануне.RU”рассказал главный редактор сайта «Завучнфо» Евгений Барановский (приведено в сокращении).

Вопрос. Что сулит российской школе принятие нового закона, разделяющего бюджетные учреждения на казенные, бюджетные и автономные? Ведь он затронет, в том числе, и школу?

Е.Бар. Этот закон – финальная точка в истории про бесплатное среднее образование в России. В будущем нас ждет новая школа, такая, какой ее видит наше правительство: самоокупаемое учреждение, зарабатывающее деньги на своих учениках. Во главе новой школы будет стоять не директор, в нашем привычном понимании, а менеджер.

Вопрос. А как же Конституция, дающая право на всеобщее бесплатное среднее образование?

Е.Бар. Правительство нашло хитрую форму сделать среднее образования платным, и при этом де-юре непротиворечащим Конституции. Бесплатное образование останется, однако сократится его объем. Насколько? Из принятых нормативных актов пока об этом нельзя судить. Но, помня заявление нашего министра образования о том, что «математика мешает ученикам мыслить креативно», ожидать стоит худшего.

Вопрос. Речь идет о платных образовательных услугах, которые по новому закону разрешили оказывать автономным и бюджетным образовательным учреждениям?

Е.Бар. Да, именно… (Бесплатно, будут преподаваться только ограниченное число предметов, установленных так называемым заказом, оплачиваемым из федерального или регионального бюджета – ред.). Платные уроки – перевод школы на хозрасчет…

Вопрос. А какова роль в этом принятого закона?

Е.Бар Во-первых, принятый накануне закон подводит юридическую базу под то, что государственная школа становится предприятием, способным зарабатывать достаточно денег для самоокупаемости, выполняя заказ на образовательные услуги. Во-вторых, способствует укрупнению образовательных учреждений, поскольку, кроме платных услуг, статус автономности определяет порядок получения субсидии, выплата которой целиком будет на совести местного чиновника. Именно он будет определять, есть ли у данной школы социальный заказ на образовательные услуги или нет. Там, где, по его мнению, заказа нет, со временем возникнет не школа, а что-то другое. Кроме того, с принятием закона в образовательной сфере возникнет конкурентная среда, отчего процесс укрупнения также пойдет быстрее. Этого с нетерпением ждут в кабинете министра образования. Однако конкурировать школы будут не за качество образования, а за прибыль.

Вопрос. Возможно, переход на такую систему работы позволит школам увеличить зарплаты учителям?

Е.Бар. Нет, такого не произойдет. Форма оплаты ведь остается той же – подушевой. К тому же она была введена под проект «самоокупаемой школы» и меняться не будет. При этом общая масса денег, выделяемая на учителей, не изменилась, изменился только порядок распределения средств. Как правило, увеличились зарплаты директоров и главных бухгалтеров. А учителя получают по восемь тыс. рублей и ведут по 30 часов в неделю, при норме 18.

Вопрос. А как же заявления Фурсенко о том, что образование все-таки не станет платным?

Е.Бар. Министр образования говорит, что этого не произойдет до конца 2011 года. А что нас ждет после, судите сами. Нужно помнить другое обещание министра: к 2015 г. перевести школы на самоокупаемость.

Вопрос. Так что нас ждет в перспективе?

Е.Бар. Расслоение по имущественному признаку на всех образовательных уровнях. В школе будут ученики, которые смогут оплачивать платные предметы, и те, кто не сможет. Школы разделятся на школы для бедных и богатых, а нерентабельные учреждения и вовсе закроются... Тем, кто живет в закоулках российских регионов, об образовании придется забыть.

Вопрос. Это опять какой-то иностранный опыт, как с ЕГЭ, или на этот раз целиком наша инициатива?

Е.Бар. Насколько я знаю, ничего подобного в развитом мире нет. В Америке пытались одно время провести подобную реформу, но взбунтовались родители.

Вопрос. В начале разговора Вы упомянули, что принятие этого закона – финальная точка. Уже ничего нельзя изменить?

Е.Бар. Да, знаете, это своего рода контрольный выстрел. Сначала была введена новая система оплаты труда для учителей, потом пошло внедрение в сознание директоров термина «образовательная услуга», об этом неоднократно заявлял Фурсенко, после Президент заявил о необходимости привлечения менеджеров, а премьер-министр предложил вынести физкультуру за рамки школьной программы. Под эту говорильню происходила реализация заявленных инициатив. При этом они проводились в режиме непонятной секретности. Насколько мне известно, по всей стране прошли мастер-классы по «Инновационному менеджменту в управлении образованием», на которых директорам объяснили необходимость учиться зарабатывать деньги на учениках. Теперь положен последний кирпичик.

От редакции. Мы знаем, что система образования в США явно не является образцом для подражания, но родители, которые, по словам Е.Барановского, “взбунтовались”, дают нам хороший пример борьбы с вредными для наших детей законами. Так что еще не все потеряно. Например, можно добиться, как с юмором говорит О.Н.Смолин, наложения на этот закон моратория  до 2112 года. А ведь у нас не за горами и социалистическая революция. Именно она – вот выход из тупика, в который загоняют будущее России!