Что всплывает на политическую поверхность

 

Господин Прохоров – довольно известная личность не только в России, но и за рубежом.

По версии журнала Forbes, Михаил Прохоров занимает третью строчку рейтинга самых богатых людей России – его состояние оценивается в 18 млрд. долларов США.

Среди основных активов, контролируемых Прохоровым (на декабрь 2010 года), — крупные доли в сырьевых компаниях US Rusal, «Полюс Золото», «Интергео», энергетической компании «Квадра» и др.

В последнее время он получил известность и как председатель Комитета РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), в качестве которого он постоянно выступает с инициативами внесения изменений в трудовое законодательство России, в частности, в Трудовой Кодекс.

Что же подвигло господина Прохорова хлопотать об изменении трудового законодательства? Какая ему, вместе с остальными работодателями, в этом необходимость?

Может быть, забота о тех 8 миллионах работников, которые, согласно заявлению все того же Прохорова в его интернет-блоге, ждут данных изменений и чуть ли не сами попросили об этом?

Или же здесь стремление с помощью нового трудового законодательства «построить современное инновационное общество»?

Подобное как раз и можно было услышать во вступительном слове Прохорова на заседании Комитета РСПП, посвященном вопросам реформирования трудового законодательства, прошедшего 7 апреля текущего года.

«В этом году отмечается 150-летие отмены крепостного права, а в следующем году – 90-летие НЭПа», – так начал свое выступление Прохоров. – «И 150 лет назад, и 90 лет назад, и сегодня Россия стоит перед выбором – как обеспечить развитие нового технологического уклада, где взять тех, кто станет движущей силой нового уклада в экономике. Как и тогда, сейчас страна стоит перед необходимостью отказаться от значительной части прежней мифологии»…

Что же Прохоров понимает под прежней мифологией, которую необходимо сегодня отвергнуть?

Оказывается, он ведет речь о советском трудовом законодательстве, которое, по мнению олигарха, создавалось не «для целей развития, а для целей фиксации прав и обязанностей в условиях советской плановой экономики».

Да, Трудовой Кодекс в условиях построения социалистической экономики отражал интересы этой экономики и тех производственных и общественных отношений, целью которых  было не извлечение прибыли, а удовлетворение тех или иных человеческих потребностей, как материальных, так и духовных. Насколько удавалось социалистической экономике обеспечивать эти потребности – это другой вопрос. Здесь важен сам принцип производственных отношений.

Но Прохоров лукавит, когда говорит, что пересмотр ТК – «должен иметь своей целью не улучшение положения категорий работодателей или работников, а формирование такой среды, которая бы создала наилучшие условия для развития страны». При этом он заявляет, что не понимает страхов противников изменения трудового законодательства о чрезмерной эксплуатации рабочего класса.

Получается, что введение 60-ти часовой рабочей недели не является увеличением эксплуатации? А повышение устойчивости предприятия в условиях нестабильной экономики, это как? Устойчивость будет повышаться за счет кого? И главное – в чьих интересах?

Мы видели в 2007-2008 годах, как устойчивость банков и промышленных и нефтяных монополистов повышалась за счет казны государства, а людей выкидывали с работы под разными предлогами, стараясь не платить им компенсационных выплат, предусмотренных даже нынешним Трудовым Кодексом, который, по словам олигарха, копирует советский ТК.

Да, конечно, Прохоров прав в том, что уже сейчас многие работники вкалывают по 60 часов в неделю и не ропщут, а даже, наоборот, просят это закрепить законодательно. А куда же им деваться, сердешным, если за 48-часовую работу им платят столько, что невозможно позволить себе удовлетворение даже элементарных человеческих потребностей.

А тут еще культивируют так называемую «американскую мечту»: работаешь много – получаешь больше – потребляешь больше, значит нужно работать еще больше, – получается замкнутый круг. Человеку очень трудно вырваться из этой навязанной, сугубо потребительской, среды, которую как раз и хотят закрепить прохоровы. Человеку уже некогда размышлять, анализировать, и тогда логично становятся нормой 60-ти часовая рабочая неделя, несвоевременная выплата зарплаты, ущемление социальных гарантий.

Прохоров заявил в своем вступительном слове: «Мы не стремимся написать свой ТК – ТК работодателей. Мы стремимся сделать первый шаг к тому, чтобы начать эту работу. … Пусть не все наши идеи и предложения будут одинаково позитивно восприняты и поддержаны обществом – для того и нужен диалог, чтобы в итоге найти решение, которое поможет стране сделать шаг вперед. Позволит снова, как и 150 лет назад, раскрепостить работника».

