Вредитель в системе образования
Учителя
– не шахтеры, но выброшенные на улицу 200 тысяч педагогов тоже могут
«взорваться».
Министр
Фурсенко решил сократить 200 тысяч школьных
педагогов. Глава минобрнауки объявил, что 1 миллион
200 тысяч учителей – это для России слишком много.
Впечатляет,
что свою новость главнокомандующий отечественным образованием выдал не
когда-нибудь, а именно в Год Учителя. Переизбыток педагогов в России, по мнению
министра, составляет 200 тысяч человек. Главный аргумент чиновника: в Европе на
одного учителя приходится 15 человек, а у нас 10. На Европу и нужно равняться.
Как
будут проводиться грядущие сокращения педагогического персонала, он пока еще не
знает. Зато уверен, что «этим людям сегодня есть куда идти». Заботливый министр
послал своих «лишних» подчиненных… в детсадики. По
мнению господина Фурсенко, там с распростертыми
объятиями ждут преподавателей и физики, и химии, и русского языка, и всех
остальных... Прежде, чем рубить с плеча, глава минобрнауки
должен бы был сначала задуматься о том, как скажется на судьбах двухсот тысяч
педагогов их перевод в «лишние люди». И на судьбе самой страны, первой в мире
запустившей человека в космос. Основания для подобного рода беспокойства
появились давно: когда-то самая читающая страна в мире уже получила миллионы
юных неучей, многие из которых так и не научились читать даже по слогам.
О том, чем может обернуться для России
неслыханное сокращение педагогического корпуса, корреспонденту Интернет-издания “Свободная пресса” рассказал президент
Всероссийского фонда образования доктор педагогических наук Сергей Комков.
«СП»: Сергей Константинович, у нас
действительно переизбыток учителей?
–
Какой там переизбыток! Это некорректный подсчет. Вот если бы считали количество
детей в классе на одного учителя!.. На самом деле в России огромная нехватка
учителей. Единой картины по стране нет, надо смотреть по регионам. В Москве,
например, не хватает учителей биологии, химии, но зато переизбыток учителей
иностранного языка.
Сейчас
как раз идет процесс тарификации во всех московских школах. Я только что
побывал в некоторых. В одной школе до сих пор нет учителя химии, в другой
отсутствует учитель географии, в третьей - учитель начальных классов... И никто
не знает, откуда взять педагогов. Переизбыток учителей в умах у чиновников
складывается из порочного процесса: в России ежегодно закрывается около 2 тысяч
школ.
«СП»:
Вы не ошиблись?
–
К сожалению, нет. Такого не было даже в годы Великой Отечественной войны. Даже
по официальной справке министерства образования, которое в 2009 году
представило на форум сельских поселений (он проходил в Орле, но представители минобра туда не явились) справку по сельским школам. Там
сказано: только с 2006 по 2009 годы по официальным данным в России было закрыто
3969 школ. А фактически даже больше. Так осуществляется принятая программа
реструктуризации (укрупнения) российских школ.
«СП»:
И кто авторы этой программы?
–
Американские советники, которые работают у нас на базе Высшей школы экономики.
Эта программа входила в общую программу модернизации российского образования,
которая создавалась в 1997-98 годах в Высшей школе экономики. И была принята
министерством образования России еще при тогдашнем министре господине
Филиппове. Вначале реструктуризация касалась только сельских школ, а сегодня
она уже дошла не только до средних городов, но даже и до мегаполисов. По данным
департамента образования, в Москве, например, в 2010-2011 годах планируется
закрыть 69 школ. Говорят, что не хватает денег. Мол, если в тех школах
недостаточно учеников, то давайте объединять с близлежащими.
Тем самым сократим расходы на учеников, фонд заработной платы, а учителей
отправим на улицу – пусть себе ищут работу.
