Церковь против желтого дьявола?
Дни Успенского поста совпали с
постными временами для мировой экономики. Христианские лидеры обратились к теме
социальной ответственности и раскритиковали свои общества за вульгарный культ
материального благополучия.
Московский Патриарх заявил,
что россияне одержимы «диаволом наживы», миллионы
охвачены «массовым беснованием». Особенно досталось богатым и преуспевающим.
«Этим людям кажется, что они герои, что они сильные, – ведь у них может быть
власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые
свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога,
свое «могущество», не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами,
марионетками диавола», – сказал глава РПЦ.
Своеобразной преамбулой к этому высказыванию можно считать недавнее выступление
протоиерея Всеволода Чаплина в пользу введения прогрессивной шкалы
налогообложения в России...
При этом Патриарх Кирилл
признал, что РПЦ критикуют за сребролюбие. Предстоятель
Церкви связал это с проектом строительства 200 храмов в Москве. «Некоторые критики
считают, что Церковь как некая коммерческая корпорация создает просто еще
большее количество точек, где зарабатываются деньги», – сказал Патриарх на
заседании Высшего церковного совета 23 августа.
Все-таки рискнем
предположить, что критика Церкви имеет причиной не только частный проект
возведения сотен храмов в столице. Епископов и священнослужителей РПЦ часто
видят в окружении банкиров и мильтимиллионеров,
Церковь готовится получить в свое распоряжение солидную собственность и
субсидии на ее содержание, широко известны тарифы на «духовные услуги»
приходских батюшек. Не так давно Патриарх Кирилл заявлял, что нет лучше и
надежнее социального института, чем РПЦ, чтобы распределять материальную помощь
бедным.
Может быть, пресловутых
критиков – как в России, так и в Европе – не устраивает такая система
перераспределения материальных благ, когда Церкви получают щедрые дары от
богатеев и льготы и субсидии от государств, а потом уже эти средства отчисляют
на социальное служение. Может быть, критикам хотелось бы, чтобы Церкви
воспитывали свою паству в таком духе, когда сострадание к бедным становится
потребностью души каждого верующего?
Но для таких революционных
преобразований духа нужны не менее революционные преобразования в Церкви.
Существование религиозных общин необходимо поставить в зависимость от взносов
финансово состоятельных прихожан, а не от милостей сильных мира сего. Речь идет
о ежемесячном платеже, который отображается в бухгалтерской отчетности,
фиксируется при помощи кассового аппарата. Вот это была бы настоящая
ответственность верующих людей, о которой в эти дни говорил Патриарх.
Плательщики таких взносов могли бы в лицо знать тех, кому помогает приход, и
контролировать целесообразность своих платежей. С другой стороны, мы узнали бы
истинное отношение россиян к своей Церкви, доверие к ней как к социальному
институту.
Пока этого не будет, можно
сколь угодно разглядывать в зеркале критики многочисленных бесов, а также
создавать общий фронт православных и католиков против «обезбоженного»
и поэтому недоверчивого общества.
http://www.ng.ru/editorial/2011-08-25/2_red.html