Готова ли к этому Москва?
Защитим и восстановим систему
профессионально-технического образования в столице
Происходящие
в нашей стране изменения, связанные с развалом экономики, в первую очередь ее
производственной сферы, коснулись напрямую системы профессионально-технического
образования, которая в советское время являлась фундаментальной. В ПТУ
обучались юноши и девушки по рабочим профессиям и специальностям. Человек труда
в советское время был главной ценностью государства. Стипендии, форменное
обмундирование, бесплатный проезд, оплачиваемая производственная практика,
гарантированное рабочее место после окончания профессионально-технического
училища, стабильная заработная плата – теперь все это ушло в прошлое.
В
2004 году Правительство Москвы приняло «революционное решение». Существующие в
то время 199 училищ и техникумов были объединены в 90 колледжей. Руководство
города полностью отказалось от привлечения иногородней молодежи в
профессионально-технические училища. Наши московские руководители посчитали,
что это экономически невыгодно столице. Были закрыты и распроданы 65 общежитий,
в которых ранее проживали иногородние учащиеся – из городов и областей бывшего
Советского Союза.
Перевод
промышленных предприятий и организаций в ООО, ТОО, ОАО полностью подорвал
экономику столицы и страны в целом. Нет государственного плана воспроизводства
трудовых ресурсов. Какие специалисты нужны городу на
ближайшие 2-3 года – никто не знает. Отсюда хаотичное развитие. Молодежь
Москвы под влиянием анархии, творимой сегодняшней властью, быстро
сориентировалась. Сегодня все хотят быть юристами,
бухгалтерами, экономистами, визажистами – и единицы, в основном, из социально
незащищенных семей: столярами, сварщиками, токарями, слесарями механосборочных
работ. К чему приводит такая политика, думаю, всем ясно. Мы остаемся без
квалифицированных специалистов, многие низкоквалифицированные
рабочие места заполняются приезжими из соседних республик (где также разрушена
система подготовки квалифицированных рабочих – ред.), рабочая молодежь получает
минимальную заработную плату. С недоступностью, невостребанностью,
а то и разрушением многих учреждений культуры, молодежи, в том числе и рабочей,
остается принимать наркотики, смотреть «Дом-2» и опускаться на дно жизни. Это,
естественно, породит протестное настроение (в лучшем случае, в худшем – полную
деградацию – ред.).
С приходом в Москву новой команды управленцев начался
массовый перевод бюджетной сферы столицы на общефедеральные нормативы.
В обещание городских властей, что образование Москвы
получит большие деньги, никто из профессионалов не верит. Развитие
самостоятельности учреждений образования, в том числе и профессиональных
колледжей, за счет бюджетных средств – под большим вопросом (и протвеоречит закону № 83 – ред.). Сегодня регионы России не
в состоянии обеспечить учреждения образования финансированием. Происходят парадоксальные вещи, когда, с одной стороны, государство
в лице Президента РФ Д.А.Медведева призывает к сохранению и развитию
профессионально-технического образования, а чиновники из Министерства
образования и науки, «специалисты» из Российского Союза промышленников и
предпринимателей не только сокращают сроки обучения в профессиональной школе,
но и в 2 раза уменьшают часы, отводимые на производственное обучение учащихся
профессиональных колледжей по всем рабочим профессиям, а это – сварщики,
строители, специалисты по металлообработке и другие.
Ликвидируются «как класс» мастера производственного обучения,
т.е. те люди, которые непосредственно обучали профессиональным навыкам учащихся
и студентов колледжей. Теперь у нас появились тьютеры (набор должностных обязанностей от психолога,
воспитателя, преподавателя), которые становятся главной фигурой профессионального
обучения. Видимо, призыв олигарха М.Прохорова отказаться полностью от
реализации в профессиональных колледжах общеобразовательной подготовки за курс
средней школы является более важным, чем качественное обучение и подготовка
грамотного специалиста, осуществлявшаяся ранее.
Если учесть тот факт, что из 10 призывников в
Вооруженные силы РФ семеро являются выпускниками ПТУ, то о какой оборонной
способности страны мы можем говорить? Эти ребята просто не способны будут
освоить сложные военные специальности, работать с новой техникой. Необходимо
срочно предпринимать меры для того, чтобы остановить данный процесс, иначе
профессиональное образование в Москве деградирует полностью, и нам потребуются
десятилетия, чтобы вновь воссоздать систему подготовки рабочих кадров.
Сегодня Германия полностью использует опыт
системы профессионального образования СССР, которую мы стремительно теряем.
Дуальная система подготовки рабочих в Европе состоит в том, что
производственное обучение осуществляется на предприятиях и в организациях. В
сегодняшней профессиональной школе Москвы это невозможно, так как предприятия
не в состоянии оплачивать производственную практику учащихся, а мы опыт немцев
выдаем как «ноу-хау».
Что же необходимо предпринять хотя бы для
сохранения системы профессионально-технического образования? Прежде
всего, остановить аппетиты чиновников и властей в разрушении начального профтехобразования, возродить пропаганду рабочих профессий,
специальностей и прославление человека труда, иметь четкую программу возрождения
промышленности, поддержать профессионально-техническое образование выделением
денежных средств на развитие материально-технической базы, привлечь финансовые
ресурсы через производство изделий в учебно-производственных мастерских, что
позволит учащимся во время производственного обучения и практики производить
полезную продукцию, увеличить стипендиальное обеспечение учащихся и
студентов, построить гостиницы для привлечения иногородней молодежи для
обучения в столице, сохранить кадры мастеров производственного обучения,
создать специализированные предприятия с использованием труда инвалидов,
принять Закон РФ «О профессионально-техническом образовании». Учитывая
стратегическую роль системы профессионально-технического образования в обучении
подростков, создать Комитет по профессионально-техническому образованию
столицы, который будет координировать работу по подготовке квалифицированных
рабочих кадров.
Этих мер недостаточно, но в совокупности с
другими предложениями они могут хоть как-то изменить создавшуюся ситуацию.
Готова ли к этому Москва?!
Нужно ли это России?!
Товарищ
От редакции. А пока
Минобраз представил новый проект закона “Об
образовании”, в котором вовсе исключено начальное профессиональное образование.