В
последние 2-3 года у нас действительно идет спад количества учащихся – это
связано с демографической ямой, которая была создана в середине девяностых
годов. Но к концу девяностых и началу двухтысячных пошел рост рождаемости. И мы
тут же столкнулись с проблемой: теперь не хватает детских садов. Кстати, еще в
середине девяностых я просто замучился доказывать руководителям системы
образования, что они совершают преступления, продавая и передавая детсады не по
назначению. Мне тогда говорили: «Ну, зачем мы будем содержать эти объекты во
время демографического спада – они нам только убытки приносят». В итоге сегодня
мы имеем гигантскую очередь в детские сады. По стране по официальным данным в
миллион человек. В одной только Москве 30 тысяч. А фактически гораздо больше.
В
скором времени этот миллион детей, которые не могут попасть в садики, придет в
школу. И выяснится: и достаточного количества школ у нас тоже нет. И учителей
нет.
Между
прочим, учителя за один-два года не подготовить. А те,
кого сейчас уволят из системы
образования, назад в школу уже не вернутся. Да и обижены они будут не только на
систему, но и на всю страну. Если не погибнут в условиях дикого рынка, то
найдут себе приемлемую работу.
Кто-то подумает – нехватку учителей в
будущем восполнят педвузы. Для справки:, в последнее
время ежегодно идет сокращение приема в педвузы на 10%. Тоже говорят: нам
столько учителей не надо. Но при этом забывают, что в России продолжается рост
детской и подростковой преступности. От педагогов даже больше, чем от
милиционеров, зависит поведение школьников. Но начальство не желает этого
понимать.
«СП»: По вашим данным, сколько сегодня в
России неграмотных детей и тех, кто не ходит в школу?
– Около двух миллионов. Официальные цифры
ЮНЕСКО – 1 миллион 300 тысяч. А данные Генпрокуратуры на 2009 год – 1 миллион
800 тысяч человек. Это дети школьного возраста, которые не посещают школу –
бродяжничают, живут в неблагополучных семьях, отправлены родителями попрошайничать и воровать. Кроме того, каждый год у нас
закрываются тысячи школ – в основном, в небольших населенных пунктах. И
родители часто боятся посылать своего ребенка учиться в соседнее село. Потому
что у нас жуткие дороги, а в непогоду детей возить по ним просто опасно.
В прошлом году родители одного из поселков
Калининградской области устроили демонстрацию: не дадим возить детей в школу по
опасной трассе! Там зимой обледеневшая трасса превращается в дорогу смерти.
«СП»: Какой процент ВВП в России тратится
на образование?
– Около 3,5%. В странах Европы в среднем
расходуют 7-8% своего ВВП. Я часто бываю в Чехии – там расходуют 8,2%, кроме
того, у них есть так называемые развивающие предметы. Каждый ребенок во второй
половине дня обязан выбрать для себя и посещать один из таких предметов – музыку,
изобразительное искусство, иностранные языки, компьютерное программирование,
спорт и т.п. Такая же система действует и у американцев.(Еще
бы вспомнить и свою советскую практику – ред.). А Финляндия расходует и вовсе
16,4% своего ВВП на образование. В Японии на образование там расходуют 14% ВВП.
Более того, с 2010 года японцы приняли закон, и перешли к обязательному
всеобщему бесплатному высшему профессиональному образованию. Но больше
всех денег на образование тратит Южная Корея – там расходуют 23% своего ВВП.
Отсюда и ответ, почему Южная Корея, не имеющая ни нефти, ни газа, ни других
полезных ископаемых, заняла одно из самых ведущих мест в мире по экономическому
развитию.
«СП»: И при наших трех с половиной
процентах на образование еще говорят о необходимости экономить, сократить 200
тысяч учителей…
– Более того, у нас и нацпроект
«Образование» тоже идет под сокращение. В этом году на этот нацпроект
предлагается потратить в два раза меньше, чем в прошедшем. То, что делает
сегодня господин Фурсенко, направлено напрямую на
развал России и всей ее социальной сферы. Фурсенко –
вредитель в системе образования.
«СП»: Какие глобальные последствия можно
ожидать от сокращения 200 тысяч учителей?
