Из Заявления

учредительной конференции профсоюза работников

промышленных, бюджетных отраслей и сферы услуг

о репрессиях в отношении рабочих активистов

 

В осенние месяцы 2010 года, в период подготовки властями страны к саммиту глав государств ОБСЕ, в стране усилились политические репрессии в отношении независимой прессы, активистов общественных объединений и в особенности в отношении деятелей независимых профсоюзов и организаций, защищающих права рабочих. Особенно сильный прессинг спецслужб коснулся нефтяников Жанаозеня. Так, несколько десятков активистов независимых профсоюзов и участников мартовской забастовки были избиты неизвестными, а на деятеля профсоюза управления № 2 по обслуживанию скважин производственного филиала «Озеньмунайгаз» Совета Токенова 31 октября было совершено покушение.

Участились случаи фабрикации уголовных дел в отношении рабочих активистов и общественных деятелей, помогающих трудящимся в отстаивании их прав. Так, еще в мае был арестован, а затем в июле осужден на два года заключения известный организатор независимых профсоюзов в Атюбинской области и политик Айдос Садыков, а в октябре лидеру мартовской забастовки жанаозеньских нефтяников Тагану Кашанову подбросили наркотики. В результате последней провокации восемь тысяч рабочих остановили работу и в течение пяти дней добивались освобождения своего товарища, пока власти не выпустили Тагана под домашний арест. В итоге профсоюзник осужден на один год условно, но борьба за его оправдание еще продолжается. Участники профсоюзной конференции считают, что такие события как избиения, запугивания, попытки убийств и фабрикации уголовных дел – есть попытка властей уничтожить организации нефтяников, навести страх на коллективы и нейтрализовать лидеров.

Аналогичная кампания террора и запугивания развязана властями Карагандинской области в отношении деятелей объединения «Шахтерская семья». В отношении лидера организации Натальи Томиловой совершались провокации, была объявлена информационная война в прессе, а на ее детей и близких оказывалось постоянное давление. В сентябре был взорван автомобиль заместителя председателя данного движения Тахира Мухамедзянова. Самого шахтера попытались вдобавок принудительно с помощью полиции поместить в психиатрическую лечебницу, а на данный момент лишают последнего жилья. Также под давлением властей без офисного помещения может остаться и само объединение.

Другим способом подавления рабочих выступлений стало использование властями и работодателями практики организации судебных процессов против трудовых коллективов «за организацию незаконной забастовки», в результате чего десятки активистов оказались уволенными. Китайская компания СНПС «Актобемунайгаз» не только уволила лидеров независимого профсоюза «Назарлык» Карлыбая Толыбаева, Серика Битикбаева и Косаина Кулмуратова, но и подала иск на возмещение ущерба, понесенного в результате забастовки, который был оценен работодателем в миллион тенге. Подобная политика работодателей, поддерживаемых властями, достойна лишь активного сопротивления и организации полномасштабных кампаний протеста по всему Казахстану и с привлечением международных профсоюзов.

Далее в Заявлении участники Конференции потребовали немедленного освобождения арестованных товарищей, прекращения преследования активистов, расследования противоправных действий, самоуправства и актов терроризма в отношении рабочих и социальных лидеров, восстановления на работе товарищей, уволенных за «незаконные забастовки», применение мер вплоть до национализации китайской компании СНПС «Актобемунайгаз».

Принято на учредительной конференции

Алма-Ата,  27 ноября 2010 года