САЛЮТ. РАСПИЛ ПО-АВИАЦИОННОМУ

 

«В ближайшие годы правительство планирует выделение значительных средств на оборону, в том числе и на развитие авиации. Планируется создать военный самолет с двигателем пятого поколения. Но не деньги могут возродить промышленность (конечно, без них это немыслимо), а их грамотное целевое использование. Для этого необходимо правильно обосновано поставить задачу, наметить пути ее решения, определиться с исполнителями, а  самое главное, устранить пути «утекания» денежных средств.

Но есть другой путь, по которому в большей части происходит «развитие» отрасли. Для него должно быть наличие предприятия с хорошим красивым названием, кучей сертификатов, а главное с нужными людьми в руководстве. Затем  пишутся формальные, ничего не дающие для развития отрасли, а иногда просто липовые программы, заключаются контракты, даже выигрываются тендеры, перечисляются деньги под эти контракты, появляются отчеты, подписываются акты. Формально есть все. Только нет реальной продукции: нового оборудования, революционной конструкции, передовой технологии и, как следствие, этого образцов военной техники. Зато деньги потрачены и не только потрачены, но и получены.

Именно в таком режиме работает предприятие «Научно производственный центр газотурбостроения «Салют» и его филиал НИИД. Об этом рассказал автору материала инженер НИИ технологии и организации производства Двигателей (НИИД) Федоренин Анатолий Владимирович.

 

В работах не должно быть металла

 

Для удобства отмыва и попила, по словам Федоренина, «в работах не должно быть разделов, связанных напрямую с «металлом». Лучше всего разрабатывать «новые» технологии. Причем только на бумаге и только абсолютно бессмысленные.

Все равно, как если бы предприятие пищевой промышленности не производило колбасу, а создало бы «Разработку технологии взвешивания колбасы с точностью 0,0001 грамма». И торжественно бы объявило: «С такой точностью не взвешивают нигде в мире. Это новое слово в технологии взвешивания». Причем, поскольку работа воплощения в металле не имеет и засекречивается, мало кто сможет с ней ознакомиться, а значит и вскрыть липу».

Впрочем, бумажная работа не единственный способ увеличения благосостояния начальства. Еще закупается никому не нужное оборудование. Потом оно стоит. Его не используют, даже не подключают. Просто начальству нужно прокачать через завод большую сумму, от которой можно будет отщипнуть сумму поменьше, в карман себе любимому.

Ну и, естественно, подписываются не соответствующие действительности акты о завершении работ или о стоимости произведенных работ. Так, «заместителем управляющего директора по государственным программам и инновационному развитию ОАО «УК «ОДК» был заключен контракт с директором НИИД Гейкиным В.А. и директором ММПП «Салют» Масаловым В.Е. по изготовлению щеточного и пальчикового уплотнений стоимостью более 300 млн. руб.

Соисполнителю работ – Уральскому филиалу, как «изготовителю», за два пальчиковых уплотнения диаметром около 200 мм было заплачено 29 млн. руб. Конечно, «нашелся» и соисполнитель соисполнителя, которому была перечислена большая часть денег. Для справки, рыночная цена такого уплотнения составляет порядка 100 тыс. руб.».

 Ну а о том, что премии благонадежным сотрудникам выдавались при условии отката (возврата зам. директору Шароновой Н.И. 20% от полученной суммы), уже неоднократно писали.

 

 Особенности национальной бухгалтерии

 

 Естественно, для подобных махинаций, извиняюсь, работ по поднятию российской авиационной промышленности, нужна соответствующая бухгалтерия. «Прежний главный бухгалтер НИИД был уволен «по собственному желанию из-за своей ненадежности, – рассказывает Федоренин, – Теперь никакая проверка Гейкину (директору НИИД) не страшна. Все документы оформлены: акты, счета, договора, контракты. (Кто поедет в какую-нибудь Уфу проверять и копать, куда дальше переведены деньги и что на них сделано). До техники добраться невозможно: она засекречена. У заказчика нет  претензий – он в доле. Механизм отлажен и работает. Только, что ждет страну через несколько лет? В лучшем случае, можно купить военную технику (если продадут) у развитых стран, а в худшем даже трудно представить».

 

Кадры  решают все

 

  Ясно, что когда предприятие переходит от разработки способов изготовления авиационных моторов к разработке  методов попила – это не может не вызвать изменения кадрового состава. Просто потому, что дирекции становятся нужны совершенно другие люди для совершенно других работ. В результате, в течение года НИИД покинули три доктора наук из пяти. А из 18 ранее действовавших лабораторий осталось 7.

 

Безопасность нас бережет

 

  Инженеры из НИИД Д.Э.Хижный и А.В. Федоренин пытались привлечь внимание руководства к вышеописанному «эффективному менеджменту». На многочисленные обращения им соизволили ответить глава службы по режиму и безопасности Левченко А.Я. и директор «Салюта» г. Масалов. Левченко, «проверив» поступившую информацию, «установил», что в работе директора института Гейкина В.А. имеются незначительные недостатки. А именно, работа ведется слишком «гласно»». «Следствием, – рассказывает Федоренин, – стали замки на всех дверях, выделение бухгалтерии в отдельную комнату и наставление сотрудников в сохранении «коммерческой» тайны»! Ну, а Масалов не поленился отписать, что факты не подтвердились.

 Естественно, Хижного и Федоренина администрация НИИД старается выжить. Производственные участки, созданные ими, были переданы в другие подразделения. Действия администрации противоречат ст.6 ФЗ № 59 от 02.05.2006, запрещающей преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности... Хижный и Федоренин  написали Масалову и об этом. Г. Масалов соизволил ответить, что на территории «Салюта» ФЗ №59 не действует.

  В общем, что тут еще можно сказать? Только напомнить, что «Салют» считается передовым для России предприятием, занявшим первое место по итогам года за 2011 год, и констатировать, что превращение РФ в полноценную энергетическую сверхдержаву идет полным ходом.

А. Зимбовский

РРП-информ