– Подобные прецеденты в мире уже были. Например,
в 1967 году во Франции сократили около 3% педагогических работников. Это
кончилось тем, что все правительство генерала Де
Голля, который был так популярен во Франции, ушло в отставку. Начались массовые
волнения молодежи. Сами учителя большей частью тоже выходили на улицу, но в
основном протестовали их ученики-старшеклассники и студенты. Это были мощные
массовые выступления, сопровождавшиеся поджогами офисов и машин. В семидесятые
годы аналогичная ситуация была в Греции. Там тоже было сокращено около 3%
учителей и педагогических работников вузов и тоже в целях экономии. Это привело
к отставке греческого правительства. Кстати, в Греции в последние два года
из-за тяжелого экономического положения начали увольнять работников социальной
сферы и, в первую очередь, учителей – около 2,5%. Это привело к политическому
кризису.
На селе сокращение уже давно
идет. Но сегодня объявлена реструктуризация и всех городских школ. Наши
реформаторы не хотят понимать: если в Европе в классе сидит 15 человек, у нас
доходит до 40. Но за счет большого количества малокомплектных школ у нас
итоговая пропорция получается меньше, чем в Европе. Между тем, в России,
многонациональной и многоукладной стране с огромными территориями и особой
структурой, где один регион не похож на другой, без малокомплектных школ никак
нельзя. Без них страна просто не сможет жить. А реформаторы уверены: вот
сократим малокомплектные школы и добьемся соотношения как в Европе. Это просто
тупое непонимание ситуации и отсутствие здравого смысла.
«СП»: Почему министр
вбросил эту мысль именно сейчас?
– Потому что, несмотря на все заверения
руководителей, из кризиса мы пока не вышли, еще только затягиваемся туда.
Экономическая ситуация в стране очень тяжелая, в регионах ресурсов нет. А тут
еще природные катаклизмы прошедшего лета – деньги надо вкладывать в сельское
хозяйство, строительство жилья для пострадавших и т.д. Деньги, которые
выручаются от перекачки нефти, оседают в том самом фонде, про который никто
ничего не знает. Вот он и вбросил идею: «Переизбыток!..» И теперь начнется
поголовное бездумное сокращение учебных заведений и кадров.
Глупость про использоавние
уволенных педагогов в детских садах лишний раз доказывает, что Фурсенко очень далек от системы образования. Он не понимает,
как складываются педагогические процессы. Никогда в жизни (или очень редко –
ред.) учитель средней школы, имеющий особый взгляд на воспитание и образование,
не пойдет работать в детсад. А если даже и пойдет, то от него там будет больше
бед, чем пользы. Учителя, с которыми я уже успел пообщаться, говорят так:
«Зачем нас тогда учили и мы столько лет над собой работали?»
А московские власти озвучили вообще бредовую идею:
давайте, мол, в закрытых школах будем размещать детские сады. Но это тоже абсурд!
Сначала уничтожали детсады, теперь в закрытых школах будут открывать. А когда
число школьников вновь увеличится – опять придется разгонять детсады и вновь
создавать там школы? Все это говорит об одном: в системе образования сегодня
орудуют некомпетентные и далекие от проблем образования люди.
«СП»: Может, элите российская школа
вообще не нужна?
– Они уже давно обосновались за рубежом.
У них там и деньги лежат, и интересы. Россия для них просто источник
выколачивания денег.
«СП»: Какие последствия вы ожидаете от
нынешних реформ российского образования?
– Нас ожидает снижение общего уровня
образования и образованности наших детей. Если раньше по уровню образования мы
входили в тройку ведущих стран, то сегодня мы уже занимаем только 27-ю позицию.
А лет через пять мы вообще выйдем за пределы трех десятков. Это приведет к
резкому снижению уровня экономического развития страны. Основная часть
населения превратится в бездумных исполнителей. А большая часть подрастающего
поколения еще больше будет вовлечена в пьянство, наркоманию, проституцию,
преступный бизнес и иные пороки. В итоге Россия будет превращаться в
полицейское государство. Поскольку только полицейские меры будут способны
решать проблемы. А в последствии нам будет уготована роль резервной территории
для более мощных и развитых стран.
А. Данилкин
От редакции. Если народ не
решит этот вопрос по своему, в интересах будущего
своих детей.