«Русские витязи» и «Стрижи» отлетались
Главный аэродром базирования знаменитых
пилотажных групп
теперь будет бизнес-терминалом Керимова
То,
во что отказывались верить многие военные летчики, случилось. Правительство
России распорядилось открыть знаменитый подмосковный военный аэродром
Кубинка для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.
Большую часть авиабазы в 2010 году на организованном Министерством обороны
аукционе выкупил миллиардер Сулейман Керимов. Кубинка миллиардеру понадобилась,
чтобы возвести на ней терминал для бизнес-авиации.
Действительно, очень удобно. Отличное летное поле, много места для самолетных
стоянок, да и Москва под боком. Но на Кубинке по сей день базируются наши
уникальные пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи», летающие на серийных
фронтовых истребителях Су-27 и МиГ-29. Мастерством их пилотов восхищалось
полмира. И очень многие обоснованно опасаются, что и «Стрижи», и «Витязи»,
скорее всего, теперь отлетались.
История
вопроса такова. С 1938 года Кубинка практически полностью использовалась только
военными самолетами. В 1993 году сюда перевели часть боевых машин и управление
самой мощной в наших ВВС в тот период 16-й воздушной армии, выведенной из
Германии. Армия эта стала стержнем противовоздушной обороны Москвы. Но быстро
усохла вначале до авиационного корпуса, а потом и вовсе перестала существовать.
Сегодня на аэродроме остались Центр показа авиационной техники имени Ивана Кожедуба, в который входят пилотажные группы «Стрижи» и
«Русские витязи», ОАО «121-й авиационный ремонтный завод», 226-й отдельный
смешанный авиационный полк (вертолёты Ми-28, Ми-8, самолёты Ан-12, Ан-24,
Ан-26, Ан-30, Ту-134) и учебно-спортивная организация Кубинский АТСК РОСТО. Для
огромной авиабазы – слезы.
В
2009 году в рамках программы приватизации премьер-министр Владимир Путин
исключил Кубинку из перечня аэродромов совместного базирования. В 2010 году
земельный участок размером 46 гектаров (весь аэродром занимает 60 гектаров) с
прилегающей инфраструктурой за $7 млн. на тендере Минобороны выкупил Керимов
для осуществления своих бизнес-проектов.
ООО «Нафта-Москва», которая
управляет его активами, планирует возвести на базе пока еще боевого аэродрома
международный бизнес-терминал. Объем требуемых инвестиций оценивается в сумму
миллиард долларов. Уже к 2018 году предполагается преобразование Кубинки в
гражданский аэропорт.
Что
теперь будет со «Стрижами» и «Витязями»? Этого, похоже, не знает никто.
Генералы, да и сам министр обороны РФ Анатолий Сердюков не раз говорили о том,
что не допускают и мысли о расформировании прогремевших на весь мир пилотажных
групп. Но по гарнизону, и не только по нему, давно ползут слухи, что постепенно
военных выставят с аэродрома. Скорее всего, переведут в Липецк. Без сомнения,
это и будет конец. В то, что все до единого здешние асы немедленно возьмут под
козырек, побросают подмосковные квартиры и отправятся с семьями туда, где их
никто не ждет, верится слабо. Рапорт на увольнение хотя бы нескольких означает,
что крутить в небе на истребителях немыслимой сложности фигуры группового
пилотажа уже не получится. Невероятная слетанность групп, чтобы от крыла до
крыла – всего пара метров, достигается годами. Заменить выбывших
долго не получится.
О
том, какие последствия будет иметь передача Кубинки коммерсантам, корреспондент
«СП» поговорил с заслуженным летчиком-испытателем, Героем России полковником
Магомедом Толбоевым:
«СП». Вы еще
недавно заявляли, что едва ли не в одиночку бьетесь за Кубинку. Выходит,
проиграли?
