Королевство растоптанного достоинства

 

В стране уже 20 лет как капитализм. Он сделал из многих наших людей нищих и бомжей. Он принес миллионам страдания и лишения, голод и болезни, превратив кучку проходимцев в сказочно богатых бонз. Но гораздо хуже другое: он растоптал в людях человеческое достоинство, а без него человек перестает быть человеком.

Трудности и лишения были и при социализме, причем ещё какие! Но страна строилась, люди мечтали подняться в небо, стремились к человечности, к подлинной культуре, к подвигу во имя общего блага. И как бы ни фальсифицировали историю, свидетельства об этом духовном порыве и прорыве доходят до нас в произведениях литературы, искусства и кинематографа тех героических лет. Тогда человек был человеком, невзирая на все беды и невзгоды:

Сливеют щеки с холода,

Но губы шепчут в лад:

– Через четыре года

Здесь будет город-сад…

(В. Маяковский)

Или, к примеру, слова из хорошо знакомой песни:

Здесь птицы не поют,

         деревья не растут,

И только мы плечом к плечу

        врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

А нам нужна одна Победа,

Одна на всех – мы

     за ценой не постоим.

Но потом во многих людях вдруг что-то надломилось, треснуло, они перестали жить общим и начали уделять чрезмерное внимание частному: гоняться за супер крутой мебелью, джинсами, самыми уважаемыми людьми стали директора продуктовых баз, в моду вошла поговорка: «чтоб у нас всё было, и нам за это ничего не было». Что же произошло? А это просто товарно-денежные отношения стали выползать из того крысиного угла, куда их загнали  в первые четыре десятилетия после Октябрьской революции. Они стали развиваться и наступать на человека и человечность в нем. И, по мере того, как прибыль становилась главенствующим принципом производства, стремление к ней овладевало обществом в целом и каждым человеком в отдельности. В конце концов, социализм рухнул, похоронив под своими обломками Советский Союз и надежду на лучшее будущее.

Но тут, как говорил Спиноза, «надо не плакать, не смеяться, а понимать».

Товарно-денежные отношения захватили все сферы человеческого бытия, превратив человека и его жизнь в банальный товар, который надо обменять на деньги, чтобы в обмен на них приобрести какой-то другой товар, необходимый для поддержания биологического существования. Смысл жизни везде, где господствует капитализм, сводится к примитивному биологическому существованию. Высшее, общественное содержание из человеческой жизни выхолащивается, и остается только: жрать, пить, совокупляться и спать. Чем больше всей этой извращенной биологии в жизни (извращенной потому, что животные знают меру потребную, а человеку всегда и всего мало), тем, значит, обладатель таких возможностей круче, элитней и знатнее. Главное, научиться себя выгодно продавать. А для того, чтоб научиться этому, сначала надо научиться безжалостно наступать на свое человеческое достоинство. А это, как в прибаутке: «если вас трамвай задавит вы, конечно, вскрикнете – раз задавит, два задавит – а потом привыкнете». Но вместе с человеческим достоинством в человеке умирает и человеческий, т.е. общественный, смысл жизни. Остается одна биология в ненаучном смысле этого слова.

Именно капитализму как системе общественных отношений нужны такие биороботы, которые в масштабах целой страны и даже планеты составляют биомассу. Ведь ею можно успешно манипулировать и управлять в интересах крупного капитала.

Потому учить топтать свое человеческое достоинство у нас начинают сызмальства: ни с кем не делись; не высовывайся; тебе, что, больше всех надо; покорный теленок две матки сосет и т.д. в том же духе. Справедливость не поощряется. Стремление к самовыражению тоже – делай, как все, или – как тебе говорят. В результате ребенок выходит из стен школы уже изрядно надтреснутым. А дальше начинается так называемая взрослая жизнь. Слабых ожидает игла или стакан, тех, кто духовно посильней, начинают переплавлять в биороботов в учебном заведении или на производстве.

Вся государственная система держится исключительно на растоптанном человеческом достоинстве и, естественно, нацелена на его унижение.

Достигается это при помощи тотального произвола производственного начальства и чиновничества: «я начальник – ты дурак», пропаганды безответственности и животных инстинктов, а также всеобщей слежки и доносительства. Магазины, остановки общественного транспорта, предприятия, многие улицы и дома снабжены камерами слежения. Наивным людям кажется, что так государство борется с преступностью. На самом деле, так людей приучают к мысли, что они – свиньи, недостойные человеческого отношения и доверия, что любого из них можно отследить и растоптать не только морально, но и физически. Любое ничтожное начальство может безнаказанно вытереть о тебя ноги, любой чинуша может над тобой издеваться, как и сколько ему заблагорассудится, каждый мент может вывернуть тебе руки, карманы и лишить здоровья. Возникает вопрос: это ли та свобода и демократия, во имя которых когда-то был разрушен Союз, где, кстати, в магазинах людей не шмонали, а на трамвайных остановках не следили при помощи камер? И вообще, как можно чувствовать себя свободным, когда за каждым твоим шагом следят и каждый силовик при исполнении может с тобой расправиться по своему усмотрению?

Проиллюстрирую рассказом знакомого охранника. Неважно, кто он, и где работает, ведь подобное сейчас происходит на многих производствах, во всех сферах жизни.

