От
тюремных застенков царизма
до великих свершений большевизма
Глеб Максимилианович Кржижановский
Глеб Максимилиамнович
Кржижановский (январь1872,
Самара — март 1959, Москва) — деятель революционного движения в
России, советский государственный и партийный деятель; учёный-энергетик,
академик и вице-президент АН СССР, литератор; советский экономист и экономико-географ, Герой Социалистического Труда, член ЦИК
СССР 1 — 7 созывов, депутат Верховного Совета СССР 1 созыва, член ЦК ВКП(б) (1903—1905, 1924—1939).
Родился в семье интеллигента. (Его дед был
декабристом, отбывал ссылку в Тобольске, где и умер). С тринадцати лет начал
подрабатывать уроками. Лично познакомившись с революционными народниками, в
1891 вступил в марксистский кружок студентов-технологов, известный под
названием группы Бруснева. Человеком, приведшим его в
кружок, был Л. Б. Красин. Читал лекции по марксизму рабочим из брусневской группы. В 1893 году познакомился с
В. И. Лениным и участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение
рабочего класса».
В
ночь с 8 на 9 декабря
В
Бутырской тюрьме и сибирской ссылке создал известные песни революционного
подполья (автор русского текста — переработка польских революционных
песен):
«Красное
знамя»,
«Варшавянка»
(«Вихри враждебные веют над нами»),
«Слезами
залит мир безбрежный»,
«Беснуйтесь,
тираны».
В пересыльных тюрьмах и ссылке в Восточную
Сибирь провел до 1900 года
С
1902 руководил «искровским центром» в Самаре, где работал в ж.-д.
депо. Входил в Организационный комитет по созыву II съезда РСДРП
в 1903 году, на котором заочно был избран членом ЦК партии. Участвовал в
подготовке III съезда партии РСДРП.
В
1905-1906 — бежал в Санкт-Петербург, жил в
подполье, изготавливал бомбы для боевой организации большевиков. Участник
Революции 1905—07г.г. В октябре
В
1907—1909 — монтер, инженер, заведующий кабельной сетью «Общества
электрического освещения
С
1910—1912 заведовал в Москве кабельной электросетью. В 1910-х годах руководил
строительством электростанций в Подмосковье, выдвинул идею строительства ГЭС
под Саратовом (1913). Участвовал в проектировании и строительстве первой в
России районной электроцентрали — электростанции на торфе
«Электропередача» и в 1912—1922г.г. был её руководителем.
После
Октябрьской революции работал над восстановлением и развитием энергохозяйства
Москвы.
С
1919 председатель Главэлектро ВСНХ, проектировал
Волжскую ГЭС. 26 декабря — историческая беседа с В. И. Лениным
об электрификации страны.
В
феврале
В
плане ГОЭЛРО были блестяще воплощены принципы взаимосвязанности всех звеньев
энергетического хозяйства, оптимизации баланса производства и потребления
различных видов энергии в сочетании с возможностями добычи энергетических
ресурсов.
Основная
научная концепция плана ГОЭЛРО состояла в рассмотрении народного хозяйства как
целостной системы, ключевым звеном развития которой является электрификация
страны. Точно так же энергетика страны рассматривалась как единая развивающаяся
система, объединяющая производство, передачу, распределение и использование
электрической и тепловой энергии и энергетических ресурсов. План ГОЭЛРО был
планом не только энергетики и электрификации, но и первым в мире планом
комплексного развития народного хозяйства.
В
И еще раз о торфе и не только
В
книге В.Красильщикова из серии «Пламенные
революционеры» о Г.М.Кржижановском, революционере и создетеле
плана ГОЭЛРО, не обйден вниманием и вопрос о первых
электростанциях, работавших на торфе. Приводим небольшие отрывки из книги.
1911
год.
Московская
электрическая станция работала на нефти. И когда Классон
узнал, что неподалеку продается богатое торфяное болото, он решил строить там районую станцию, постарался привлечь иностранные капиталы.
Работали до упаду в
буквальном смысле слова – пока не валились с ног. И все равно не избежали
ошибок и упущений. Да и не мудрено: ни Классон, ни
Кржижановский не сталкивались прежде с торфом. Особенно ощутимым оказался
просчет в смете: ведь в таких заброшенных местах нужно строить не только жилые
дома, но и школы, больницы, склады, бани – в общем
целые города….
Классон тогда не опустил рук…
Через
одиннадцать месяцев после закладки были пущены первый котел и первая турбина.
«Электропередача» дала энергию собственным торфяным промыслам – новым
элеваторным машинам. Немецкие мастера приезжали только монтировать турбины, все
остальное сделали русские рабочие, подготовленные на Московской станции.
