Бесчестность и невежество по-прежнему рулят

 

17 июня самый популярный персонаж российских теленовостей осчастливил общественность практическим содержанием того, что в определенных кругах именуется «модернизацией России». Купаясь в лучах внимания к своей незаурядной персоне, оратор прямым текстом выдал то, о чем многие давно догадывались, но не рисковали произносить вслух.

Но сначала два слова о самом мероприятии. Конечно, очень много шума. Новостные программы просто распирает от происходящего в Питере: ни дать, ни взять – историческое событие мирового масштаба. Столько-то приглашенных, столько-то инвесторов, элита оттуда, элита отсюда… Аж дух захватывает! Все это сборище заранее объявлялось «главным экономическим событием года» (не понял только – главным в РФ или вообще для всего «цивилизованного человечества»). По старой привычке думается, что подобной квалификации заслуживает, например, небывалый урожай или открытие стратегической транспортной магистрали, сдача под ключ промышленного гиганта или уж на худой конец снижение инфляции вдвое. Нет, куда там. Позаседать перед телекамерами в окружении мировой элиты: испанца Сапатеры, ведущего в Мадриде и Барселоне уличные бои с населением, прижатым не по-детски антикризисными мерами, и президентом Финляндии – вот вам основное экономическое событие!

Скажут: дремучие совки, не сечете главного – в кулуарах-то договоры подписывают, да не простые, а на миллиарды! Вот оно – счастье России, измеряемое в инвестициях! 

Ну да, так и сообщалось 15 июня «Вестями»: «Судя по прошлому году, который принес 47 соглашений на внушительные 338 миллиардов рублей, этот форум собирается побить рекорд, в том числе по количеству и статусу участников». А вот сообщение с новостной ленты 18 июня: «В рамках экономического форума в Санкт-Петербурге, который проходил 16-18 июня, было заключено более 50 соглашений на сумму около 200 миллиардов рублей». Ай-яй-яй, как же это? Выходит – откровенный провал «основного экономического события»? Да ничуть! «Форум в целом состоялся, прошел успешно», – отметила Набиуллина, добавив, что официальная часть форума закончена, но еще идет подписание соглашений».

Это измерение экономических достижений в тоннах рублей и долларов нынешними РФ-ийскими «вождями» подчас толкает их на сенсационные заявления. Например, из президентской речи можно узнать, что за 20 лет существования «новой России» «удвоилось реальное потребление российских семей». В чем, спросите, он считал? Пришибленный и усталый Сапатера заявляет с трибуны, что кризис учит: мерять экономику объемами кредитных вливаний – порочная практика, производство твердо должно стоять на своих ногах. Следуя этой логике, необходима система, которая оградила бы производственный капитал от безудержных финансовых спекуляций (читай: мощные госрегулирование и протекционизм). Ему вторит председатель КНР Ху Цзиньтао, четко указывающий на источник реальной угрозы: «Нам необходимо укрепить экономику в глобальном масштабе и ускорить реформирование мировой финансовой системы».

Что же говорит Медведев? «Государству всё еще принадлежит большая часть экономических активов: от предприятий до земельных ресурсов, – но и на все остальные активы продолжает оказывать определяющее воздействие избыточная система регулирования государства в подконтрольных ему сферах, прежде всего в естественных монополиях… Как результат – доминирование подконтрольных государству компаний в значительной части отраслей, низкая предпринимательская и инвестиционная активность в этих сферах, в конечном итоге угроза потери конкурентоспособности российской экономики в целом, которую не предотвратят и ласкающие слух некоторых экспертов плановые пятилетки. Подобная экономическая модель представляет опасность для будущего страны».

Узнаете риторику Гайдара-Немцова образца 90-х? В том же Китае доля произведенного в госсекторе превышает 40%, при том, что зарплаты в нем вдвое выше, чем на частных предприятиях. Судя по словам Медведева, Китай ждет печальный конец.

«Пятилетки», «контроль за ценами», «позиции государства в экономике» – это для «модернизаторов» синоним коммунизма. Какой же выход? Очевидный: все продать и поскорее! «Государству не нужны столь большие объёмы собственности, Правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний. Реализация этих планов, безусловно, необходима. Но эти планы слишком скромны. Считаю обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности».

Но медведевцы мыслят еще глубже: если так вредна централизация в экономике, то еще вреднее централизация в управлении. «В современном мире невозможно управлять страной из одной точки, тем более когда речь идёт о такой стране, как Россия… Это плохо, это означает, что систему нужно менять. В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений. Убеждён, что такие решения будут в большей мере отвечать и потребностям перспективной структуры российской экономики».

