Контрольный выстрел в бесплатное
образование
Принят закон о бюджетных
учреждениях, который уже назвали «самым страшным за последние
10 лет». Он поставил точку в разговорах о бесплатном среднем образовании в
России. По новому закону все учреждения поделят на три большие группы –
казенные, бюджетные и автономные, при этом государственные школы получат право
законно проводить платные уроки. Закон уже подписан президентом, но из-за
протестов общественности его внедрение в школы отложено до июля 2012 года.
О том,
как по этому закону будут учить в школе и сколько это будет стоить, Интернет
изданию “Накануне.RU”рассказал главный редактор сайта
«Завуч.инфо» Евгений
Барановский (приведено в сокращении).
Вопрос. Что
сулит российской школе принятие нового закона, разделяющего бюджетные
учреждения на казенные, бюджетные и автономные? Ведь
он затронет, в том числе, и школу?
Е.Бар. Этот
закон – финальная точка в истории про бесплатное среднее образование в России.
В будущем нас ждет новая школа, такая, какой ее видит наше правительство:
самоокупаемое учреждение, зарабатывающее деньги на своих учениках. Во главе
новой школы будет стоять не директор, в нашем привычном понимании, а менеджер.
Вопрос. А как
же Конституция, дающая право на всеобщее бесплатное среднее образование?
Е.Бар.
Правительство нашло хитрую форму сделать среднее образования платным, и при
этом де-юре непротиворечащим Конституции. Бесплатное
образование останется, однако сократится его объем. Насколько? Из принятых
нормативных актов пока об этом нельзя судить. Но, помня заявление нашего
министра образования о том, что «математика мешает ученикам мыслить креативно», ожидать стоит худшего.
Вопрос. Речь
идет о платных образовательных услугах, которые по новому закону разрешили
оказывать автономным и бюджетным образовательным учреждениям?
Е.Бар. Да,
именно… (Бесплатно, будут преподаваться только ограниченное число предметов,
установленных так называемым заказом, оплачиваемым из федерального или
регионального бюджета – ред.). Платные уроки – перевод школы на хозрасчет…
Вопрос. А
какова роль в этом принятого закона?
Е.Бар
Во-первых, принятый накануне закон подводит юридическую базу под то, что
государственная школа становится предприятием, способным зарабатывать
достаточно денег для самоокупаемости, выполняя заказ на образовательные услуги.
Во-вторых, способствует укрупнению образовательных учреждений, поскольку, кроме
платных услуг, статус автономности определяет порядок получения субсидии,
выплата которой целиком будет на совести местного чиновника. Именно он будет
определять, есть ли у данной школы социальный заказ на образовательные услуги
или нет. Там, где, по его мнению, заказа нет, со временем возникнет не школа, а
что-то другое. Кроме того, с принятием закона в образовательной сфере возникнет
конкурентная среда, отчего процесс укрупнения также пойдет быстрее. Этого с
нетерпением ждут в кабинете министра образования. Однако конкурировать школы
будут не за качество образования, а за прибыль.
Вопрос.
Возможно, переход на такую систему работы позволит школам увеличить зарплаты
учителям?
Е.Бар. Нет,
такого не произойдет. Форма оплаты ведь остается той же – подушевой.
К тому же она была введена под проект «самоокупаемой школы» и меняться не
будет. При этом общая масса денег, выделяемая на учителей, не изменилась,
изменился только порядок распределения средств. Как правило, увеличились
зарплаты директоров и главных бухгалтеров. А учителя получают по восемь тыс.
рублей и ведут по 30 часов в неделю, при норме 18.
Вопрос. А
как же заявления Фурсенко о том, что образование
все-таки не станет платным?
Е.Бар.
Министр образования говорит, что этого не произойдет до конца 2011 года. А что
нас ждет после, судите сами. Нужно помнить другое обещание министра: к
Вопрос. Так
что нас ждет в перспективе?
Е.Бар.
Расслоение по имущественному признаку на всех образовательных уровнях. В школе
будут ученики, которые смогут оплачивать платные предметы, и те, кто не сможет.
Школы разделятся на школы для бедных и богатых, а нерентабельные учреждения и
вовсе закроются... Тем, кто живет в закоулках российских регионов, об
образовании придется забыть.
Вопрос. Это
опять какой-то иностранный опыт, как с ЕГЭ, или на этот раз целиком наша
инициатива?
Е.Бар.
Насколько я знаю, ничего подобного в развитом мире нет. В Америке пытались одно
время провести подобную реформу, но взбунтовались родители.
Вопрос. В
начале разговора Вы упомянули, что принятие этого закона – финальная точка. Уже
ничего нельзя изменить?
Е.Бар. Да,
знаете, это своего рода контрольный выстрел. Сначала была введена новая система
оплаты труда для учителей, потом пошло внедрение в сознание директоров термина
«образовательная услуга», об этом неоднократно заявлял Фурсенко,
после Президент заявил о необходимости привлечения менеджеров, а премьер-министр предложил вынести физкультуру за рамки школьной
программы. Под эту говорильню происходила реализация заявленных инициатив. При
этом они проводились в режиме непонятной секретности. Насколько
мне известно, по всей стране прошли мастер-классы по
«Инновационному менеджменту в управлении образованием», на которых директорам
объяснили необходимость учиться зарабатывать деньги на учениках. Теперь
положен последний кирпичик.
От редакции. Мы знаем, что система образования в США явно не является образцом для подражания, но родители, которые, по словам Е.Барановского, “взбунтовались”, дают нам хороший пример борьбы с вредными для наших детей законами. Так что еще не все потеряно. Например, можно добиться, как с юмором говорит О.Н.Смолин, наложения на этот закон моратория до 2112 года. А ведь у нас не за горами и социалистическая революция. Именно она – вот выход из тупика, в который загоняют будущее России!