Профсоюзу быть!

 

Антипрофсоюзная тактика администрации и наши контрмеры

 

За прошедший квартал 2011 года рабочее движение московского региона сделало значительный шаг вперед. Наконец-то, начали появляться новые первичные организации боевого профсоюза «Защита труда», на ряде заводов столицы рабочими налажен выпуск своих заводских листков, вокруг Советов рабочих объединяются инициативные группы более 10 предприятий Москвы для координации действий и совместной борьбы за свои права. В этих условиях очень важно закрепить успех, уметь защитить свои локальные победы.

Основная причина, по которой любая администрация пытается на корню задавить какие либо зачатки профсоюза – страх потерять контроль над предприятием. Пугает и значительная сила рабочих, организованных для самостоятельной защиты своих прав.

Поэтому, если рабочим удается собрать инициативную группу и учредить свою профсоюзную организацию, то первое, с чем сталкивается молодой профком, – усиленное давление начальства завода на рядовых членов профсоюза. Администрация прекрасно осознает, что сила профсоюза – в активности всех его членов и в сочувствии его борьбе еще неорганизованных работников. А сегодня главная беда рабочего движения России – это аморфность масс, отношение к профсоюзам и компартиям как к «сервисным организациям». Именно в эту больную для нас точку и будет бить администрация.

Методы ее борьбы разнообразны:

– представить профком как некоторую третью, чуждую проблемам производства, сторону, которая лишь стремится нажить себе политический (или любой другой) капитал;

– показать беспомощность профсоюзного актива и безрезультативность любой борьбы.

Как противостоять этой антипрофсоюзной тактике мы и рассмотрим ниже.

Администрация будет стремиться повлиять на психику работников. Поэтому не замыкайтесь на себе и членах профячейки, не бойтесь общаться со всеми работниками предприятия И если на вас вылили ушат грязи, единственный способ разоблачить – это быть максимально открытым, не бояться делиться с товарищами своими проблемами и, в особенности, успехами. Ничто не рождает большей уверенности в собственных силах, чем нелегкие победы своего профсоюза.

Профсоюз должен своевременно делать прививку, то есть прорабатывать с активистами и массой возможные антипрофсоюзные атаки работодателя, заранее готовить людей к тому, с чем им предстоит столкнуться. Когда лояльно относящийся к профсоюзу рабочий или инженер становится объектом воздействия администрации, но заранее знает методы хозяев, ему значительно легче распознать ложь, которую ему в курилке сообщит мастер или газетка карманного профсоюза. Подобные выпады начальства не должны оставаться знанием двух-трех. О них нужно сообщать в профсоюзной агитации, рассказывать при личном общении с сочувствующими профсоюзу, прорабатывать на собраниях ячейки, давая активу рецепты по контрпропаганде и разоблачению клеветы.

Вот ряд приемов, которыми пользуется администрация:

«Мы одна семья».

Это самое распространенное утверждение работодателя. Его цель представить профсоюз некоторой третьей силой, лишь мешающей диалогу работодателя и рабочего. При этом «честный диалог напрямую» подразумевает затягивание времени, чтобы сбить волну возмущения рабочих. С этим столкнулись наши товарищи на предприятии Х, где обещанной встречи с директором дожидались не меньше месяца. Сам разговор проходит чаще индивидуально, с целью разделить работников и на директорском ковре показать бессилие отдельной личности. Там вместо обещания устранения нарушений трудовых прав или улучшения условий труда, человек слышит: «Не нравится – иди туда, где лучше!».

Наши действия в этом случае.

Во-первых, объяснить работникам истинную роль профсоюза. Очень важно объяснить, что в профсоюзе такие же рабочие, что интересы у них общие, классовые. Просто профсоюз это не кучка недовольных, а организованная сила, инструмент, через который сами работники защищают свои права. Вместе. Поодиночке легче запугать, надавить. Всех не выгонишь, всем рот не закроешь.

Во-вторых, необходимо разбить иллюзии среди отсталых рабочих и ИТР о добром отце-работодателе. Многие сами прекрасно понимают, что интересы при капитализме у работника и администрации противоположны. Тут, как показывает практика, стоит только подтолкнуть сомневающегося, показать, что работодатель вынужден будет обязательно выслушать работников, но только если те будут организованны, будут представлять собой реальную силу.