Озвученная сановным гражданином программа может быть однозначно охарактеризована двумя словами – «рыночный фундаментализм». Перед Россией во весь рост встает перспектива пройти до конца по пути, которым ее вели шустрые монетаристы в начале 90-х, но триумфальное шествие по которому закономерно пресеклось кризисом 98-го года и полным развалом финансово-экономической системы в начале 2000-х. Госкаповские коррективы, которые было вынуждено внести трезвое крыло грабящей страну капиталистической «элиты», позволило на фоне удачной нефтяной коньюнктуры добиться некоторой стабилизации. С другой стороны, кажется, уже всем стало очевидно, что только такой путь и может на какое-то время удержать страну от экономического и политического краха. Хреновый, конечно, для трудящихся выбор: кормить иностранных буржуев-грабителей или своих, – такую цену сегодня приходится платить за безучастное равнодушие, когда на наших глазах убивали СССР. И разница тут одна: национальная буржуазия заинтересована в том или ином бытии тяглового скота, западники же умело и сразу выжимают из него все и без остатка.

«Я бы хотел заявить здесь предельно чётко, что мы не строим государственный капитализм, – вещает до краев наполненная самодовольством персона. – Да, у нас был этап развития, связанный с усилением роли государства в экономике, он был, по сути, неизбежен и во многом в определённый период необходим. Важно было стабилизировать ситуацию после хаоса 90-х годов и навести просто элементарный порядок. Однако теперь потенциал этого пути исчерпан, эффективность – впрочем, достаточно условная – такой экономической модели очень сильно зависит от конъюнктуры и часто ведёт к непродуманным, судорожным шагам, решающим лишь одну задачу: сохранить то, что существует, и почти всегда вне зависимости от эффективности подобного наследства».

Словно в гроб гвозди заколачивает. При этом ни данный субъект, ни его речеписцы сами не понимают смысла слов «модернизация», «стабилизация», «застой», «государственный капитализм». Если бы он был чуть более информирован, он просто побоялся бы сегодня публично употреблять слово «застой», ибо знал бы, что за 18 брежневских лет реальные доходы населения (а не бумажная липа, которую он не стесняется озвучивать нам с трибуны) действительно выросли в 1,5 раза; что если в 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 г. — уже более 80 %; что в 1980 году производство и потребление электроэнергии в Советском Союзе по сравнению с 1940 годом выросло в 26,8 раза, тогда как в США за тот же период выработка на электрических станциях увеличилась лишь в 13,67 раза; что в 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Темпы «застойного» роста экономики и благосостояния населения и не снились «новой России». И это не значит, что «застой» – это хорошо. Это значит, что от «хорошо» «новой России» до советского «застоя» – как отсюда до Сатурна.

«Ради избрания – все на бочку!» – вот под каким девизом следовало бы вылезать на трибуну. Это было бы честно, что, впрочем, немыслимо для персонажей, так нагло и безнаказанно унижающих страну и народ, как это делают эти люди в последние месяцы и во внутриполитических, и во внешнеполитических делах. В частности, зря полагают в Кремле, что не наступит день, когда жирного «спецпредставителя по Африке» привлекут к суду, а он, в свою очередь, не выложит на публику всю мерзкую подноготную грязной сделки под названием: «Россия выполнила возложенную на нее «восьмеркой» миссию».

«Компетентность» «модернизаторов» «новой России» повергает в шок. Приведем цитату из новостного сюжета тех же «Вестей»: «Впервые в экономической истории проблемы от кризиса остались, и мы будем обсуждать их пути решения. Настрой участников – поиск новых возможностей для бизнеса и рынков», – рассказал заместитель министра экономического развития России, член оргкомитета ПМЭФ-2010 Станислав Воскресенский».

Что это за бред? Быть может, в прошлые разы от кризисов не оставалось проблем? Ларчик открывается просто: редакция, как могла, сгладила исходный текст высказывания. Но его можно услышать на видеозаписи: «Впервые в экономической истории кризис, который прошел два года назад, не сыграл своей очистительной роли, поэтому ряд дисбалансов в мировой экономике остались. Это и будет обсуждаться, в том числе, и на форуме».

Г-н Воскресенский демонстрирует здесь новый взгляд на капиталистические кризисы и свою персональную роль в регулировании мировой экономики. Очевидно, что пока то, что он называет «дисбалансами» – кризис перепроизводства и все сопутствующие ему сегодня финансовые проблемы, типа фантастического роста госдолга в развитых странах, в первую очередь в США, грозящего сегодня банкротством целым государствам – не сглажено хотя бы в приемлемых размерах, и кризис не кончен. Если же г-н. Воскресенский всерьез думает, что такие проблемы устраняются путем трехдневного заседания на берегу Финского залива, задался бы лучше другим вопросом: раз все так просто, что же «титаны мирового бизнеса» не отрегулировали экономику загодя, дабы вообще никакого кризиса не было?

Квалифицировать президентскую речь, по-видимому, следует как громкий сигнал Западу: «Мы готовы на выполнение любых ваших требований по открытию и распродаже экономики и децентрализации РФ. Цена, при условии моего личного переизбрания, не имеет никакого значения. Президент России Д.А. Медведев».

Ю. Алексеев

http://prometej.info/