Наконец, решили

 

Стало известно, что бывшая заключенная по делу НРА Лариса Романова выиграла дело в Европейском суде по правам человека. Почти по всем пунктам жалобы ЕСПЧ признал справедливость ее претензий к российскому суду и правительству.

Положительные решения приняты Европейским судом и по одному из пунктов жалоб Надежды Ракс и Ольги Невской.

Поздравляем, девчата!

Напомним, что Надежда Ракс (РКСМ(б)), Лариса Романова(на тот момент – анархо-коммунист) и Ольга Невская («Хранители Радуги») были арестованы в 2000г. по подозрению в причастности к группе Новая Революционная Альтернатива (НРА), которая с 1996 по 1999 г. брала на себя исполнение ряда взрывов в Москве, наиболее значимым из которых стал взрыв у приемной ФСБ. Взрывы эти не привели к человеческим жертвам, однако нанесли некоторый материальный, а, главное, моральный ущерб владельцам зданий (директором ФСБ в то время был В.В.Путин). Девушки были арестованы в начале 2000г. Лариса Романова попала в заключение вместе с грудной дочерью.

В качестве методов получения информации от обвиняемых использовались угрозы физической расправы и избиения. Ларисе угрожали, что отберут ребенка; Надежду, имеющую ряд хронических заболеваний, оставляли без лекарств.

Следствие велось непомерно долго (от ареста до вступления приговора в силу прошло около 4-х лет). Суд необоснованно проводился в закрытом режиме. Многократно отвергались ходатайства подсудимых и их защиты, подсудимым не предоставлялись необходимые условия для подготовки к заседаниям, дело рассматривалось с явно обвинительным уклоном, игнорировались доказательства в пользу подсудимых, не признавших обвинения.

В последнем слове на суде Лариса сказала:

Несмотря на столь жестокий срок, который затребовал для меня прокурор Зараев (прокурор требовал для Нади и Ольги – 13 лет, для Ларисы – 11,5) я не жалею о прожитой жизни. Считаю, что ни в чем не виновна перед страной, перед обществом.

Заявляю, что ни теперь, ни в дальнейшем не откажусь от своих убеждений. Каким бы ни оказался в конечном счете приговор, я буду бороться за социальную справедливость.

Настоящий суд – это суд истории, суд общества. Он определит, кто достоин уважения со стороны трудового народа, а кто оказался слабым, подлецом.

О том же говорила и Надежда:

Считаю, что у меня нет личных врагов. Ко мне относились с уважением даже конвоиры. Потому что они видели, что у меня есть принципиальные взгляды на жизнь.

Суть их в том, что нормальный человек должен стремиться к чему-то высокому. Я хочу жить в стране, в которой будут получать зарплату врачи и шахтеры, учителя и металлурги, ученые и конструкторы. В которой не будет бездомных детей и полуголодных пенсионеров. В которой не будут выбрасывать на улицу неплательщиков квартплаты, которых государство лишило средств к существованию. В которой люди будут ходить на концерты и не будут бояться, что их возьмут в заложники.

Но сегодня мы живем в другой стране – стране всеобщего страха. Потому что стоящим у власти легче управлять страной, в которой царствует страх. И процесс по нашему делу власть хочет использовать для нагнетания страха на молодежь. Мол, не рыпайтесь —иначе схлопочете те же сроки. Поэтому из нас хотят сделать ужасных монстров, чтобы оправдать безумные сроки лишения свободы. Легче это сделать в закрытом заседании.

Я, как и Лариса Романова, уверена, что суд истории все расставит на свои места и истинным виновным воздаст по заслугам.

Перед вынесением приговора на заседании суда первой инстанции Ольга Невская (она была на некоторое время освобождена под подписку о невыезде) пришла с сынишкой, которому к тому времени исполнилось лишь 8 месяцев. В зале суда она с ребенком зашла в клетку, чтобы вместе с подругами отправиться в заключение.

К концу 2003 года после кассационного рассмотрения в силу вступил приговор, по которому Лариса была осуждена на 5, 5 лет, Ольга – на 6, Надежда – на 9 лет неволи.

Через несколько лет после освобождения их догнало решение Европейского суда.

Напоминаем также, что первая жалоба от Ларисы в ЕСПЧ была направлена еще в 2002 году, от адвокатов Нади и Ольги – в 2004-м!

Там же находятся дела и других наших товарищей, политзаключенных по Одесскому пыточному делу, направленные в Страсбург еще в 2005 году, а также по российскому делу Данилова и Смирнова, направленные в 2010 году.

Пресс-центр ЦК ВДЗП