«Охранник после руководства предприятия – главное лицо. На производстве работает большинство женщин, которые приехали сюда из глухих мест на заработки. Любой охранник имеет право тотального досмотра работниц, вплоть до раздевания в туалете. Каждый выход из рабочего помещения, даже без ухода с территории предприятия, сопровождается процедурой облапывания работницы, при этом часто свидетелем этой процедуры становится её муж, который молча наблюдает за всем происходящим. Начальство сразу сказало нам, что, если мы будем стесняться, нас уволят. Работниц, которые считают для себя унизительным подвергаться такой процедуре, так же увольняют незамедлительно. Те же, которые привыкли ежедневно по многу раз подвергаться такому унижению, работают уже по многу лет. Начальство так и говорит: «Мы им слишком хорошо платим, так что пусть терпят». И они-таки терпят, многим даже такая процедура нравится. Но я привыкнуть не могу. Поначалу я надеялся отфилонить от обысков, но выяснилось, что все помещения снабжены камерами слежения. Ко мне тут же подошел начальник и сказал, что, если я не буду досматривать, как надо, меня уволят. Хорошо, что нас переводят на другой объект».

 Но так сейчас везде – снизу доверху – смотрящие за работниками, смотрящие за посетителями и покупателями, смотрящие за смотрящими. Все выше и выше тянется лестница из смотрящих. Что же они высматривают, что от кого охраняют? Ответ ясный: интересы крупных собственников от вольных и невольных их нарушителей.

А теперь задумаемся: сколько стоит и во что выливается содержание штата охраны и охраны над охраной, приобретение оборудования для обеспечения слежки и т.д.? И – над вторым вопросом: а не дешевле ли было бы собственнику обходиться без всего этого, даже, если бы люди тащили что-то по мелочи (товарно-денежные отношения морально уродуют всех). Наверняка, дешевле, чем оплачивать весь комплекс охранных мероприятий. Понятно, что интересы собственника меня нисколько не волнуют. Но я задаю эти вопросы, чтобы понять логику противника. И прихожу к выводу, что собственнику очень выгодно, чтобы у него работали люди с растоптанным человеческим достоинством. Настолько выгодно, что он даже готов лишиться ради этого части своей прибыли! Почему? Потому что люди без чувства собственного достоинства не способны к сопротивлению, им – хоть плюй в глаза – всё божья роса! Мало того, год за годом они превращаются в холуев, в хамов, не только не способных к сопротивлению, но и облизывающихся при виде объедков с барского стола.

В газете «Сегодня»
          была опубликована статья Н. Мамчур «Зачем нам «Версаче» с потертыми ручками» про так называемых элитных бомжей, т.е. про тех, кто питается с мусорников при домах, где живут нынешние новые хозяева жизни и их интеллектуальная обслуга. Один из этих бомжей рассказывает: главное, что нужно, чтобы быть допущенным к «элитному» мусорнику  – это опрятный внешний вид. Далее он жалуется, но не на свое растоптанное социальное  положение, а на то, что ему надоели «элитные» объедки – просроченная икра, балыки, заплесневелые колбасы и недопитое шампанское с виски и хочется обычной дешевой водки. Грязным бомжам точно так же, наверное, хочется подгнившей икры и надоела дешевая водка. Но ни тем, ни другим почему-то уже не хочется жить по-человечески, с достоинством. Их уже столько раз раздавил трамвай капитализма, что жить интересами помойки для них – предел мечтаний. Они ещё и благословлять своих «благодетелей» будут за то, что бросаемые им, как собакам, объедки не окончательно сгнили.

Процесс превращения
          человека  в холуя сопровождается распадом личности точно так же, как это происходит при наркомании или алкоголизме, даже если при этом человек не пьет и не колется. При распаде личности, прежде всего, атрофируется чувство ответственности – перед собой, близкими, перед обществом в целом.

Именно в распаде личности миллионов кроется ответ на вопрос: почему люди, продавшись за килограмм гречки, бегают голосовать за тех, кто их ограбил и теперь уничтожает всеми бархатными способами; почему сейчас люди готовы за гроши драть глотки за всех тех, кто им эти деньги платит? 20 лет капитализма убили их духовно. И теперь они даже не понимают, что можно жить как-то иначе, что можно не продаваться за объедки и не ставить интересы желудка выше человеческого способа бытия.

Приведу пример. Не так давно, во время последних выборов, одна знакомая пенсионерка, нуждающаяся практически во всем, отказалась от пакета конфет, который ей принесли к Новому году из предвыборного штаба Януковича (раньше она точно так же отказывалась и от подарков Ющенко, и от подачек всех других хищных «благодетелей», потому что сам факт такого подкупа унижает человеческое достоинство). Принесли ей этот «подарочек» такие же пенсионерки, как и она. Услышав ее отказ, они  не поняли «юмора», стали ее уговаривать, названивать и всячески донимать, что продолжалось более двух недель. И сколько она им ни объясняла про то, что нельзя брать подачек от тех, кто тебя угнетает и уничтожает, что во всех случаях жизни надо иметь человеческое достоинство, они так ничего и не поняли. Не понимают человеческих мотивов действий и все остальные, кого удалось превратить в холуев системы.

В заключение остается привести слова Ленина из его статьи «Памяти графа Гейдена»: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

В начале ХХ века основная масса народа была просто рабами, потому революционеры сумели открыть им глаза, и они сорвали с себя оковы рабства. Теперь же рабовладельцы стремятся превращать людей именно в холуев, чтобы обезопасить свое положение. На это направлены все средства – и система производства, и система МВД, и система досуга, и пропаганда.... Пока человек упивается своим холуйством, его поднять на борьбу за социальную справедливость невозможно. Ему сначала надо помочь  возродить в себе человеческое достоинство.

Н. Кузьменко,

гиев