Бедный богатый учитель

 

Скоро состоятся выборы в Государственную Думу. Путин и Медведев хотят выглядеть перед населением хорошими руководителями и уже много раз объявляли о том, что зарплаты учителям будут увеличены. Что же происходит на самом деле? Неужели власть, наконец-то, одумалась, поняла великую миссию учителя, решила достойно его оценить?

В сентябре месяце в Москве два мероприятия были посвящены проблемам образования и учительства. Первое – это Конгресс Российского Образовательного Сообщества в театре на Таганке 17 сентября, и второе – это семинар-дискуссия «Состояние социальной сферы в современной России. Гендерные аспекты бедности» в Измайлово.

В театре на Таганке под руководством Олега Смолина Конгресс Образовательного Сообщества России проводился уже второй раз. Депутат О.Н. Смолин борется с властью для того, чтобы каждый гражданин нашей страны мог получить качественное и доступное образование. Уже во второй раз ему удается собрать учителей со всей территории России. Учителя едут сюда на последние деньги, отказывая себе в самом необходимом, но едут, потому что, как и Смолин, понимают важность хорошего образования для страны. Понимают, что капиталистическому рынку не нужно профтехобразование, не нужны педвузы, не нужны квалифицированные инженеры. Ведь за последние годы 17 000 инженеров из России уехали работать в США. Происходит невиданная доселе утечка умов. Разве при социализме такое могло быть? Нет, и еще раз нет.

О.Н. Смолин предложил правительству свой проект Закона об образовании, и он по 42 (!) позициям является противоположным правительственному проекту.

В проекте Смолина говорится о необходимости тратить на образование не менее 7% от ВВП, о необходимости приравнять труд педагогов по оплате труда к госслужащим. Смолин призывает не закрывать сельские школы, признать добровольность сдачи ЕГЭ, прекратить подушевое финансирование школ.

Выступающие – известные общественные деятели и известные учителя – говорили о необходимости поставить учителя на недосягаемую высоту. И тут прозвучали слова о том, что Учитель Года, работающий в селе, имеет зарплату всего 5 с половиной тысяч рублей. Явно, у теперешней власти совсем нет совести. Мало того, в данный момент школы вообще переходят на новую систему оплаты труда. В этой оплате будет базовая ставка(а Москве порядка 10 000 руб.) и многочисленные сомнительные надбавки – за проведение различных мероприятий с детьми, за написание отчетов и т.д. Найдется немного учителей, которые знают, какая у них действительно будет зарплата. А власть говорит – «Мы им повысили»…

Но и эту маленькую зарплату учителя боятся потерять. Боятся обсуждать ЕГЭ, боятся создавать протестное движение. А под лежачий камень вода не течет. В одной из школ руководитель профсоюзной организации сообразил, что можно в коллективном договоре всему коллективу школы отказаться от новой системы оплаты труда, и так и будет. Значит все-таки можно протестовать, можно отстаивать свои интересы!

Вот о том, как протестовать и бороться за свои права и говорили на семинаре-дискуссии «Состояние социальной сферы в России».

Учителя, присутствующие на этом семинаре, тоже приехали из разных уголков нашей страны.

Они говорили о том, что формируется образ учителя с высокой зарплатой, в то время как в селе и в пригородах учителей кормят подсобные хозяйства и живут они впроголодь. В Омской области, например, зарплата у учителей была 4 тысячи, и только после проведения многочисленных голодовок достигла 4 800 рублей.

Ульяновские учителя поделились своей горькой историей о том, как хотели закрыть их школу, но директор отказалась подписывать документ о закрытии. После этого ее зарплата была снижена до 10 000. Завуч в данной школе имеет зарплату 7 400 рублей.

Можно спросить, а почему же так мало? Зачастую администрация в нелольших поселках говорит учителям, что в школе учится мало детей, а это значит, что учителя их плохо учат. Большинство учителей здесь имеют вторую категорию, и для того, чтобы повысить свою зарплату, они должны оформлять документы в городе, а на поездки у них нет денег. Получается замкнутый круг. Видя такую ситуацию, 50 учителей приняли решение начать голодовку, и администрация стала их запугивать. Но, несмотря ни на какие угрозы, 36 человек провели семидневную голодовку.

Воспитатели детских садов Братска судились из-за низкой зарплаты, и после первого же суда им повысили зарплату с 4 100 рублей до 8 800 рублей.

Данный семинар показал: если учителя сопротивляются – судятся, голодают, проводят митинги, то и результат имеется. Только в случае сопротивления к ним прислушиваются и выполняют их требования.

Большинству учителей не нравятся и посулы повысить зарплату, скажем, на 30%. Они говорят: «Ну, получал я 5 тысяч, прибавили 30% – стал получать 6 тысяч. Разве это нормально?».

Это не нормально, так как в Германии учитель с 15-летним стажем имеет минимальную зарплату в переводе на рубли 148 тысяч рублей, а во Франции – 84 тысячи.

Всероссийский Центр уровня жизни на 4 квартал 2010 года посчитал, что зарплата учителя должна быть от 40 до 100 тысяч рублей. А зарплата начинающего учителя – 25 тысяч (за ставку, за 18 часов). Учитывая все повышения цен, начиная с 1991 года, автор данной статьи тоже выходила на цифру 75-100 тысяч рублей, получая при этом 22 тысячи при 25-летнем педагогическом стаже работы в Москве.

В заключение хочу сказать следующее: сейчас перед выборами Единая Россия создает картину идеальной страны, мол, все счастливы, и учителя, и врачи… А за последний год голодовки прошли в 80 населенных пунктах России!

Протестное движение в России нарастает. Создаются независимые профсоюзы, общественные движения. Эти движения справедливо призывают: «Присоединяйтесь к нам и защищайте свои трудовые права!».

Диас Н.И.

учитель-пенсионер