Все расходы – чужие, все доходы – мои

 

 

Культуролог, доктор искусствоведения Алексей ЛЕБЕДЕВ дал интервью корреспонленту «Новой газеты» в связи с обсуждением закона об отчуждении памятников истории и культуры в пользу религиозных организаций (приведено в сокращении).

А.Л. С уходом советской власти и образованием Российской Федерации на церковь сделали ставку. С ее помощью государство уже два десятилетия пытается залатать дыру, образовавшуюся на месте утраченной идеологии. Это парадоксальный поворот отечественной истории. Страна, которая объявила главным национальным приоритетом модернизацию, пытается найти идеологическую опору в организации и религии, которую на всех европейских языках называют ортодоксальной.

Кор. Заведомый консерватизм религиозной организации — это понятно. Тем не менее, она добровольно принимает такое приглашение к сотрудничеству?

А.Л.. Несомненно. Другой вопрос, насколько она способна в этом помочь. Ведь власть права в том смысле, что новая эпоха требует новой мифологии. Например, страна взяла курс на нанотехнологии. Понять, что это такое, способны три с половиной специалиста, а потому для поддержки нового государственного начинания была бы уместна раскрутка какого-нибудь техноцентрического мифа. Что-нибудь про всепобеждающую инженерную мысль. А-ля «Таинственный остров» Жюля Верна. Вместо этого предпринимается попытка двигаться в сторону нанотехнологий на телеге, осеняя себя крестным знаменем. Затея абсолютно безнадежная, но выгоду из нее извлечь РПЦ может и успешно это делает. У церкви, как у любой другой организации, есть свои вполне земные нужды, а благодаря новым политическим веяниям, она получила беспрецедентную возможность получить большой кусок национального пирога.

Кор. В чем при этом состоят претензии церковной организации?

А.Л. Сейчас основной ее интерес — земля и недвижимость. И надо сказать, что РПЦ не скрывает вполне земного, материального характера своих претензий: «Представьте себе, насколько сегодня уже стало трудно — даже за деньги — найти в центре Москвы земельный участок под строительство офисов или элитного жилья. Таких свободных участков ни у кого уже нет. А у церкви такие участки есть. И в этом шанс для наших перспективных проектов. В настоящее время «в разработке» находится более ста адресов по Москве. Программа восстановления патриарших подворий в столице предусматривает под церковным патронатом и частично на базе объектов недвижимости РПЦ строительство коммерческих объектов — офисных, торговых и жилых комплексов» (Ю. Шпаков «С небес на элитные участки».«Время новостей», 7.02.2007).

Стоит ли удивляться, что теперь РПЦ не особо интересуется полуразрушенными сельскими храмами. Их низкая инвестиционная привлекательность совершенно очевидна. Куда интереснее разобраться с тем, где в этой стране самая дорогая земля и недвижимость. Ответ известен: в исторических центрах городов…

Интересно, что, получая в свое распоряжение крупные объекты недвижимости, церковь не всегда торопится брать на себя их содержание. Например, храм Христа Спасителя. Там изредка проводятся богослужения, а в основном это здание полифункционального назначения: гаражи, банкетные залы, залы для конференций и так далее. Содержат все это москвичи на свои налоги, а доходы получает церковь. Для Московской патриархии это идеальное положение вещей, и она не горит желанием его менять, получив объект в собственность. Ситуация «безвозмездного вечного пользования» куда выгоднее. Золотой сон бизнесмена: все расходы чужие, все доходы — мои..

Кор. Однако, увеличивая таким образом свой «удельный вес», церковь постепенно увеличивает и свое политическое влияние, и появляется риск  клерикального переворота. Почему власть этого не видит?

А.Л. Я не думаю, что власть этого не видит. Полагаю, она все прекрасно видит, но считает, что таким образом расплачивается за оказываемую ей услугу по формированию национальной идеи. Просто пока не осознала, что услуга получается медвежьей.

НГ №132, 24.11.10