Готова ли к этому Москва?

Защитим и восстановим систему профессионально-технического образования в столице

Происходящие в нашей стране изменения, связанные с развалом экономики, в первую очередь ее производственной сферы, коснулись напрямую системы профессионально-технического образования, которая в советское время являлась фундаментальной. В ПТУ обучались юноши и девушки по рабочим профессиям и специальностям. Человек труда в советское время был главной ценностью государства. Стипендии, форменное обмундирование, бесплатный проезд, оплачиваемая производственная практика, гарантированное рабочее место после окончания профессионально-технического училища, стабильная заработная плата – теперь все это ушло в прошлое.

В 2004 году Правительство Москвы приняло «революционное решение». Существующие в то время 199 училищ и техникумов были объединены в 90 колледжей. Руководство города полностью отказалось от привлечения иногородней молодежи в профессионально-технические училища. Наши московские руководители посчитали, что это экономически невыгодно столице. Были закрыты и распроданы 65 общежитий, в которых ранее проживали иногородние учащиеся – из городов и областей бывшего Советского Союза.

Перевод промышленных предприятий и организаций в ООО, ТОО, ОАО полностью подорвал экономику столицы и страны в целом. Нет государственного плана воспроизводства трудовых ресурсов. Какие специалисты нужны городу на ближайшие 2-3 года – никто не знает. Отсюда хаотичное развитие. Молодежь Москвы под влиянием анархии, творимой сегодняшней властью, быстро сориентировалась. Сегодня все хотят быть юристами, бухгалтерами, экономистами, визажистами – и единицы, в основном, из социально незащищенных семей: столярами, сварщиками, токарями, слесарями механосборочных работ. К чему приводит такая политика, думаю, всем ясно. Мы остаемся без квалифицированных специалистов, многие низкоквалифицированные рабочие места заполняются приезжими из соседних республик (где также разрушена система подготовки квалифицированных рабочих – ред.), рабочая молодежь получает минимальную заработную плату. С недоступностью, невостребанностью, а то и разрушением многих учреждений культуры, молодежи, в том числе и рабочей, остается принимать наркотики, смотреть «Дом-2» и опускаться на дно жизни. Это, естественно, породит протестное настроение (в лучшем случае, в худшем – полную деградацию – ред.).

С приходом в Москву новой команды управленцев начался массовый перевод бюджетной сферы столицы на общефедеральные нормативы.

В обещание городских властей, что образование Москвы получит большие деньги, никто из профессионалов не верит. Развитие самостоятельности учреждений образования, в том числе и профессиональных колледжей, за счет бюджетных средств – под большим вопросом (и протвеоречит закону № 83 – ред.). Сегодня регионы России не в состоянии обеспечить учреждения образования финансированием. Происходят парадоксальные вещи, когда, с одной стороны, государство в лице Президента РФ Д.А.Медведева призывает к сохранению и развитию профессионально-технического образования, а чиновники из Министерства образования и науки, «специалисты» из Российского Союза промышленников и предпринимателей не только сокращают сроки обучения в профессиональной школе, но и в 2 раза уменьшают часы, отводимые на производственное обучение учащихся профессиональных колледжей по всем рабочим профессиям, а это – сварщики, строители, специалисты по металлообработке и другие.

Ликвидируются «как класс» мастера производственного обучения, т.е. те люди, которые непосредственно обучали профессиональным навыкам учащихся и студентов колледжей. Теперь у нас появились тьютеры (набор должностных обязанностей от психолога, воспитателя, преподавателя), которые становятся главной фигурой профессионального обучения. Видимо, призыв олигарха М.Прохорова отказаться полностью от реализации в профессиональных колледжах общеобразовательной подготовки за курс средней школы является более важным, чем качественное обучение и подготовка грамотного специалиста, осуществлявшаяся ранее.

Если учесть тот факт, что из 10 призывников в Вооруженные силы РФ семеро являются выпускниками ПТУ, то о какой оборонной способности страны мы можем говорить? Эти ребята просто не способны будут освоить сложные военные специальности, работать с новой техникой. Необходимо срочно предпринимать меры для того, чтобы остановить данный процесс, иначе профессиональное образование в Москве деградирует полностью, и нам потребуются десятилетия, чтобы вновь воссоздать систему подготовки рабочих кадров.

Сегодня Германия полностью использует опыт системы профессионального образования СССР, которую мы стремительно теряем. Дуальная система подготовки рабочих в Европе состоит в том, что производственное обучение осуществляется на предприятиях и в организациях. В сегодняшней профессиональной школе Москвы это невозможно, так как предприятия не в состоянии оплачивать производственную практику учащихся, а мы опыт немцев выдаем как «ноу-хау».

Что же необходимо предпринять хотя бы для сохранения системы профессионально-технического образования? Прежде всего, остановить аппетиты чиновников и властей в разрушении начального профтехобразования, возродить пропаганду рабочих профессий, специальностей и прославление человека труда, иметь четкую программу возрождения промышленности, поддержать профессионально-техническое образование выделением денежных средств на развитие материально-технической базы, привлечь финансовые ресурсы через производство изделий в учебно-производственных мастерских, что позволит учащимся во время производственного обучения и практики производить полезную продукцию, увеличить стипендиальное обеспечение учащихся и студентов, построить гостиницы для привлечения иногородней молодежи для обучения в столице, сохранить кадры мастеров производственного обучения, создать специализированные предприятия с использованием труда инвалидов, принять Закон РФ «О профессионально-техническом образовании». Учитывая стратегическую роль системы профессионально-технического образования в обучении подростков, создать Комитет по профессионально-техническому образованию столицы, который будет координировать работу по подготовке квалифицированных рабочих кадров.

Этих мер недостаточно, но в совокупности с другими предложениями они могут хоть как-то изменить создавшуюся ситуацию.

Готова ли к этому Москва?!

Нужно ли это России?!

Товарищ

От редакции. А пока Минобраз представил новый проект закона “Об образовании”, в котором вовсе исключено начальное профессиональное образование.