Дрейф в нужном направлении?

 

Состояние искусства многие годы огорчает нас, тех, кто ждет от искусства и правдивого отображения происходящей в стране трагедии, и даже роли впередсмотрящего, как это бывало на протяжении всей истории страны и мира. Великие прогрессивные изменения всегда психологически подготавливались произведениями лучших писателей и поэтов, а каждому революционному изменению или подвигу народа сопутствовали и великие произведения, и прекрасные песни.

Но ему, искусству, наверное, надо не только накопить какой-то багаж знаний, но и прийти к пониманию происходящего, чтобы воплотить это понимание в образы, которые своим эмоциональным воздействием смогут помочь искусству сыграть ту роль, которую ждут он него народы.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на два фильма, которые нам подарили два последних десятилетия: «Ворошиловский стрелок», реж. Станислав Говорухин (1999г.) и «Егорушка», реж. Александр Кулямин (2010 г.). В последнем ветераны-танкисты (актеры Юрий Назаров и Лев Дуров) «оживляют» музейный Т-34, на котором они в 1941 г. били фашистов, и с его помощью пытаются наказать мошенников-аферистов от власти, которые обманывают жителей их города.

Фильмы разные и по жанру и, скорее, по серьезности отношения, на которое авторы настраивают зрителя. Если «Ворошиловский стрелок» наполнен действительной горечью, обосновывающей расплату, то в Егорушке есть некоторая комедийность, несколько снижающая реальный драматизм событий и серьезность отношения к ним. Но думается мне, что к этому приводит своего рода «стеснительность» автора, поскольку об этом еще мало кто говорит в обществе. Однако это, без сомнения, своего рода свидетельство тому, что в воздухе носится идея необходимости противодействовать нынешним мерзостям капиталистического бытия с оружием в руках. Как говорил первый политзаключенный современной России Андрей Соколов: «Наши власти не слышат ничего, тише взрыва» (или в привязке к фильму Егорушка – тише танкового залпа).

И огромное значение этих фильмов в том, что их вполне обоснованно можно рассматривать как символ последнего времени, в котором народ уже подходит к мысли о необходимости сопротивления с оружием в руках. А что авторы еще «стесняются» - ну, это, думаю, уйдет по мере сближения понимания ситуации авторами и зрителями.

Примерно об этом говорит и один из комментариев в Интернете по поводу этого фильма:

Знаете, это на редкость правильный фильм. Я бы даже больше сказал — опасный он. Хотя с виду — то ли обычная драма, то ли немного странная комедия. На месте нынешней власти я бы опасался такие фильмы в эфир ставить. Не ровен час, и правда «Егорушки» съедут с пьедесталов, да старые солдаты вспомнят слова когда-то давно данной присяги: «Защищать Родину от врагов внешних и внутренних». Последних больно уж много развелось.

Пожелаем же деятелям искусства, нашим деятелям искусства, дальнейшего сближения со своим народом. Пожелаем же нам, нашему народу, принять рекомендуемые искусством средства борьбы – на вооружение.

Н.Глаголева