Декабрьское восстание

 

Все было не так, как в декабре 1905 г. Рабочие Мангистауской области и, в частности, города Жанаоазен, вовсе не были готовы к вооруженному выступлению, не стремились его осуществить. Но они уже были готовы выставить свои требования работодателям и власти и настаивать на их выполнении. И они это делали долгих 7 месяцев, в течение которых продолжалось ожидание на городской площади, ожидание, когда работодатель придет на переговоры и будет разрешен возникший конфликт. У них еще не было силы заставить работодателя придти, но у них уже хватало сил и настойчивости, чтобы не прервать своей акции, чтобы снова и снова озвучивать свои требования и не уходить с площади.

Вот это-то и бесило работодателей и их покровителей из властей города и страны. Нужно было срочно что-то изобрести, чтобы заполучить право расправиться с мирно протестующими рабочими. Уже неоднократно рабочих провоцировали на более жесткое выступление – и арестами и судами над товарищами, и игнорированием прав их профсоюза, и даже зверскими убийствами как нефтяников, так и членов их семей. Или, например, такими «случаями»: Активист бастующих нефтяников Мурат Косбатыров, работающий в ТОО «Жондеу», был потрясен, когда приехал днем 30 ноября к себе в поселок Каракудук, что в 20-ти километрах от Жанаоезена. Его дом был буквально разгромлен, сломаны двери, разбиты стекла, а внутри все перевернуто. Такому же погрому подвергся и гараж Мурата и его машина. Причем ничего не было взято из дома. Таким образом, против него была предпринята акция устрашения.

Но изощренный ум заказчиков конфликта додумался и до более «действенного» способа. 16 декабря, в день 20-летия «независимости» в Жанаозене на центральной площади, когда как и было запланировано, начался мирный митинг бастующих нефтяников и поддерживающих их местных жителей, на который собралось более  пяти тысяч человек, власти целенаправленно организовали провокацию, совершив наезд полицейской машины на толпу митингующих. Это вызвало бурную реакцию рабочих. Были перевернуты полицейские машины и автобус. Сотрудники полиции, которые ранее спровоцировали рабочих, разбежались, но в город были стянуты внутренние войска.

Против безоружных рабочих и местных жителей было применено огнестрельное оружие. Число жертв власти скрывают, называя явно преуменьшенное количество. Очевидцы говорят о сотне убитых и многих сотнях раненых.

Этот расстрел означает, что власти решили грубой силой подавить забастовку мангистауских нефтяников и потопить выступление рабочих в крови!

Жертвы среди мирных граждан лягут позорным пятном на режим, который вместо разрешения трудового конфликта, длящегося уже семь месяцев, использовал против бастующих оружие.

Но насилие властей почти всегда лишь укрепляет мужество борцов с несправедливостью. И хотя в Жанаозене введено черезвычайное положение, нефтяники не сломлены. А по всему миру звучат голоса поддержки борьбе рабочих и непримиримого протеста против действия властей и их обслуги.