Церковь против желтого дьявола?

 

Дни Успенского поста совпали с постными временами для мировой экономики. Христианские лидеры обратились к теме социальной ответственности и раскритиковали свои общества за вульгарный культ материального благополучия.

Московский Патриарх заявил, что россияне одержимы «диаволом наживы», миллионы охвачены «массовым беснованием». Особенно досталось богатым и преуспевающим. «Этим людям кажется, что они герои, что они сильные, – ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога, свое «могущество», не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола», – сказал глава РПЦ. Своеобразной преамбулой к этому высказыванию можно считать недавнее выступление протоиерея Всеволода Чаплина в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения в России...

При этом Патриарх Кирилл признал, что РПЦ критикуют за сребролюбие. Предстоятель Церкви связал это с проектом строительства 200 храмов в Москве. «Некоторые критики считают, что Церковь как некая коммерческая корпорация создает просто еще большее количество точек, где зарабатываются деньги», – сказал Патриарх на заседании Высшего церковного совета 23 августа.

Все-таки рискнем предположить, что критика Церкви имеет причиной не только частный проект возведения сотен храмов в столице. Епископов и священнослужителей РПЦ часто видят в окружении банкиров и мильтимиллионеров, Церковь готовится получить в свое распоряжение солидную собственность и субсидии на ее содержание, широко известны тарифы на «духовные услуги» приходских батюшек. Не так давно Патриарх Кирилл заявлял, что нет лучше и надежнее социального института, чем РПЦ, чтобы распределять материальную помощь бедным.

Может быть, пресловутых критиков – как в России, так и в Европе – не устраивает такая система перераспределения материальных благ, когда Церкви получают щедрые дары от богатеев и льготы и субсидии от государств, а потом уже эти средства отчисляют на социальное служение. Может быть, критикам хотелось бы, чтобы Церкви воспитывали свою паству в таком духе, когда сострадание к бедным становится потребностью души каждого верующего?

Но для таких революционных преобразований духа нужны не менее революционные преобразования в Церкви. Существование религиозных общин необходимо поставить в зависимость от взносов финансово состоятельных прихожан, а не от милостей сильных мира сего. Речь идет о ежемесячном платеже, который отображается в бухгалтерской отчетности, фиксируется при помощи кассового аппарата. Вот это была бы настоящая ответственность верующих людей, о которой в эти дни говорил Патриарх. Плательщики таких взносов могли бы в лицо знать тех, кому помогает приход, и контролировать целесообразность своих платежей. С другой стороны, мы узнали бы истинное отношение россиян к своей Церкви, доверие к ней как к социальному институту.

Пока этого не будет, можно сколь угодно разглядывать в зеркале критики многочисленных бесов, а также создавать общий фронт православных и католиков против «обезбоженного» и поэтому недоверчивого общества.

http://www.ng.ru/editorial/2011-08-25/2_red.html