«Социальное партнерство»

Сегодня этот антипрофсоюзный лозунг более опасен, чем репрессии против активистов рабочего движения. Все мы каждый день слышим с экранов телевидения о социально ответственном бизнесе, о диалоге между сторонами. Причем сам диалог работодателя не интересует. Ему гораздо важнее обвинять профсоюз в нежелании сотрудничать (хотя какое может быть сотрудничество между эксплуататором и эксплуатируемым?), создать видимость заботы о людях.

Профсоюзу тут важно наглядно показать, что все предложения работодателя к сотрудничеству ведут к видимости сглаживания противоречий, к требованию «потуже затянуть пояса» во имя его же капиталов. По сути, если «диалог на равных» возможен, то это будет диалог работодателя с самим собой, т.к. для этого профсоюз должен стать контролируемым администрацией предприятия.

Используйте в агитации опыт профсоюзов с других заводов, разоблачайте «заботу» начальства на деле. Очень важен для профсоюза сбор информации о производстве, о хозяевах предприятия, их социальной политике. Используйте интернет, СМИ и дружественные организации. Такая разведка дает хорошее подспорье для профсоюзной агитации. Менеджмент всегда будет утаивать то, как они грабят нас: присваивают наш неоплаченный труд, урезают социальные гарантии и трудовые права, закрывают детские сады и другуюсоциалку”. Выносить это на суд трудового коллектива, организовывать противодействие наступлению капитала – задача профсоюза.

«Ваш независимый профсоюз – желтый профсоюз»

Слышали такое? Зря улыбаетесь. Подмена понятий, клевета – излюбленный прием при роспуске всяких слухов. Бывают случаи подобного обмана в открытую, в особенности со стороны карманных профсоюзов – по-настоящему желтых. Так, например, РосПрофЖел, подконтрольный администрации железной дороги, в своей компании против независимого боевого профсоюза МПЛБЖ называл последних не иначе как «агентами США», «желтым профсоюзом, стремящимся подорвать работоспособность транспорта» и пр. А товарищей из профсоюза автопрома МПРА власти обвинили в экстремизме – байки про профсоюзы экстремистов работодатели рассказывают уже лет 15. При этой тактике администрация стремится выставить нас, активистов рабочего движения, некими смутьянами, людьми не от мира сего, преследующими свои личные интересы, делающими политическую карьеру. А сам профсоюз, как секту лентяев, только и думающих о забастовках.

Порой стремятся высмеять нашу работу как кустарничество: юристов мало, о независимом профсоюзе почти не слышно, флаги самодельные, звукоустановки на митингах – и те выпрашивают у всяких РКРП-РПК. Не редкость и более жесткая дискредитация профсоюзных лидеров, переход на личности.

Конечно, и в этом случае наше главное оружие – это открытость перед массами. Будьте честны перед людьми, не пытайтесь уходить от неудобных вопросов, скрывать то, что и так известно администрации. Безгрешных людей не бывает, а от вас ждут эффективного руководства в защите интересов трудящихся.

Необходимо отметить, что Конвенция МОТ № 98 «О применении права на организацию и на ведение коллективных переговоров» запрещает представителям работодателя подменять профсоюзные органы. Настоящим профсоюзом, по определению Всемирной Федерации Профсоюзов, является та организация, в которой не состоят представители администрации (менеджеры, супервайзеры, мастера, нач. цехов) – их интересы расходятся с интересами обычных работников. В Уставе МОРП «Защита труда» это свойство прописано как важнейшее и обязательное – это большой плюс профсоюза «Защита». Поэтому желтыми, голубыми, а точнее, карманными, как раз являются в нашей стране профсоюзы, стоящие на защите работодателя, – в основном, это ФНПР. Это отличие необходимо постоянно подчеркивать в нашей работе. Показывать, кто чего стоит на деле.

А что касается забастовок, – конечно, никто от них не отказывается, это могущественное оружие пролетариата. Однако насколько забастовки опасны для капитала, настолько же они дороги профсоюзу. И никто не будет раскидываться такими угрозами, пока не перепробует более мирные методы борьбы за свои права.

Надо показать, что мы не одни. Почти все независимые боевые профсоюзы страны объединены сегодня в Конфедерацию Труда России уже насчитывающую суммарно более двух млн человек в своих организациях. И если это кустарничество, то что будет, когда мы продолжим борьбу!

Владимир Комов,

член рабочей комиссии

МК РКРП-РПК