М.Т. Да,
выступал и на телевидении, и по радио, и в газетах. Но я не могу противостоять
правительству России. Высказывал и высказываю свое мнение – мнение офицера
Российской армии, полковника Военно-Воздушных сил, который уважает свою русскую
авиацию. Когда ее уничтожают – это боль души. За что и почему русскую авиацию
пытаются уничтожить всеми путями, я не понимаю. И вот сегодня этот карательный
меч достиг Кубинки.
«СП». Каково
значение этого аэродрома?
М.Т. Кубинка
– это несущая конструкция всего бывшего Московского, а теперь Западного
военного округа. Это не только аэродром. Это, например, еще и подземные базы.
От Кубинки до Кремля ведет прямая подземная железная дорога. А теперь вся эта
инфраструктура попадает в руки коммерсантов.
«СП».
Сколько единиц военной авиатехники там пока
базируется?
М.Т. Точно
не могу сказать. Но их количество измеряется сотнями: это «Русские витязи» на
Су-27, это «Стрижи» на МиГ-29, это «Русские гусары» на Су-25. Поймите, Кубинка
– это фундамент нашей авиации.
«СП». Если
этот аэродром собираются преобразовать в гражданский аэропорт к 2018году, куда
перебазируют «Стрижей» и «Витязей»? Или они останутся там же?
М.Т. Их
будут перебазировать под Липецк.
«СП». А сами
летчики туда поедут?
М.Т. Этот
вопрос я тоже поднимал. Люди уже привыкли, обустроились, а теперь им куда-то
сниматься с места. Военного человека обидеть ничего не стоит: в силу своей
присяги он не может сопротивляться. «Тяготы и лишения переносить достойно» –
так написано в уставе, и мы это выполняем. Но бизнесмены этим пользуются. У них
и так все хорошо, но лучше бы они этим военным летчикам дали землю под дачи в
Подмосковье. Военные – эта самая оскорбленная часть населения России.
«СП». То
есть, отдавая Кубинку под коммерческое использование, мы ставим под угрозу
существование элитных пилотажных групп?
М.Т. У всех
уважающих себя стран помимо национального герба, гимна и флага, существует своя
национальная пилотажная группа: у испанцев, у итальянцев, у французов,
американцев. Они летают от имени своего государства, своего народа и
президента. Наших – уничтожают. В 90-х годах мы с Анатолием Квочуром
летали с этими группами по всему миру: Америка, Южная Африка, Тайланд, Австралия – в самые трудные времена мы показывали,
что Россия жива. И сегодня нам говорят «Вы никто». Для меня лично как офицера
русской армии это оскорбительно.
«СП». Как
перевод с этого аэродрома скажется на подготовке пилотажных групп.
М.Т. Плохо
скажется, потому что единая система будет разрушена. У нас уже нет авиации: 3-4
самолета за год построили, и сразу «Ура!» по всем каналам. Нам таких самолетов
нужно не 3-4, а 1304!
«СП». Какие
авиабазы теперь будут ближайшими к Москве?
М.Т. Ближе
Воронежа и Липецка ничего не будет.
«СП». А что
с летной школой, с обучением новых летчиков?
М.Т. У нас четыре
года не было набора курсантов, которые должны прийти на смену нынешним
летчикам. Только в этом году министр обороны разрешил возобновить набор. Я
вообще ничего не могу понять: территория России – это не Швейцария, и не
Ватикан. Это огромная страна, которой нужна соответствующей мощи авиация.
Югославию разгромили авиацией за двадцать с лишним дней, не вводя в нее ни
одного солдата НАТО. Ливию разгромили авиацией, Ирак – тоже. Все зависит от
Военно-Воздушных сил. Поэтому русскую авиацию надо сохранить и поднимать не
единичными покупками, а масштабными.
«СП». А кто
теперь будет обеспечивать защиту неба Москвы?
М.Т. Да
никто не будет. У России сегодня только одна надежда – на ядерные ракеты.
Виктор Савенков
Источник: svpressa.ru