Хотелось бы посмотреть на господина Прохорова, раскрепощенного 150 лет назад и попавшего на какой-нибудь сахарный завод Киевского округа.

Как пишет в своем сочинении К.А. Пажитнов (Положение рабочего класса в России, 1906 год), этап развития капиталистических отношений до середины 1880-х годов «характеризовался тем, что не только исключительно низко оплачивался вообще труд человека, но и право рабочего на свой полный заработок признавалось предпринимателем с большими ограничениями, т.е. под непременным условием его дальнейшей эксплуатации. До закона 1886 г., регулировавшего взаимные отношения сторон, «у большинства промышленных рабочих, – говорит фабричный инспектор Янжул, – плата заработанных денег производилась, когда хозяин пожелает и имеет нужные для этого деньги. Другими словами, рабочие ссужали капиталистам беспроцентно более-менее значительную часть своей заработной платы, а те на эти деньги совершали торгово-промышленные операции уже с наложением процентов. Это явление по своей распространенности являлось общим и составляло одну из характерных черт периода так называемых «патриархальных отношений».

Согласитесь, подобное мы сплошь и рядом наблюдаем сегодня.  Да, условия труда, безусловно, изменились, но отношение к работнику сегодня практически такое же. Несвоевременность выплаты заработной платы – это один из способов обогащения в условиях рыночного хозяйства. Это порождение как раз той среды, которую хочет законодательно усилить Прохоров.

А завершил Прохоров свое вступительное слово так: «Сильная страна – это страна, где живет много самостоятельных и богатых людей. Я в это верю. Давайте позволим людям стать богатыми!»

Ну что ж, по версии журнала Forbes в России за 2010 год долларовых миллиардеров стало почти вдвое больше. Не им ли Прохоров хочет позволить стать еще богаче? А новый Трудовой Кодекс будет для них той самой удочкой, на которую ссылается Прохоров, вспоминая притчу «о том, что лучше – дать бедняку рыбу, чтобы он утолил свой голод, или удочку для того, чтобы он мог самостоятельно кормить себя». Только в роли ловца здесь подразумевается класс буржуазии, а в роли улова сверхэксплуатируемые работники.

Роман Катковский

 От редакции. Прохоров – наживший богатства за счет трудолюбивого и совестливого народа нашего, демонстрирует полное к нему, народу, пренебрежение. Об этом говорят и его “инициативы” по Трудовому законодательству, и подлое отношение к нам, нашей культуре и нашему языку, ибо уверен этот буржуй, что, смущенно похихикивая, проглотим мы подброшенный им автомобильно-матерный “неологизм” и позволим сделать его обычно употребляемым в нашей речи.

Судя по всему, мерзостное явление нам этого наглого буржуина – еще один проект заигравшегося Кремля. О том свидетельствует, например, признание праводельцев (из материалов Википедии): «Представители партии («Правое дело») не отрицают, что она была создана при участии Кремля... В апреле 2010 года сами лидеры партии подтверждали, что даже лидера партии согласуют именно в Кремле: «Нам нужен главнокомандующий и обоз с провиантом, вот когда Дмитрий Медведев решит, кого из своих соратников нам делегировать, тогда и будет съезд», — заявил член политсовета партии Борис Надеждин.

Вот теперь, после удачной проделки с обманом народа “идеей” сколковского проекта, очевидно, президент решил, что под стать ему (проекту) будет и проект с Прохоровым-праводельцем.

Об отношении же народа ко всем этим уничижительным для него проделкам, от души говорят в интернете. Один из пользователей без обиняков заявляет: “Сколково – не только паранойя, это – апофеоз маразма, возведенного в ранг государственной политики. Нас с вами за интеллектуально неполноценных и за безответное быдло держат. Подобного хамского отношения к гражданам страны история ещё не знала”.

А другой – вторит ему, очевидно не случайно связывая имена президента и его протеже: “Как показывает практика – технические идеи, так или иначе, продадут за рубеж. Там и будут осваивать. И внедрять. А нам в тридорога будут продавать из-за бугра уже готовый продукт. Мы это наблюдали, и наблюдаем, по сей день. Продавали идеи раньше сами разработчики и как всегда за бесценок. Теперь их будет продавать шеф Сколково. Горбатьтесь, так же как на Прохорова в шахтах. Получите копейки. А шеф – в Куршавель!”

Пора делать выводы и принимать наши, трудового народа, решения!