Но
самое трудное ожидало впереди – прокладка линии к Москве… За
право прохода воздушной линии над обочиной шоссе земство захотело получить в
будущем всю электрическую станцию. То–же самое
потребовали городская управа – за ввод энергии в Москву да еще Богородск – за пропуск подвесных кабелей над его
территорией. Нет, это не дурной анекдот. Это будни дореволюционного
электрификатора: за линию от станции к потребителю отдай три станции!
Одновременно началась травля общества «Электропередача» в газетах и журналах.
Вся
эта агитационная кампания обернулась неожиданным курьезом, еще раз подтвердив
справедливость пословицы: «Нет худа без добра».
Общество стали осаждать владельцы гиблых мест,
желавшие продать их. Благодаря этому вскоре на стол перед Глебом
Максимилиановичем легла точнейшая и подробнейшая карта торфяных угодий под
Москвой и в соседних с ней губерниях – куда точнее и подробнее официально
изданной!
Но…
влиятельные земцы и городские тузы продолжали мешать. Под разными предлогами, а
на самом деле из-за того, что централизованная подача энергии ущемила бы
интересы владельцев мелких станций, торговцев керосином и иных прочих
торговцев, земство запрещало освещать деревни, приказывало сносить уже врытые
столбы. Обходная трасса вышла изломанной, длинноватой.
Но
– вышла!
Усилия
Московской и районной станций слились словно две реки
– зародилась первая объединенная электрическая система – маленький
прообраз будущих производительных сил, далеко не желанный для любых хозяев и
хозяйчиков гость из социалистического завтра…
(Не
простой была и в дальнейшем работа, как по внедрение в практику оптимальных
способов добычи торфа, так и вообще – по внедрению идеи электрификации страны –
ред.).
Но…
28 октября
Тридцатого
октября Совет Народных Комиссаров создает специальное Управление по делам
гидроторфа во главе с Классоном.
7
ноября – начинается штурм Перекопа.
9
ноября на пленуме ЦК РКП(б) Ленин предлагает поручить
Г.М. Кржижановскому готовить доклад «Об электрификации России» к Восьмому
съезду Советов.
Двенадцатого
ноября – приказ Врангеля об эвакуации. Роспуск врангелевской
армии.
14-го
– торжественное открытие электростанции в деревне Кашино.
15-го
– взятие красными войсками Симферополя, Севастополя и Феодосии. Бегство
Врангеля из Крыма.
Глеб Максимилианович, гонясь за журавлем, не
забывал и о синице: худо ли хорошо ли – на дровах, на мазуте, на остатках
смазочных масел – действовала Московская станция.
На «Электропередаче» работали все три
агрегата – пятнадцать тысяч киловатт. Прибавим силу переоборудованных на торф и
дрова станций Глуховской мануфактуры в Богородске, Франко-русского общества в Павлово-Посаде
и Орехово-Зуевской.
Не забыли и о невиданных доселе запасах
торфа, добытого гидравлическим способом… Словом, Москва встречала зиму с
солидной электрической поддержкой.
Под Питером, на станции Уткина Заводь
устанавливали котлы и турбины. Строились гиганты Каширы, Шатуры, Волхова.
Одна за другой вспыхивали чудо-лампочки на потонувших во тьме просторах России – в
селе Ярополец, в деревнях Лотошино,
Шаховская, Монасенко, Бурцево, наконец, Кашино.
Работа продолжается, несмотря на огромные
трудности Советской власти в годы ее становления. Уже в 1922 году в болотах
Шатуры успешно испробуется новейший торфонасос
системы Классона. Заменяются и усовершенствуются
котлы, и в них куски торфа горят безотказно. Опытная Шатурка
не просто дымит на все пять тысяч киловатт – она становится своего рода
лабораторией новой техники. Испытанные здесь топки Макарьева полностью решают
проблему сжигания торфа, признаются образцовыми и у нас, и за рубежом,
позволяют строить на торфяных массивах крупные районные станции.
Этот рассказ – лишь малое звенышко в цепи великих дел пролетарского государства. Но на страницах той же книги В.И.Ленин говорит: “Здесь начинается новая цивилизация. Наверное, нашим потомкам, и не столь отдаленным, Каширка покажется таким же примитивом, каким каменное тесло кажется нам рядом с экскаватором. Но не будь тесла, не было бы экскаватора. Не было бы нас самих… До чего же талантлив наш так называемый «простой мужик»! Как изумительно талантливы инженеры, которых удалось привлечь.! Никому в голову не приходило поставить деревянные опоры под линию в сто десять тысяч вольт. А нашим – пришло”. “А Глеб Максимилианович улыбнулся, подумав, что к самому Ильичу, по справедливости, подойдет та же аттестация. Ведь никому в голову не пришло, что Россию, лапотную, домотканую, деревянную, можно сделать электрической, а ему пришло”…