Были времена! Прошли... или еще настанут?
Не
знаю, как в других городах, но в Москве единственное, что не уничтожили из
советской культуры полностью, это – библиотеки. Конечно, их не столько, сколько
было в советские годы, но ещё много. Ясно, что если раньше любой завод, фабрика
имели свои библиотеки, а теперь уничтожены сами предприятия, то и книги
выброшены. При этом в лучшем случае при закрытии фабрики их не выкидывали сразу
в мусорные контейнеры, а сваливали в самосвалы, из которых потом книги
ссыпали возле школ. Мол, если хотите – берите, а нет – несите на помойку.
Так пополнилась книгами наша школьная библиотека и кабинеты в середине 90-х.
Некоторые книги из заводских библиотек были удивительные !
Например, я взяла к себе в кабинет химии стихи Ломоносова, интересное
исследование из серии популярной литературы об открытии
Менделеевым Периодического закона. Для классных часов мне пригодилась
книга о блокадном Ленинграде, о героях Великой Отечественной войны. На полках
шкафов кабинета химии я хранила и многотомное издание Ленина и Маркса с Энгельсом.
Однако
в чем изменения современных школьных библиотек в сравнении с библиотеками в
советское время? Ну, во-первых, как я уже сказала, общее число библиотек
намного уменьшилось.
Во-вторых,
например, школьная библиотека 60-х, (я работала тогда тоже учителем московской
школы) представляла собой непрерывно действующий орган, работающий на развитие
школьника. Библиотекарь наша Ирина Марковна Вигдорчик не только выдавала
художественную и специальную литературу ребятам и учителям, но и еженедельно
устраивала встречи с интересными людьми. В нашей школе на Большой Ордынке
побывали писатель Лев Кассиль, Любовь Кабо с героями
своей книги, Народный артист СССР Н.С.Плотников, заслуженный артист
А.Тимофеев, бывали поэты, художники. Писатели и поэты, деятели искусств проводили со школьниками интереснейшие беседы, на
которых и учителям не было скучно. Встречи эти формировали вкусы и
профессиональные стремления школьников, а иногда наоборот, объясняли ребятам,
что они заблуждаются в своих желаниях.
Ирина
Марковна не только развивала ребят, она ещё приучала их беречь и уважать книгу
– «источник знаний», как тогда мы говорили. Она проводила в классах беседы,
рассказывая, сколько труда вложено самыми разными людьми в то, чтобы книга
появилась на свет. В конце года по классам проходил рейд по сохранности
учебников. У каждого школьника на каждом учебнике была табличка на последней
странице. Там вписывалась фамилия хозяина учебника и ставилась отметка за его
сохранность за прошедший год. О дне проверки заранее предупреждали. Надо было
видеть, как ребята старательно приводили в порядок свои учебники, чтобы «комар
носу не подточил». Представить себе, что можно книги скинуть в самосвал, а
потом вывалить их перед зданием школы, было невозможно.
Учебники
в советское время были бесплатными, потом постепенно стали становиться
платными. И уже дети на замечание в неаккуратности по отношению к книге важно
заявляли, что мол, учебник мной куплен, хочу – порву, хочу вообще выброшу. И,
правда, начиная с1995 года, я сама наблюдала, как выпускники 9-х, а иногда и
11-х классов после экзаменов радостно устраивали костёр во дворах своих домов и
сжигали уже не нужные им книги. Это варварство я пыталась пресечь, но меня не
понимали иной раз и взрослые, особенно, когда настали времена непрерывного
изменения учебных программ и ежегодной смены учебников. Стали сжигать списанные
книги и библиотеки. А списывать их заставляли постоянно «вышестоящие»
организации. Например, мне передала Горького и Гайдара библиотекарь, узнав, что
я возмущена тем, что они исключены из школьной программы. Я потом дарила их
своим ученикам, разъясняя школьникам величие Горького и значение Аркадия
Гайдара для литературы и формирования умов целого поколения советских людей.
В
2000-2008 годах я работала учителем химии сразу в двух школах, так как
чиновники от образования сократили число часов естественных наук для
8-11классов. В той и другой школе были, как и прежде, библиотеки. Но это уже
было просто место выдачи учебников. Если я, желая заинтересовать старшеклассников
химией, предлагала им найти дополнительную литературу по какой-нибудь изучаемой
нами теме, то ставила ребят в трудное положение. Такой литерутуры в библиотеке не было.
Изменились
времена, изменились и люди. В одной из школ, где я работала два дня в неделю,
директором была учитель литературы и русского языка. Человек, моментально
изменивший советским взглядам, да ещё впавший в религиозность. В один из тех
дней, что меня не было в вверенной ей школе, она
сделала набег на мои шкафы в кабинете химии. К своему ужасу, директор
обнаружила там книги, спасённые мной из помойки. В её школе – и вдруг Ленин,
Маркс, Энгельс! Их в библиотеке-то не положено держать, а тут они – в кабинете
химии! Её ничуть не смутило моё отсутствие в этот день в школе. Директор
призвала школьников и потребовала, чтобы те отнесли на помойку все книги из
шкафов кабинета химии. Она это делала с тем большим удовольствием, что там ею
была найдена собираемая мной много лет литература по атеистическому воспитанию
школьников. А у нас с ней, как раз перед этим, состоялся неприятный разговор в
связи с тем, что директор школы пригласила попа освещать все школьные
кабинеты. Когда процессия во главе с батюшкой подошла к моей двери, я
демонстративно заперла кабинет и заявила, что пока школа – светское учреждение,
я никаких попов к себе не пущу. Поп отреагировал спокойно, зато директор
«отомстила». Тут же, естественно, я подала заявление об уходе…
Когда-то Ирина Марковна приходила в
начале года со списком вышедшей литературы к каждому предметнику школы, с
вопросом: что из перечисленного заказывать, сколько экземпляров? Мы, учителя, в
её большом списке отмечали цифрами число книг, нужных нам для работы и
приписывали ещё интересные нам названия новых изданий. Были времена! Прошли
былинные…
И.Мещёрская